Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Чжун лунь

«Чжун [гуань] лунь» 中[觀]論 (санскр. «Мадхьямика-шастра» — «Шастра/Суждения о срединном видении [сути]»). Канонический текст школы саньлун-цзун наряду с «Бай лунь» и «Ши эр мэнь лунь» приписывается основателю мадхьямики («[учение о] срединности») Нагарджуне (Лун-шу, сер. II — сер. III в.), к-рый считается первым патриархом саньлунь-цзун. Кит. пер. Кумарадживы включает в себя «Мула-мадхьямика-карики» («Коренные строфы о срединном ви́дении») Нагараджуны и  коммент. к ним, составленные Пингалой. Несмотря на различия, обнаруживающиеся при сравнении кит. текста «Мадьямика-карики» и имеющегося санскр. (восстановлен по коммент. к карикам Чандракирши «Прасаннапада»), для них характерна общая направленность: изложение и обоснование доктринальных установок ранней шуньявады.
 
В трактате развивается идея  нереальности дхарм (фа [1]): любое единичное (отд., отграниченное от др.) можно назвать существующим лишь относительно др. единичного. Подробно рассмотрев в разных аспектах соотношение причины и следствия, Нагарджуна делает вывод, что эти категории относительны и внутренне противоречивы: можно равным образом убедительно доказать, что между причиной и следствием нет никакой разницы или, наоборот, они абсолютно различны.
 
Анализируется также возможность безотносительного определения категорий движения, покоя, субстанции, качества, времени, изменения Я, а также существования Будды в «превращенном теле» (хуа шэнь). Реальной признается «сущность, которая имеет свою собственную природу (свабхава, син [1]), не порождается причинами и не зависит от чего-либо другого». Т.о., в системе рассуждений появляется понятие Абсолюта как некой необусловленной и поэтому истинно реальной сущности (бхутататхата, см. Чжэнь жу). Для определения Абсолюта и его соотношения с феноменальным бытием Нагарджуна использует категорию шунья («пустота»; см. Кун [1]). «Пустоту» Абсолюта необходимо отличать от «пустоты» единичной сущности. Сам Будда в «теле дхармы» (дхармакая, фа шэнь), в своей сущностной абсолютной ипостаси «пуст», в том смысле, что у него нет никаких атрибутов, никаких пределов, его нельзя определить. «Пустота» Абсолюта отнюдь не пустота в букв. смысле, его сущность неизменна, вечно тождественна самой себе. В то же время каждая единичная сущность «пуста» в силу отсутствия у нее собств. природы (свабхава, син [1]): белое является белым только по отношению к небелому, и т.п., т.е. единичная сущность имеет ограниченную природу, всегда зависимую от определенной системы координат. Поскольку «природа будды» (фо син) изначально содержится во всех живых существах, а нирвана (непань) трактуется как постижение этой универс. субстанции, отсюда следует, что нирвана содержится в сансаре (лунь хуй), т.е. иллюзорном, преходящем феноменальном бытии.
 
Источники:
Буккё сэйтэн (Буддийские священные писания). Токио, 1974; Буддизм в Японии. М., 1993.
 
Литература:
Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1987, указ.; Игнатович А.Н. Лотосовая Сутра // Сутра о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы/ Пер. с кит., коммент. А.Н. Игнатовича. М., 1998; Хуан Чань-хуа. Фо-цзяо гэцзун даи (Догматика всех буддийских школ). Тайбэй, 1973.
 
По материалам А.Н. Игнатовича
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 726.

Автор:
 
© Copyright 2009-2019. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.