Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Чжэнь синь

真心 истинное сознание/сердце (синь [1]). Девятое сознание в классификации школы ми-цзун. Ее философский анализ сознания во многом опирается на традиции виджнянавады (см. Буддизм). Всего выделяется девять видов сознания (ср. Ба ши). Первые шесть видов — это компоненты эмпирич. сознания, связанные с органами чувств. Седьмое сознание — манас — это совокупность всех шести сознаний — виджняна, сознание предыдущего момента. Сознание «манас» также несет функцию выделения «я», а вслед за этим и дифференциации субъекта и объекта. Восьмое сознание представляет собой «хранилище» семян (чжун цзы) индивидуального сознания  — алая-виджняну (aлайе ши). В школе ми-цзун к восьмому сознанию присоединяется девятое — синь [1], к-рое обозначается множеством терминов: «истинное сознание», «сознание, не имеющее признаков», «действительное» и т.п. Наибольшее внимание анализу этого понятия уделял в своих трудах уделил китайский монах И-син, роль к-рого в становлении буддизма ваджраяны на Дальнем Востоке традиционно и правомерно выделяется китайскими буддологами. Девятое сознание он провозгласил реальным видом сознания — синь дэ ши сян и дал ему такие характеристики, как бэнь бу шэн — «изначально не рожденное», цин цзин — «чистое сознание».
 
И-син выдвинул идею неделимости таких понятий, как синь [1] — сознание, сюй кун — пустота (см. Сюй, Кун [1])  и пу ти — просветление. Он рассматривал синь [1] в качестве и фа цзе синь, т.е. сознания единой дхармакаи, не рожденного, не уничтожимого, обладающего вечным существованием. Сознание синь [1] — основа и источник всей Вселенной, а его познание — не что иное, как достижение нирваны (непань).
 
Источники:
ТСД. Т. 23.
 
Литература:
Розенберг О.О. Труды по буддизму. М., 1991; Янгутов Л.Е. Китайский буддизм: тексты, исследования, словарь. Улан-Удэ, 1998. Фан Ли-тянь. Чжунго фо-цзяо чжэсюэ яои (Основной смысл китайской буддийской философии). Пекин, 1995; Чэн Чжи-лян, Хуан Мин-чжэ. Чжунго фо-цзя (Школы китайского буддизма). Пекин, 1995; Сhou Yi-liang. Tantrism in China // Harvard Journal of Asiatic Studies. Camb., 1945, vol. 8, № 3, 4.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 602-603.

Автор:
 
© Copyright 2009-2019. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.