Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Шэн шэн

生生 (жизне)порождающие порождения, порождение/оживотворение жизни/порождения. Понятие кит. философии и культуры, выражающие гилозоистическую  идею «порождения» одних сущностей и структур живого «единотелесного» космоса другими. Видимо, не позднее IV в. до н.э. процесс «порождающих порождений» был отождествлен с нескончаемыми космич. «переменами» (и [4]), связи к-рых получили графическое выражение и теоретич. осмысление в коммент. части «Чжоу и»: «Порождающие порождения называются переменами» («Си цы чжуань», I, 5). В древнейшем медицинском трактате «Хуан-ди нэй цзин» («Канон Желтого императора о внутреннем», II–I вв. до н.э.) «порождение вещей» (у шэн) названо «превращением» — хуа. Этот термин подразумевает «тонкое», «внутреннее» изменение содержания вещи или явления, ее претворение в новое качество. Там же в аналогич. значении фигурирует термин «порождающее превращение» (шэн хуа). В эпоху Цин (1644–1911) «порождающие порождения» как универсальный принцип бытия отождествлялись с интегральным принципом конф. этики (см. Конфуцианство) — «гуманностью» (жэнь [1]), а также с «индивидуальной природой» (син [1]) и «чувствами» (цин [2]) человека. Такое отождествление выражает присущее кит. культуре представление о гомоморфизме, т.е. подобии, макро- и микрокосма, а также тяготение неоконфуцианства XI–XIX вв. к онтологизации этики.
 
Эта последняя идея получила выражение в основополагающем для неоконфуцианства и всей позднеимперской кит. культуры трактате Чжоу Дунь-и (XI в.) «Тай цзи ту шо» («Изъяснение плана Великого предела»). В нем представлена схема космогенеза, восходящая к даос. нумерологич. (сяншучжи-сюэ) и алхимич. (сянь-сюэ) построениям (см. Даосизм). Развертывание космич. процесса там представлено как цепь «порождений» одних структур универсума другими. Вершиной этого процесса является человек: лишь он «приобретает все это (структуры, субстанции и ритмы мироздания. —А.Ю.) в полноте и наиболее одухотворен».
 
Т.о., жизненное, витальное начало  (атрибут живых существ) не отделялось от общекосмич. процесса «порождений». Отличие живых существ от неживых виделось в большей степени их  «одухотворенности», хотя «дух» — шэнь [1] как субстанция, обеспечивающая «восприятие и реагирование» (гань ин), присутствует в любых вещах, так или иначе способных к реакции на внеш. воздействие. Положение человека как «самой большей драгоценности между небом и землей» обусловлено его наибольшей «одухотворенностью» (лин, шэнь [1]).
 
Распространение «порождающих порождений» на весь космос иллюстрируется фразой из коммент. части «Чжоу и»: «Величайшей благодатью (дэ [1]) Неба и Земли является жизнь/порождение (шэн [2])» («Си цы чжуань», II, 1). Небо и Земля представляют ту фазу саморазвертывания универсума, когда он уже биполярен и обретает «телесную форму». Лишь в этой фазе «подформенного» (син эр ся) бытия, т.е. возникновения «телесных форм» (син [2]), «порождающее порождение» становится выражением нескончаемого процесса космич. «перемен», для чего необходимы биполярность и взаимодействие противоположных начал инь–ян: «Твердое и мягкое, тесня друг друга, порождают превращения и изменения» (там же, I, 5).
 
Эта закономерность обозначена и в схеме космогенеза, представленной в «Тай цзи ту шо». Там «порождения» прямо инициируются взаимодействием противоположных космич. начал. Таинственные процессы, происходящие в исходной целостности универсума до взаимодействия сил инь–ян, в нек-рых древних и средневек. текстах описываются не связями «порождений», но причинной последовательностью «наличий» неких фаз-состояний. Например, наличие «Великого начала» (тай чу) предшествует наличию «Великого первоначального» (тай ши), с к-рого начинается становление «форм», далее следует наличие «Великой первозданности» (тай су) как «начала вещества». Порожд. способность дао и «Единого/одного» (универсума), зафиксированная в «Дао дэ дзине»дао рождает одно, одно рождает два» [§ 42]), выражает их потенциальную андрогинность («Одно инь [1], одно ян [2] — это и называется дао» [«Си цы чжуань», I, 5]).


Литература:
Кобзев А.И. Философия китайского неоконфуцианства. М., 2002, с. 233, 437; Щуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга перемен». М., 1993, с. 30.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 629-630.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тангутская империя на Шёлковом пути: из пучины забвения
Герои и сокровища нехоженых троп Восточного Туркестана
Ли Сюэ-цинь
Транспортный комплекс КНР превратился в инструмент ускорения социально-экономического развития Китая
К вопросу о сотрудничестве между Китаем и Израилем в автомобильной промышленности


© Copyright 2009-2019. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.