Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Ян Юн-го

楊榮國, Ян Юн-гоЯн Юн-гоЯн Жун-го. 1907, г. Чанша пров. Хунань, — 1978. Исследователь истории кит. философии и идеологии. В 1929 окончил ун-т Цюньчжи (Шанхай), работал преподавателем ср. школы в Чанша. Сначалом Войны сопротивления Японии (1937–1945) активно участвовал в патриотич. движении, в 1938 вступил в КПК. К исследовательской и преподавательской работе в области истории кит. идеологии Ян Юн-го обратился в начале 40-х гг., был проф. Ун-та Северо-Востока (Чунцин), Гуйлиньского педагогич. ин-та. После образования КНР работал в Хунаньском ун-те, Ун-те Сунь Ят-сена (Гуанчжоу), Ин-те истории АН Китая. В 1974 избран чл. ПК ВСНП 4-го созыва.
 
Руководствуясь положением об определении обществ. сознания обществ. бытием, Ян Юн-го рассматривал процесс развития обществ. мысли в Китае с т.зр. соотношения производит. сил и производств. отношений, борьбы классов, прогресса науки и техники. Исследовал проблемы социальной трансформации кланово-рабовладельческого строя в VI–III вв. до н.э., пытаясь пояснить объективные закономерности развития древнекит. филос. мысли через призму борьбы двух противоположных общественно-политич. лагерей. В кн. «Исследование древнекитайского материализма» («Чжунго гудай вэйулунь яньцзю») предположил обусловленность взлета филос. мысли в VI–III вв. до н.э. «особым развитием обществ. производительных сил». Большую известность приобрела работа Ян Юн-го, написанная в конце 40-х гг., — «История древнекитайской идеологии» («Чжунго гудай сысян ши»; рус. пер.: Ф.С.Быков и др., 1957), посвященная развитию филос. и общественно-политич. мысли на фоне изменения социального строя в I тыс. до н.э. Считал граничными точками пути изменения мышления в древнем Китае идею «Верховного императора/Божества» (Шан-ди) эпохи Шан-Инь (XVI–XII/XI вв. до н.э.) и призыв Сюнь-цзы (IV–III вв. до н.э.) «подчинить Небесное повеление (тянь мин; см. Тянь [1], Мин [1]) и использовать его» (чжи тянь мин эр юн чжи). С т.зр. Ян Юн-го, воззрения Сюнь-цзы, к-рые можно охарактеризовать формулой «ритуал (ли [2]) проявляет порядок закона (фа [1])» (ли бяо фа ли), стали основой феод. кит. идеологии. Изложение материала в указ. книге отличается стремлением довести содержание до самой широкой читательской аудитории посредством перевода цитат из древнекит. памятников на совр. кит. яз., пространных комментариев и объяснений.
 
Оценивая школы моистов (мо-цзя) и легистов (см. Легизм) как передовые, Ян Юн-го крайне негативно относился к учению Конфуция. Уже в ходе Войны сопротивления Японии он выступил против призыва гоминьдановской пропаганды к «почитанию Конфуция, чтению канонов (цзин [1]; см. Цзин-вэй, «Ши сань цзин»)». В кн. «Идеи Конфуция и Мо [Ди]» («Кун Мо ды сысян». Пекин, 1950) он рисует Конфуция человеком, стремившимся повернуть ход времени назад, консервативным мыслителем. Признавая впоследствии позитивный характер открытой Конфуцием традиции частного обучения и его педагогич. идей, Ян Юн-го в целом не изменил своей позиции. В последние годы жизни Ян Юн-го работал над книгой «Краткая история китайской философии» («Цзяньмин Чжунго чжэсюэ ши»), в к-рой в качестве фундаментального содержания истории древнекит. философии рассматривал борьбу между школами конфуцианцев и легистов. Публикация в июле 1973 этой книги и статей Ян Юн-го «Конфуций — мыслитель, твердолобо защищающий рабовладельческий строй» («Кун-цзы — ваньгу ди вэйху нуцайчжи дэ сысянцзя») и «Борьба материализма эпохи двух династий Хань против идеалистич. априоризма» («Лян Хань шидай вэйулунь фаньдуй вэйсиньлунь сянь яньлунь ды доучжэн») в центральной газете «Жэньминь жибао» (7 и 13.8.1973) наряду с др. подобными материалами была использована для развертывания кампании «критики Конфуция и Линь Бяо».
 
Источники:
Ян Юн-го. Чжунго гудай вэйулунь яньцзю (Исследование древнекитайского материализма). [Б.м.], 1940; он же. Чжунго гудай сысян ши (История древнекитайской идеологии). Пекин, 1954; он же. Тань Сы-тун чжэсюэ сысян (Философские идеи Тань Сы-туна). Пекин, 1957; он же. Фаньдун цзецзи ды «шэн жэнь» — Кун-цзы (Конфуций — «святой» реакционных классов). Пекин, 1962; он же. Чу сюэ цзи (Сборник ранних работ). Пекин, 1971; Чунь-цю — Чжань-го шици сысян линью нэй лян тяо лусянь ды доучжэн (Борьба двух линий в области идеологии в период Чуньцю–Чжань-го) // Хунци. 1972, № 12; он же. Кун-цзы — ваньгу ди вэйху нуцайчжи ды сысянцзя (Конфуций — мыслитель, твердолобо защищающий рабовладельческий строй // Жэньминь жибао. 07.08.1973; он же. Лян Хань шидай вэйулунь фаньдуй вэйсиньлунь сянь яньлунь ды доучжэн (Борьба материализма эпохи двух династий Хань против идеологического априоризма) // Жэньминь жибао. 13.08.1973; он же. Цзяньмин Чжунго чжэсюэ ши (Краткая история китайской философии). Пекин, 1973; Ян Юн-го. История древнекитайской идеологии. М., 1957.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 651-652.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тангутская империя на Шёлковом пути: из пучины забвения
Герои и сокровища нехоженых троп Восточного Туркестана
Ли Сюэ-цинь
Транспортный комплекс КНР превратился в инструмент ускорения социально-экономического развития Китая
К вопросу о сотрудничестве между Китаем и Израилем в автомобильной промышленности


© Copyright 2009-2019. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.