Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Ши дянь

«преподнесение кубка». Особый обряд жертвоприношения Конфуцию. Восходит к древней ритуальной деятельности, о чем сообщается в гл. 7 «Вэнь-ван ши-цзы» («Потомки Вэнь-вана») древнего трактата «Ли цзи» («Записки о правилах благопристойности»), одного из гл. произв. конф. канонич. лит-ры (см. «Ши сань цзин»). Там говорится, что этот обряд изначально исполнялся в гос. учреждениях младшими чиновниками (гуань [3]), служа способом почитания их наставников ши [22]. Затем он был включен в образоват. процесс, связываемый с конф. традицией. Им начиналось обучение в учеб. заведении. А объектами поклонения являлись Конфуций и его любимый ученик Янь Юань (Янь Хуэй, 521–481 до н.э.), почтительно именуемые сянь шэн («Первейший совершенный мудрец») и сянь ши («Первейший наставник»). Впоследствии оба этих почетных титула стали прилагаться к самому Конфуцию (см. Культ Конфуция). Обряд требовал спец. облачения (напр., кожаные повязки впоследствии стали считаться элементом одеяния ученых-конфуцианцев), жертвенной пищей служили исключительно овощи. Кроме того, в нем не допускались танцы и музыка, входившие, как правило, в сценарий древних ритуалов.
 
Официально обряд ши дянь стал исполняться в III в. Впервые был проведен наследником императора Мин-ди (227–240) в царстве Вэй (220–265) в период Троецарствия (Сань-го, 220–280). После частичного завоевания Китая (311–317) и перенесения нац. государственности на юг (р-ны нижн. и средн. течения Янцзы) обряд ши дянь на первых порах (при дин. Вост. Цзинь, 317–420) исполнялся императорами, вступившими на трон детьми, по достижении ими совершеннолетия (Чэн-ди, 326–343, Му-ди, 345–362, Сяо-у-ди, 373–397). При послед. южнокит. дин. — Лю Сун (420–478), Южн. Ци (479–502) и Лян (502–557), он был объединен с процедурой обучения наследного принца, к-рая начала складываться еще в I в. до н.э. Эта процедура состояла в изучении наследными принцами древних конф. соч., но не канонич. текстов, включенных к тому времени в свод «У цзин» («Пятиканоние»), а книг, воспроизводящих идеи самого Конфуция, в первую очередь «Лунь юя» («Беседы и суждения»; см. также Конфуций) и «Сяо цзина» («Канон сыновней почтительности»). Первые сведения об изучении наследными принцами этих соч. относятся к I в. до н.э. В декрете императора Чжао-ди (86–73 до н.э.) от 82 до н.э. сообщается, что Сын Неба, будучи еще в ранге наследника, ознакомился с «Сяо цзином» и «Лунь юем». В декрете от 74 до н.э. то же самое говорится о будущем преемнике Чжао-ди — ханьском Сюань-ди, 73–48 до н.э.). Такого рода данные приводились как веское доказательство права принца на трон. Тексты обоих декретов приведены в жизнеописаниях названных императоров из соч. Бань Гу (32–92) «Хань шу» («Книга [об эпохе] Хань»).
 
Согласно сведениям из офиц. историографич. соч. — «Сун шу» («Книга [об эпохе] Сун»), «Нань Ци шу» («Книга [об эпохе] Южная Ци») и «Лян шу» («Книга [об эпохе] Лян»), в V–VI вв. изучение наследными принцами конф. лит-ры приобрело почти обязательный характер и превратилось в подлинно ритуальное действо, протяженное по времени и строящееся по особому сценарию. Показательно, что прохождение через такое обучение не зависело от реального возраста наследного принца. Были прецеденты, когда оно осуществлялось и восьмилетним ребенком, и взрослым мужчиной, успевшим к тому же проявить себя как гос. деятель. За точку отсчета принималась дата возведения принца в статус наследника и его переезд из имп. дворца в полагающуюся ему резиденцию (Дун гун, «Восточный дворец»). Обучение проходило в спец. помещениях и продолжалось около года. Оно завершалось экзаменационным испытанием, после к-рого (а не перед началом обучения) и исполнялся обряд ши дянь. За ним, вновь вопреки древнему регламенту, устраивалась торжественная пиршественная церемония. Сохранилось немало документов, посвященных всей этой процедуре, включая записи дискуссий (на уровне высших административных органов) по деталям ее проведения, и воспевающие ее стихи.
 
Обряд ши дянь исполнялся, по данным письменных источников, и в высших гос. учеб. заведениях, причем именно по древним правилам. Он открывал собой ежедневные занятия и состоял из возложения на алтарь — перед поминальными табличками Конфуцию и Янь Юаню — кубка и овощных блюд. Хотя в дальнейшем обряд ши дянь вышел из круга офиц. ритуальных акций, он лег в основание правил литургии в гос. святилищах Конфуция (см. Кун сы), к-рые окончательно сложились в XVII–XVIII вв.
 
Источники:
Цзинь шу (Книга [об эпохе] Цзинь). Т. 1. Цз. 7, 8, 9. Пекин, 1987, с. 179, 202, 227; Чжу Мин-бань. Нань-чао Сун хуэй яо (Собрание сведений о важнейших событиях [эпохи Лю] Сун [периода] Южных династий). Пекин, 1987, с. 88; он же. Нань-чао Ци хуэй яо (Собрание сведений о важнейших событиях [эпохи Южная] Ци [периода] Южных династий). Пекин, 1987, с. 51–52; он же. Нань-чао Лян хуэй яо (Собрание сведений о важнейших событиях [эпохи] Лян [периода] Южных династий). Пекин, 1987, с. 47–48; Ли цзи (Записки о правилах благопристойности) // Сы шу у цзин (Четверокнижие и Пятиканоние). Т. 2. Тяньцзинь, 1989, с. 114; The History of the Former Han Dynasty. Vol. 2 / Tr. by H.H. Dubs. Baltimore, 1938, p. 160, 204.
 
Литература:
Кравцова М.Е. «Обряд преподнесения кубков» (ши дянь) и официальная идеология Шести династий // ХIX НК ОГК. Тезисы и доклады. Ч. 1. М., 1988; она же. Поэзия вечного просветления: Китайская лирика второй половины 5 — начала 6 века. СПб., 2001, с. 91–92; Shryok J.R. The Origin and Development of the State Cult of Confucius. N.Y., 1966, p. 122–123.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 743-744.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Россия и Китай: XI международная конференция в Казани
Ян Цзиннянь и современный перевод «Богатства народов» на китайский язык
О первом томе 10-томной «Истории Китая»
История основных историко-культурных зон Восточной Азии в Х–I тыс. до н.э. в первом томе «Истории Китая»: подходы и концепции
О статье Е.Ф. Баялиевой «Правовые аспекты обращения бумажных денег в юаньском Китае»


© Copyright 2009-2018. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.