Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Ши сань цзин

«Тринадцатиканоние, «Тринадцать канонов/канони­ческих книг». Собрание авторитетнейших памятников древнекит. мысли (кон. II — кон. I тыс. до н.э.), канонизированных конфуцианством и являв­шихся в Китае вплоть до нач. ХХ в. основой традиц. философии, науки, системы образования и гос. экзаменов для получения ученых степеней и офиц. должностей (кэ цзюй). В «Ши сань цзин», состоящий из 416 цз., входят произведения самой широкой тематики (филос., религ., этической, ритуально-дидактической, исторической, художественной, филологич. и др.): «Чжоу и» («Чжоуские перемены», или «И цзин» — «Канон пере­мен»), «Шу цзин» («Канон [документальных] писаний»), «Ши цзин» («Ка­нон стихов»), «Чжоу ли» («[Правила] благопристойности [эпохи] Чжоу»), «И ли» («Образцовые церемонии и [правила] благопристойности»), «Ли цзи» («Записки [о правилах] благопристойности»), «(Чунь цю) Цзо чжуань» («([Летопись] весен и осеней) с преданием Цзо»), «(Чунь цю) Гунъян чжуань» («([Летопись] весен и осеней) с преданием Гунъяна»), «(Чунь цю) Гулян чжуань» («([Летопись] весен и осеней) с преданием Гуляна»), «Лунь юй» («Теоретические речи»), «Сяо цзин» («Канон сыновней почтительно­сти»), «Эр я» («Приближение к классике» — первый в Китае толковый словарь, III–II вв. до н.э.), «Мэн-цзы» (см. Мэн-цзы).

Термин цзин [1] — «канон», «канонич. книга», «уставной текст» — этимологически восходит к обозначению основы ткани, а в текстологич. смысле подразумевает нормативную структуру в виде девятиклеточного квадрата, заполняемого словами, предложениями или др. частями текста (см. Цзин–вэй). Последнее значение цзин [1] реализовано в девятичленной архитектонике «Ши сань цзина»: три соч. о «благопристойности» (ли [2]) и «Чунь цю» («[Летопись] весен и осеней») с тремя коммент. представляют собой два целостных образования, к-рые вместе с остальными произведе­ниями «Ши сань цзина» складываются в каноносообразную систему из де­вяти канонов. Ядро «Ши сань цзина» — «Шестиканоние» («Лю цзин») скомпоновали первые конфуцианцы, взявшие за основу древнейшие тек­сты — «Шу [цзин]» и «Ши [цзин]» (кон. II — 1-я пол. I тыс.). К IV в. до н.э. в «Шестиканоние» входили: «Ши [цзин]», «Шу [цзин]», «Ли» («Ли цзи» или «И ли»), «Юэ [цзин]» («[Канон] музыки»), «[Чжоу] и», «Чунь цю». Отсутствующий ныне «Юэ цзин» или числился в этом наборе номинально, как приложение к «Ши цзину» (т. зр. текстологической школы канонов в современных знаках — цзинь вэнь цзин сюэ), или был уничтожен во время сожжения конф. лит-ры по приказу императора Цинь Ши-хуана в 213 до н.э. (т. зр. школы канонов в древних знаках гу вэнь цзин сюэ) (см. Цзин-сюэ). Возможно, части «Юэ цзина» вошли в текст «Юэ цзи» («За­писки о музыке»), являющийся ныне главой «Ли цзи». В 136 до н.э. «Пятиканоние» («У цзин»), т.е. «Шестиканоние» без «Юэ цзина», было при­знано основой официальной идеологии и системы образования. В период правления династии Тан (618-907) в канонический свод были включены все прочие указанные произведения «Ши сань цзина», кроме «Мэн-цзы». При династии Сун (960-1279) неоконфуцианцы (см. Неоконфуцианство) до­полнили конфуцианизированное, но преимущественно доконф. «Пятика-ноние» собственно конфуцианским «Четверокнижием» («Сы шу») в составе «Да сюэ» («Великое учение» — гл. «Ли цзи»), «Чжун юн» («Срединное и неизменное» — гл. «Ли цзи»), «Лунь юй», «Мэн-цзы». Книги-шу [4], с одной стороны, стоят ниже канонов-цзин [1], но с др. — ассоциируются с древнейшим каноном «Шу цзином», издревле именовавшимся просто «Шу», т.е. «Книгой» с большой буквы. С эпохи Шао-си (1190-1194) «Ши сань цзин» стал публиковаться в его нынешнем составе и впервые в соче­тании с «комментариями и толкованиями» (чжу шу); он трижды издавался в XVI-XVIII вв. (1586-1593, 1628-1639, 1739). В 1816 ученый и государст­венный деятель Жуань Юань выпустил в свет редкий «сунский оригинал» (сун бэнь) «Ши сань цзина» с наиболее полной сводкой авторитетных «комментариев и толкований», а также критическими «записками о свер­ке текстов» (цзяо кань цзи), опубликованными им ранее в 1805. Эта версия «Ши сань цзина» была признана классической и позднее неоднократно (ок. 20 раз) воспроизводилась.

Источники:
Ши сань цзин чжу шу («Тринадцатиканоние» с комментариями и тол­кованиями). Кн. 1–40. Пекин, 1957; Жуань Юань. Ши сань цзин чжу шу фу цзяо кань цзи («Тринадцатиканоние» с комментариями и толкованиями, дополненное записками о сверке текстов). Т. 1–2. Пекин, 1982.

Литература:
Карапетьянц А.М. Формирование системы канонов в Китае // Этническая история народов Восточной и Юго-Восточной Азии в древности и средние века. М., 1981; Кобзев А.И. Каноны как учебники и учебники как каноны в традици­онной культуре Китая // Проблемы школьного учебника. Вып. 19. М., 1989. С. 32–50; Он же. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., 1994, указатель; Радуль-Затуловский Я.Б. Конфуцианство и его распространение в Японии. М.–Л., 1947. С. 3–64.

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 620-621.

Автор:
 
© Copyright 2009-2019. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.