Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Шан-ди

Верховный владыка, Высший владыка, Владыка, [находящийся на самом] верху, — верховное божество офиц. пантеона древнейшего кит. гос-ва Шан-Инь (XVII–XII/XI вв. до н.э.). Хотя в нек-рых древних соч. (в т.ч. «Чжоу и», «[Канон] перемен [эпохи] Чжоу», разд. «Си цы чжуань», «Предание привязанных афоризмов») Шан-ди однозначно истолковывается как обожествленный предок (цзу [1]) иньского правящего дома, происхождение образа этого божества до сих пор остается предметом науч. споров. Древнейшие (пиктографические) формы написания иероглифа ди [1] включают в себя треугольные фигуры и внешне напоминают изображение распускающегося цветка. В исследоват. работах 1-й пол. ХХ в. господствовала т. зр., что эти треугольные фигуры следует рассматривать в качестве ктеических (передающих женский детородный орган) символов. Вся графич. композиция наделялась значениями «зарождающийся плод», «почка», и считалось, что в ней заложена идея женского порождающего начала. Исходя из этих интер-претаций и в соответствии с генеральным на тот момент тезисом о матриархальном устройстве архаического Китая, ди предлагалось понимать в качестве обозначения «матери-прародительницы». Т.е. в Шан-ди усматривали женский персонаж, «Высшую мать-прародительницу» или «Верховную владычицу». В наст. время существует неск. версий семантики образа Шан-ди. Согласно одной из них, пиктограмма ди есть изображение некоего священного небесного растения. Следовательно, Верховный владыка либо сам являлся ураническим божеством, либо же его образ произошел от образа более древнего уранического божества, впоследствии осмысленного в качестве божеств. прародителя иньцев. В др. версии доказывается, что иероглиф ди [1] следует понимать в его абстрактном значении — «связывать нечто или кого-то друг с другом», а образ Шан-ди есть олицетворение группы божеств, обеспечивавших единство этнокультурных групп и объединений, вошедших в состав Шан-Инь. Предпринимается также попытка связать образ Шан-ди с иньскими анимистическими представлениями: верой в мифич. дерево Диму (Древо владык), на ветвях к-рого обитают усопшие цари. Царь-первопредок находится на самой вершине этого дерева, что и зафиксировано в его титуле (шан может означать как «высший» в смысле «самый главный», так и «находящийся на самом верху»).
 
Вескими аргументами в пользу гипотезы образа Шан-ди как предка-прародителя иньцев (или непосредственно иньского правящего дома) стали новейшие археологич. находки: изображения правителя в головном уборе из перьев на нефритовых изделиях, относящихся к неолитич. культуре Лянчжу (IV–III тыс. до н.э.). Есть все основания полагать, что пиктограмма ди происходит от стилизованного рисунка человека в таком облачении. Тем не менее в образе Шан-ди в том виде, в каком он реконструируется на материале письменных текстов Шан-Инь (надписи на гадательных костях, цзя гу вэнь), действительно присутствуют черты облика уранического божества, что предопределило дальнейшее слияние культа Шан-ди с культом Неба (тянь [1]; см. Тянь-ди - Небесный владыка).
 
Литература:
Кравцова М.Е. Поэзия Древнего Китая. Опыт культурологического анализа. СПб, 1994 (по Указателю имен персонажей); Серкина А.А. Опыт дешифровки древнейшего китайского письма (надписи на гадательных костях). М., 1973, с. 28–31; Ханьюй да цыдянь (Энциклопедический словарь китайского языка). Т. 1. Шанхай, 1986, с. 280–281; Eno R. Deities and Ancestors in Early Bone Inscriptions // Religions of China in Practice / Ed. by D.S. Lopez. Princ., 1966; Keightly D.N. The Shang: China’s First Historical Dynasty // The Cambridge History of Ancient China from the Origins of Civilization to 221 B.C. / Ed. by M. Loewe and E.L. Shaughnessy. Cambr., 1999, p. 252.
 
См. также лит-ру к ст. Лянчжу, Представления о верховной власти и правителе.
 
Автор: Кравцова М.Е.
 
Термин «Шан-ди» был воспринят даос. философией и религией («Хуайнань-цзы» — «[Трактат] Учителя из Хуайнани», цз. 5, 8, 9; II в. до н.э.; см. в т. 1), где он фигурирует как Великий предок дао, в ср. века при дин. Сев. Сун (960–1127) титул Шан-ди был пожалован императором Хуй-цзуном (1101–1125) верховному владыке даос. и народного пантеона Нефритовому государю Юй-ди (см. Шэнь сяо). После появления в Китае европ. миссионеров в их проповедях и в переводах Библии на кит. яз. термин «Шан-ди» стал использоваться для обозначения христианского понятия «Бог» (см. «Тянь-чжу ши и»; «Тянь-шэнь хуй кэ»).
 
Автор: Кучера С.
 
Литература:
Васильев Л.С. О Шанди (Шан-ди?) // XXII НК ОГК. Ч. I. М., 1991, с. 23 – 26; он же. Древний Китай. Т. 1. М., 1995, с. 228 – 233, указ.; Го Мо-жо. Бронзовый век. М., 1959, с. 14 – 29; Крюков В.М. Текст и ритуал. М., 2000, с. 206-209, указ.; Малявин В.В. Китайская цивилизация. М., 2000, указ.; Ян Юн-го. История древнекитайской идеологии. М., 1957, с. 24 – 26; Chang Kwang-chih. Earlt Chinese Civilization. Cambridge, 1976; idem. Shang Civilization. New Haven, 1980.
 
Сост. библ.: Кобзев А.И.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 738 - 739.

Авторы: ,
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Россия и Китай: XI международная конференция в Казани
Ян Цзиннянь и современный перевод «Богатства народов» на китайский язык
О первом томе 10-томной «Истории Китая»
История основных историко-культурных зон Восточной Азии в Х–I тыс. до н.э. в первом томе «Истории Китая»: подходы и концепции
О статье Е.Ф. Баялиевой «Правовые аспекты обращения бумажных денег в юаньском Китае»


© Copyright 2009-2018. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.