Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Чжэн мин

正名 выправление/исправление/правильное [употребление] имен. Социально-гносеологич. концепция, предложенная Конфуцием. Суть чжэн мин — необходимое для политико-администр. управления требование адекватности реального номинальному. У Конфуция идея чжэн мин подразумевала обязательность соответствия действительного положения и поведения индивидуума его этико-ритуальному статусу в интересах упорядочения об-ва: «Правитель [должен быть] правителем, сановник — сановником, отец — отцом, сын — сыном» («Лунь юй», XII, 11); «Когда имена неправильны, суждения несоответственны: когда суждения несоответственны, дела не исполняются» (там же, XIII, 3). Эти тезисы отразили изменение социально-экономич. и политич. ситуации, когда, с одной стороны, содержание социальных ролей менялось при сохранении прежних наименований (в частности, теряла влияние наследственная знать), с другой — эти наименования (титулы и пр.) присваивались теми, кто не мог претендовать на них с т.зр. обычного права и традиц. этико-ритуальных норм. Представитель школы имен (мин-цзя) Гунсунь Лун интерпретировал проблему чжэн мин в логико-семантич. русле, в свете проблемы соотношения «имен» (мин [2]) и «реалий» (ши [2]): самостоятельность «имени» и в то же время его связь с единичной конкретной «реалией» обусловливает неизбежное изменение как «имени» при изменении «реалии», так и «реалии»  при перемене «имени» («Гунсунь Лун-цзы», гл. «Мин ши лунь» — «Об именах и реалиях»). В «Мо-цзы» (разд. «Цзин шо», ч. 2) эта зависимость прямо постулирована определением чжэн мин как «обоюдности» (би цы). В эклектико-энциклопедич. (см. Цза-цзя) трактате «Гуань-цзы» (IV–III вв. до н.э.), в гл. «Синь шу шан» («Искусство сердца», ч. 1), чжэн мин подразумевает своеобразную служебную роль «телесной формы» (син [2]) по отношению к «имени»: как основания для его присвоения, причем под понятие «телесная форма» подпадают поступки и общественное положение подданных, а «имя» означает прежде всего наименование их статуса и его регламентацию. Эти идеи развиты в легистском (см. Легизм) трактате «Хань Фэй-цзы» (III в. до н.э.), где в заслугу «совершенномудрым» (шэн жэнь; см. Шэн [1]) ставится «предопределяющая» (мин [1]) роль «имен» (в т.ч. званий, титулов и т.п.) по отношению к вещам и делам, а чжэн мин отождествляется с правлением на основе закона (фа [1]). В «Сюнь-цзы» (IV–III вв. до н.э.; см. Сюнь-цзы), где представлены начальные формы синтеза конф. (см. Конфуцианство) и легистских доктрин, в гл. 22 «Чжэн мин», автор настаивает на применении единых «имен», к-рые определяли бы нормы социально-политич. жизни; пригодность этих «имен» для адекватного выражения «реалий» зависит не только от самой «реалии», но и от «договоренности» людей между собой относительно применения «имени». В то же время решающая роль в создании «имен», согласно «Сюнь-цзы», принадлежит упорядочивающей инициативе правителя. В последующей конф. традиции соответствие филос. и этико-политич. построений идее чжэн мин служило одним из важнейших критериев ортодоксальности.
 
См. лит-ру к ст. Конфуцианство.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 598-599.

Автор:
 
© Copyright 2009-2019. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.