Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Шанцин-пай

上清派 «школа Высшей чистоты», др. назв. маошань-пай. Одно из направлений даосизма. По преданию, возникла в 364–370. Ее основоположниками, якобы получившими откровение от бессмертных «истинных людей» (чжэнь жэнь) «небес Высшей чистоты», считаются даос Ян Си, а также представители южнокит. аристократии Сюй Ми и его сын Сюй Хуй. Последний создал скит на горе Маошань (к югу от Нанкина), ставший культовым центром шанцин-пай. Крупнейшим деятелем школы был мыслитель, алхимик и медик Тао Хун-цзин (V–VI вв.), составитель «Чжэнь гао» («Речи совершенных») — собр. текстов, содержащих «откровения» основоположников шанцин-пай. Эта антология и др. труды Тао Хун-цзина представляют собой осн. источник для изучения школы, т.к. корпус ее канонич. лит-ры («Маошань цзин») утрачен. Цель последователей шанцин-пай — обретение бессмертия (см. Сянь-сюэ) и вознесение на «небеса Высшей чистоты». Ее религ. практика представляет собой сложные методы психотехники, связанной с использованием как литургич. символизма школы чжэнъи-дао, так и традиции южнокит. алхимии. Шанцин-пай соединила алхимию, традиц. фармакопею и магию южнодаос. оккультизма с пантеоном и ритуалом школы чжэнъи. В отличие от последней шанцин-пай ориентировалась не на общинную литургию, а на индивид религ. практику. Для ее учения характерно использование ряда буд. идей. Шанцин-пай стоит у истоков даос. монашества. Нек-рые деятели этой школы оказывали воздействие на идеологич. ориентацию и политич. курс императоров периода Южн. и Сев. династий (420–589) и династии Тан (618–907). Так, приверженец шанцин-пай Сыма Чэн-чжэнь был советником танского имп-ра Сюань-цзуна (VIII в.). С IX в. авторитет школы стал падать. В наст. вр. число ее последователей незначительно. Учение шанцин-пай оказало сильное влияние на китайскую поэзию V–VIII вв. В частности, сан ее священнослужителя имел великий поэт Ли Бо (VIII в.).
 
Литература:
Kirkland. R. The Last Taoist Grand Master at the T’ang Court: Hah-kuang and T’ang Hsuan-tsung // T’ang Studies. 1986, vol. 4; Strikmann M. The Mao Shan Revelations: Taoism and Aristocracy // T’P. 1977, vol. 63, № 1; id. Le Taoisme du Mao-chan: chronique d’un revelation. P., 1981.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 613-614.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

К истории изучения чуских строф в советском китаеведении: 1950-1980-е годы
Тангутская империя на Шёлковом пути: из пучины забвения
Герои и сокровища нехоженых троп Восточного Туркестана
Ли Сюэ-цинь
Транспортный комплекс КНР превратился в инструмент ускорения социально-экономического развития Китая


© Copyright 2009-2019. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.