Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Янь Фу

嚴復, Янь ФуЯнь ФуЯнь Ю-лин, Янь Цзи-дао, псевдоним последних лет — Юй-е Лао-жэнь (Старец, Изживающий Дикость). 8.1.1854, уезд Хоугуань, пров. Фуцзянь, — 27.10.1921, Фучжоу. Китайский философ, знаменитый переводчик западной классики, общественный деятель, идеолог реформаторства, первым адекватно озна­комивший соотечественников с достижениями западных наук в понимании об-ва и гос-ва. Родился в семье потомственного сельского врача, к-рый умер в 1866, что вынудило Янь Фу прервать семилетнее традиционное образование и из-за отсутствия материальных средств поступить на казенный кошт в мо­реходное училище при Фучжоуской судоверфи, где преподавались есте­ственные науки и иностранные языки (англ. и франц.). Окончив его в 1871 с отличием, Янь Фу плавал на военных кораблях в Сингапур, Японию, Малайю, Филиппины, а в 1876 был отправлен на учебу в Англию, где через 2,5 года получил высшее техническое образование. Там он познакомился и сошелся в позитивном взгляде на Запад с известным сановником и ученым (имевшим высшую ученую степень цзинь ши и написавшим фундаментальный комментарий к историческому шедевру Сыма Цяня: «Ши цзи чжа цзи» — «Заметки об “Исторических записках”») Го Сун-тао (1818 — 1891), к-рый в это же время возглавил первое китайское посольство в Великобритании (с 1876) и по совместительству — во Франции (с 1878).

По возвращении на родину в 1879 Янь Фу преподавал в Фучжоуском мореходном училище и созданном в Тяньцзине выдающимся политиком и ученым (цзинь ши), пропагандистом использования западных достижений на китайской основе (чжун ти си юн; см. Ти–юн) Ли Хун-чжаном Бэйянском военно-морском училище, к-рое возглавил в 1890. В 1896 стал руководите­лем готовившего переводчиков Бюро русского языка. Пытаясь традици­онным образом построить карьеру, Янь Фу в период с 1885 по 1893 четы­режды участвовал в экзаменах на среднюю ученую степень цзюй жэнь, но неизменно терпел неудачу. Потрясенный сокрушительным поражением Китая в войне с Японией (1894–1895) Янь Фу решительно изменил жизнен­ную позицию и активно включился в общественную деятельность. Первое же публицистическое выступление принесло ему широкую известность. В 1895 в тяньцзинской газете он напечтал серию из четырех острых политико-философских статей: «Лунь ши бянь чжи цзи» («О стремитель­ности перемен в мире»), «Юань цян» («Обращение к источникам могущества», в рус. пер. 1960 — «Источники силы»), «Пи Хань» («Опровержение Хань [Юя]», рус. пер. 1960), «Цзю ван цзюэ лунь» («Окончательное суж­дение [о путях] спасения от гибели»), в к-рых, порвав с конфуцианской традицией, обратился к «поиску истины на Западе» (выражение Мао Цзэ-дуна).

В своих публицистических работах Янь Фу первым со всей определен­ностью выдвинул задачу национального спасения и выживания, предложив ее решение с позиций социал-дарвинистского эволюционизма. Признавая «гос-во подобным организму», а «политические мероприятия подобными растениям», Янь Фу стал трактовать жизнь об-ва в категориях борьбы за существование и естественного отбора. Источником исконной свободы гос-ва и человека считал природу — Небо (тянь [1]). Классическую фор­мулу Мэн-цзы «народ первостепенно ценен... правитель — третьестепенен» («Мэн-цзы», VII Б, 14) Янь Фу истолковывал в духе теории «общественного договора» Ж.Ж. Руссо, объясняя возникновение правительства и аппарата подавления инициативой народа, нуждавшегося в защите, и «существова­нием зла»: «Правители и чиновники, наказания и войска появились после того, как возникла необходимость защищать народ. Народ стал нуждаться в защите, потому что были насилия, вымогательства и бедствия. Насилия же, вымогательства и бедствия объяснялись тем, что культура не распро­странялась и не все следовали добру. Таким образом, правители существуют потому, что в Поднебесной существует зло; их появление отнюдь не было связано с возникновением в Поднебесной добра» («Пи Хань»). Отношения типа «государь – подданные» порождены суровой необходимостью и отличны от свободного развития Пути-дао, но потому они и не вечны. Однако время безгосударственного самоуправления еще не настало не только в Китае, но и в «образцовых» зап. гос-вах, где, по мнению Янь Фу, «из важ­ных вопросов гос. значения семь десятых решает сам народ, а три деся­тых — правительство; из последних наиболее важными являются приме­нение наказаний и руководство армией» («Пи Хань»).

Процветание и могущество Запада Янь Фу связывал с принятием и раз­витием там «общих принципов» (гун ли, см. Гун [1], Ли [1]) равенства, свободы, народного суверенитета и демократии. Но «одними политиче­скими мерами... нельзя добиться успеха в управлении [гос-вом]», ибо «бедность и богатство, сила и слабость, порядок и смуты в гос-ве опреде­ляются физическими (ли [4] — сила), умственными (чжи [1]) и нравствен­ными качествами (дэ [1]) его народа. Лишь только тогда, когда эти три качества налицо, можно строить на них правильные политику и законо­дательство» («Юань цян»). «Поэтому ныне политика должна быть направ­лена на достижение трех главных целей (дуань): развитие физических сил народа, просветление его ума и обновление его морали» («Юань цян»). Поднять же моральное кач-во китайцев, по Янь Фу, могло лишь пробуж­дение любви к родине. На вопрос, как этого добиться, он отвечал: «Нужно учредить в столице парламент и повелеть по всей Поднебесной провести публичные выборы правителей уездов и областей» («Юань цян»).

Для пропаганды своих взглядов он в 1897 основал в Тяньцзине газету «Го вэнь бао» («Вестник оглашаемого в стране»), выступавшую в поддержку реформаторского движения, экономических теорий свободной конкурен­ции, за конституционную монархию. После «ста дней реформ» и пораже­ния реформаторов в 1898 газета была закрыта. Сам он в краткий период торжества реформаторов активных действий не совершал, хотя и удосто­ился аудиенции у императора Дэ-цзуна. Впоследствии (1900-1911) Янь Фу занимал руководящие посты в системе просвещения, был директором высшего педагогического училища в Аньцине (пров. Аньхуй). В 1909 полу­чил высшую ученую степень цзинь ши, в 1911 — звание штабного офицера военно-морских сил 1-го ранга. В 1905 в Лондоне встретился с Сунь Ят-сеном, но к Синьхайской революции 1911 отнесся враждебно, полагая китайский народ духовно не готовым к восприятию республиканского строя. Эта по­зиция сблизила его с президентом Юань Ши-каем, в канцелярии к-рого в 1913-1916 он подвизался в кач-ве дипломатич. и юридич. советника. Уча­ствуя в работе комиссии по выработке временной конституции, Янь Фу в то же время идеологич. содействовал Юань Ши-каю в подготовке монархического переворота, превращавшего президента в императора (1915). После провала этой акции он отошел от политики и стал все больше трансформироваться из глубокого критика конфуцианских ценностей в их ревностного апологета. Поэтому в 1919 во время культурного движения «чет­вертого мая» (у сы) Янь Фу выступил за сохранение духовных традиций и против замены китайского письменно-литературного языка (вэньянь) разговор­ным (байхуа). Сам он оказался последним классиком перевода зап. текстов на вэньянь. Ужасаясь трагическим постреволюционным событиям, раз­рушавшим гуманную китайскую цивилизацию и кровавым кошмарам Первой мировой войны, дискредитировавшим зап. прогрессизм, Янь Фу в послед­ние годы жизни впал в меланхолию, утратил интерес к «чтению некогда любимых книг по философии и истории и потерял вкус к обсуждению текущих событий», что также усугублялось многолетней астмой и дли­тельным злоупотреблением опиумом.

Крупнейшим вкладом Янь Фу как в современное ему реформаторское движение, так и в кит. культуру в целом явилось то, что в своих стилисти­чески блестящих и теоретич. продуманных переводах он впервые позна­комил китайское общество с классич. произведениями обществоведческой и научной мысли Запада: «О духе законов» Ш. Монтескье, «Исследование о природе и причинах богатства народов» А. Смита, «Эволюция и этика» Т. Гексли, «Система логики силлогистической и индуктивной» Д.С. Милля.

Источники:
Хоугуань Янь-ши цункэ (Сочинения господина Яня из уезда Хоугуань). Тайбэй, 1969; Тянь янь лунь (Гексли Т. Теория природного развития /Пер. Янь Фу). Тайбэй, 1977; Источники силы. Опровержение Хань Юя // Из­бранные произведения прогрессивных китайских мыслителей нового вре­мени (1840–1898). М., 1961; Houang F. (tr.) Les Manifestes de Yen Fou. P., 1977.

Литература:
История китайской философии. М., 1989. С. 470–484; Кобзев А.И. Китай // История политических и правовых учений. XIX век. М., 1993; Он же. Философия китайского неоконфуцианства. М., 2002. С. 459–462, указатель; Крушинский А.А. Творчество Янь Фу и проблема перевода. М., 1989; Исто­рия китайской философии. М., 1989. С. 470–484; Фэн Ю-лань. Краткая ис­тория китайской философии. СПб., 1998. С. 344–346; Лунь Янь Фу юй Яньи минчжу (О Янь Фу и его знаменитых переводах). Пекин, 1982; Pusey J.R. China and Charles Darwin. Camb. (Mass.), 1983; Scwartz B. In Search of Wealth and Power: Yen Fu and the West. Camb. (Mass.), 1964.

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 644-646.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Россия и Китай: XI международная конференция в Казани
Ян Цзиннянь и современный перевод «Богатства народов» на китайский язык
О первом томе 10-томной «Истории Китая»
История основных историко-культурных зон Восточной Азии в Х–I тыс. до н.э. в первом томе «Истории Китая»: подходы и концепции
О статье Е.Ф. Баялиевой «Правовые аспекты обращения бумажных денег в юаньском Китае»


© Copyright 2009-2018. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.