Синология.Ру

Тематический раздел


Эрлиган

二里岡, древнее городище, открытое в 1952 г. на территории юго-восточной части совр. г. Чжэнчжоу 鄭州 (пров. Хэнань) и относящееся к числу важнейших археологических памятников Китая первой половины II тыс. до н.э.
 
В научной литературе Эрлиган обычно отождествляют с  первой столицей древнейшего китайского государства Шан-Инь 商殷 (XVII-XI вв. до н.э.) - городом Бо , неоднократно упоминаемым в более поздних письменных источниках. Известно, что это городище занимало площадь в 3,2 кв. км, имея в плане форму неправильного квадрата, и было обнесено глинобитной стеной, общая протяженность которой составляла 6960 м (западный участок - 1690 м, северный - 1870 м, южный и восточный - по 1700 м каждый). Ширина стены у основания достигала 36 м, а ее высота - 9,1 метров. По подсчетам китайских ученых (оспариваемых некоторыми европейскими и американскими специалистами) над сооружением такой стены, начиная с заготовки строительного материала, должны были трудиться 10 тыс. мастеров, которые бы работали 330 дней в течение 12 лет.
 
Столь высокий уровень развития древнекитайского градостроения объясняется тем, что к моменту возведения Эрлигана оно уже прошло длительный путь развития. Установлено, что традиция градостроения зародилась еще в IV- III тыс. до н.э., т.е. в эпоху неолита. Тогда же, как выяснилось, была освоена глинобитная технология, ставшая впоследствии основной для решения градостроительных задач (таких, как возведение городских стен) и зодчества, где её использовали для возведения специальных платформ, образующих фундамент зданий. Технологический процесс предусматривал несколько этапов: канаву с косыми стенками (глубиной до 2 м) постепенно заполняли слоями глиняной массы (по 6-8 или 10-20 см), каждый слой утрамбовывали и пересыпали песком. Слои накладывали до тех пор, пока не достигали необходимой высоты. Специфика этой технологии (как считали прежде, известной только с эпохи Шан-Инь) объясняет причину, по которой глинобитные стены китайских городов всегда имеют массивное основание и общий трапециевидный профиль.
 
Древнейшими памятниками китайского градостроения сегодня признаны несколько комплексов, открытых в конце XX в. в среднем течении р. Янцзы, на месте существования южных неолитических общностей. Например, обнесенное стеной и почти прямоугольное в плане городище Цзицзяочэн 雞叫城, общей площадью почти в 15 тыс. кв. м (1998 г., северная оконечность пров. Хунань). Судя по сохранившимся фрагментам, стена в этом случае уже была выполнена в глинобитной технике (выс. 2-5 м, шир. у основания - 40-60 м) и предварялась рвом, что превращало городище в крепость. Вершина эволюции неолитического градостроения соотносится с культурной общностью Луншань (Луншань-вэньхуа 龍山文化, III тыс. до н.э.), возникшей на территории Шаньдунского п-ва. Именно с ней сегодня соотносят начальный этап формирования китайской государственности. К середине 1990-х гг. было открыто 17 луншаньских городищ, занимающих площадь от 11 до 57 тыс. кв. м. Несколько городищ найдены и на территории общности Эрлитоу 二里頭 (1900-1600 гг. до н.э.), которая отожествляется рядом ученых, в первую очередь историками КНР, с легендарной династией Ся .  Среди самых известных ее памятников - городище Ванчэнган 王城岡, обнаруженное в начале 1970-х гг., в местности Дэнфэн 登封, на расстоянии 35 км к юго-востоку от комплекса Эрлитоу, вблизи г. Чжэнчжоу. Городище окружала глинобитная стена, вскрытый западный участок которой имеет в длину 92 м, а южный - свыше 80 м.
 
Еще более примечательно, что в непосредственной близости от Эрлигана были позднее обнаружены и другие города, организованные по тому же принципу, в т. ч. Шисянгоу 尸鄉溝, заключенный в прямоугольник  мощных стен (дл. сев. участка - 1215 м, зап. – 1410 м, вост. - 1640 м). Столь плотная концентрация городищ, наблюдаемая в начале эпохи Шан-Инь, по-разному объясняется в научной литературе. Одни исследователи идентифицируют обнаруженные города с теми, в которые, по свидетельству письменных источников, несколько раз на протяжении первой половины эпохи Шан-Инь (до XIV в. до н.э.) переносилась столица этого государства. Другие видят в них крепости, возведенные для размещения военных сил, контролировавших состояние порядка среди местного населения, покоренного иньцами, т.е. народностью, основавшей государство Шан-Инь. Согласно альтернативной версии, городища служили резиденциями представителей знатных кланов. Как бы то ни было, с точки зрения истории китайского градостроения значительно важнее отметить принципиальное совпадение в структуре и технологии создания каждого комплекса, показывающее, что уже в конце III - начале II тыс. до н.э. в Китае существовали развитая архитектура и инженерное искусство, располагавшее устойчивыми планировочными принципами.
 
Внутри стен Эрлигана и за их пределами обнаружены остатки многочисленных жилых построек, а также гончарных, бронзолитейных и камнерезных мастерских, сгруппированных по профессиональному признаку, что указывает на обособление ремесла из общей сферы  хозяйственной деятельности и появление внутренних градаций. К числу наиболее примечательных местных находок относятся глазурованная керамика, выполненная из каолина (см. Керамика), нефритовые изделия и бронзовые сосуды, причем, иногда достаточно крупных размеров  (например, 2 котла – дин , весом 52 и 64,3 кг и выс. 81 и 100 см соответственно). Среди бронзовых изделий присутствуют образцы большинства основных категорий кухонной и столовой утвари, характерных для древнекитайского производства (см. Бронза), свидетельствуя о том, что в XVII-XVI вв. до н.э. Китай вступил в Бронзовый век.
 
Литература:
Кучера С. Китайская археология. М., 1977; Кравцова М.Е. История искусства Китая. СПб., 2004; Ван Юй-чжэ. Чжунхуа юаньгу ши (Древнейшая история Китая). Шанхай, 2004; Чжунго да бай кэ цюаньшу (Энциклопедия китайской археологии). Пекин-Шанхай, 1986-1988; Чжунго дучэн цыдянь (Словарь столичных городов Китая) / Под ред. Чэнь Цяо-и. Цзянси, 1999; The Cambridge History of Ancient China. From the Origins of Civilization to 221 B. C. / Ed. by M. Loewe, Ed. L. Shaughnessy. N.-Y., 1999; Chang K-ch. Shang Civilization. New-Haven – L. 1980; Fitzgerald-Huber L. The Bo Capital and the Questions Concerning Xia and Early Shang // Early China. №13. 1988; Steinhard N.Sh. Chinese Imperial City Planning. Homolulu. 1990; Wu Hung. Monumentality in Early Chinese Art and Architecture. Stanford, 1995.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с. С. 878-879.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.