Синология.Ру

Тематический раздел


Чжу Цзай-юй

Чжу Бо-цинь, прозв. Цзюй-цюй-шань-жэнь. 19.5.1536, г. Хуайцин уезда Хэнэй (совр. Циньян пров Хэнань), – 1610. Ученый, астроном, математик, лингвист и музыковед, изобретатель муз. темперации. Сы и официальный наследник принца крови Чжу Хоу-ваня (Чжэн Гун-ван – Чжэнский князь Почтительный, 1518–1591),потомок в шестом поколении четвертого минского имп. Чжу Гао-чжи (1378–1425). В 1548 его отец, ортодоксальный конфуцианец, вызвал недовольство императора Чжу Хоу-цуна 朱厚 (1507-1567) отправленными на высочайшее имя увещеваниями с призывом совершенствовать благодать (дэ [1]), развивать образование и критикой исполнения им даосских ритуалов (см. Конфуцианство, Даосизм). Поэтому, когда в 1550 двоюродный брат Чжу Хоу-ваня, претендовавший на его титул, предъявил ему голословное обвинение в измене из 40 пунктов, дело получило ход и он, лишенный титула, был заключен в тюрьму для членов имп. семьи в г. Фэнъян (пров. Аньхуй). Потрясенный несправедливостью 14-летний Чжу Цзай-юй покинул наследственный дворец и уединился за воротами в землянке, где пробыл почти два десятилетия до прихода к власти в 1567 нового имп., освобождения отца и возвращения ему титула. Там, углубившись в изучение математических основ музыки и астрономии, обратился к трудам известного ученого, члена Ханьлинь академии  Хэ Тана 何瑭 (1474-1543), под руководством которого занимался его отец и на чьей праправнучке в 1570 он сам женился. Через два года после смерти отца, в 1593 Чжу Цзай-юй должен был унаследовать его титул, но отказался в пользу родственника, оклеветавшего Чжу Хоу-хуаня. В этой беспрецедентной ситуации специальным эдиктом ему был сохранен статус наследника принца крови первой очереди (ши-цзы 世子), и впоследствии с учетом посмертного имени его стали называть Чжэн Дуань-цин 郑端清 ши-цзы (Чжэнский наследник Честный и Чистый). Он выступил перед троном с инициативой о разрешении членам имп. семьи участвовать в гос. экзаменах и занимать чиновничьи должности (см. Кэ цзюй), которая в 1602 получила одобрение.
 
Продолжив изыскания отца, Чжу Цзай-юй написал 28 или 29 научных трактатов, в большинстве посвященных музыкально-акустической теории и календарю. 21 из них сохранился. Одним из первых стал «Люй ли жун тун» («Проникновение в согласование звукоряда-люй [1] и календаря», 4 цзюаня, 1581), в котором описан метод расчета традиционного звукоряда, соотнесенного с месячным циклом и нумерологической (сяншучжи-сюэ) символикой, прежде всего три- и гексаграммами (гуа [2]). Затем последовал «Люй сюэ синь шо» («Новое изъяснение учения о звукоряде-люй [1]», 4 цзюаня, 1584; совр. изд.: Пекин, 1986, ред. Фэн Вэнь-цы), в котором на основе тщательного изучения всей изв. ему музыковедческой литературы Чжу Цзай-юй описал предыдущие попытки темперирования шкалы и показал их недостатки. В 1584-1596 он разработал проект реформы календаря, изложенный в «Ли шу» («Книги о календаре», 10 цзюаней, 1595, изд. ок. 1597), и собственную теорию музыкального строя, которую прежде всего запечатлел в «Люй люй цзин и» («Сущностный смысл [звуковой системы] люй люй»), состоящем из «внутренней» (нэй бянь ) и «внешней части» (вай бянь) по 10 цзюаней. Вполне осознавая свое новаторство, Чжу Цзай-юй планировал представить этот труд императору в 1596, расширив заглавие определением «Дай Мин» - «Великая [эпоха] Мин», призванным указать на современность содержания и отсутствие предшественников. Однако подношение трону состоялось только через десятилетие в виде иллюстрированного блестящими ксилографиями и символизирующего 12-ричный звукоряд целого собрания из 12 книг под общим названием «Люй шу» [2] («Книги о звукоряде-люй [1]», 38 цзюаней, 1606). Первые две книги – «внутренняя» и «внешняя часть» «Люй люй цзин и», третья - «Люй сюэ синь шо», четвертая – историческая «Юэ сюэ синь шо» («Новое изъяснение учения о музыке»), пятая - математическая «Суань сюэ синь шо» («Новое изъяснение учения о расчетах [в музыке])», шестая – «Цао мань 操缦 гу юэ пу » («Описание древней музыки на настроенных струнах») о древних мелодиях и нотации особенно в игре на лютне, седьмая - «Сюань гун хэ 璇宫合 юэ пу» («Описание аккомпанирующей музыки самоцветного дворца») о мелодиях, транспозиции и муз. сопровождении официального танца, восьмая - «Сян инь 乡饮 ши юэ пу» («Описание музыки со стихами для официальных пиров на местах», 6 цзюаней), девятая – двенадцатая посвящены танцам с изображением в последней («Эр и чжуй чжао ту» 二佾缀兆图 – «Изображение позиций в двупарном танце») последовательности шагов. «Ли шу» и «Люй шу» вместе составили «Юэ люй цюань шу» («Все книги о музыке и календаре»). Исследованию музыки Чжу Цзай-юй посвятил также «Сэ пу» («Описание гуслей-сэ», 10 цзюаней, переизд. ок. 1930), «Люй люй чжэн лунь» («Правильные суждения о [звуковой системе] люй люй», 4 цзюаня, 1610), «Люй люй чжи и бянь хо 质疑辨惑» («Разрешение сомнений и распознание заблуждений [относительно звуковой системы] люй люй», ок. 1610), а математике – «Цзя лян 嘉量 суань цзин» («Канон расчета узаконенной образцовой меры [объема]», 3 цзюаня; переизд. 1935; см. Лю Синь) и «Юань фан гоу гу ту цзе» («Разъяснение изображения круга и квадрата, меньшего и большего катетов»; см. «Чжоу би суань цзин»). После тщательного исслед. звукоряда и экспериментирования с ним Чжу Цзай-юй смог разработать математическую теорию равномерно темперированного муз. строя. При расчете длин струны, соответствующих ступеням звукоряда, использовал геометрическую прогрессию, строящуюся на 12√2. Установил зависимость высота звука флейты не только от ее длины, но и диаметра. Показал, что при темперации отношение между длинами соседних флейт, различающихся в звучании на полутон, равняется, как и у струн, 12√2, а отношение их диаметров – 24√2. Заинтересовавшись техникой изготовления и настройки муз. инструментов, нашел, что метод размещения на цитре цинь маркеров хуй вдоль струны пропорционально 1/2, 1/3 и т.д. ее длины не соответствует теории люй [1] и основан на неведомой традиции, восходящей к самой глубокой древности, но не отраженной в лит-ре. Это дало моральное основание в противовес традиционной системе люй люй выдвинуть «новый метод», опирающийся исключительно на математические выкладки.
 
Однако столь выдающееся изобретение не было воспринято в Китае. Лишь через полтора с лишним века о нем адекватно отозвался Цзян Юн 江永 (1681-1762), всю жизнь занимавшийся математикой и музыкой, но только на восьмом десятке сумевший познакомиться с «Люй ли цюань шу». Понадобилось еще более чем полтора столетия и смена культурной парадигмы, чтобы в 1933 Лю Фу впервые дал ему точную научную оценку. Напротив, на Западе это достижение ожидал триумф. На рубеже XVI-XVII вв. начали налаживаться систематические контакты Китая с Европой, куда, видимо, достаточно быстро проникла идея равномерной темперации. Первое упоминание о ней появилось в неопубл. бумагах великого нидерл. ученого и инженера Симона Стевина (1548–1620), а ее публикация состоялась в 1636 во «Всеобщей гармонии» («Harmonie Universelle») франц. монаха-минорита, теолога, физика и муз. теоретика Марена Мерсенна (1588–1648). К концу XVII в. темперированный строй исследовал нем. муз. теоретик и акустик Андреас Веркмейстер (1645–1706), к-рому часто приписывается его изобретение, а в 1722 увидел свет эпохальный «Хорошо темперированный клавир» («Das Wohl-temperierte Klavier») И.-С. Баха, представивший первые муз. произв. (прелюдии и фуги) в темперированном строе и положивший нач. его распространению в мире.
 
Литература:
Дай Нянь-цзу. Чжу Цзай-юй – Мин дай ды кэсюэ хэ ишу чжи син (Чжу Цзай-юй – звезда науки и искусства эпохи Мин). Пекин, 1986; он же. Чжунго улисюэ ши да-си. Шэнсюэ ши (Очерк истории кит. физики. История акустики). Чанша, 2001; Дай Нянь-цзу, Лю Шу-юн. Чжунго улисюэ ши. Гудай цзюань (История кит. физики. Том, [посвященный] древности [от зарождения до нач. ХХ в.]). Наньнин, 2006; Иньюэ байкэ цыдянь (Муз. энциклопедический словарь) / Сост. Мяо Тянь-жуй и др. Пекин, 1998; Лю Фу. Ши эр дэн люй ды фаминчжэ Чжу Цзай-юй (Открыватель двенадцатиступенной [системы] люй Чжу Цзай-юй) // Studies Presented to Ts`ai Yuan P`ei on His Sixty-fifth Birthday, CYYY, I. Peiping, 1933; Хуан Сян-пэн. Чжунго гудай люй-сюэ (Др.-кит. учение о люй). Пекин, Шанхай, 1987; он же. Су лю тань дань – Чжунго чуаньтун иньюэ яньцзю (Идти против течения, доискиваться истоков – Исслед. трад. кит. музыки). Пекин, 1994; Чжуан Бэнь-ли. Чжунго гудай пайсяо (Древнекитайская многоствольчатая флейта). Тайбэй, 1963; Cho Gene Jinsiong. The Discovery of Musical Equal Temperature in China and Europe in 16th Century. Lewiston, 2003; Courant M. Essai historique sur la musique classique des chinois. P., 1924; Levis J.H. Foundation of Chinese Musical Art. Shanghai, 1936; Needham J. Science and civilisation in China. Vol. IV, pt. 1. Cambridge, 1962; Picken L.E.R. The Music of Far Eastern Asia. I. China // New Oxford History of Musiс. Vol. 1. Oxford, 1957; Robinson K.G., Fang Chaoying. Chu Tsai-yü // Dictionary of Ming Biography, 1368–1644. Vol. I. N.Y., L., 1976, p. 367–371.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М. : Вост. лит., 2006–. Т. 5. Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2009. — 1055 с. С. 947-949.

Авторы: ,
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.