Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Чжуань-сюй

顓頊, в древнекитайской мифологии божество-первопредок, внук (по др. версии, правнук) правителя центра Хуан-ди. Этимология имени Чжуань-сюя не совсем ясна: по одним предположениям, восходящим к словарю «Шо вэнь цзе цзы» («Толкование знаков и анализ иероглифов», I в.), словосочетание чжуань-сюй означает «настороженный облик» (отсюда рус. пер. «Вечно Недовольный»); считается, что подобный облик Чжуань-сюй унаследовал от своего отца Цянь Хуана (Хань Лю), по др. версии (япон. ученый Мори Ясутаро), это имя означает «первопредок», «первый государь», по третьей, весьма традиционной, — «истинный человек», «человек, следующий по истинному пути», по четвертой (яп. ученый Тодо Акиясу) — «человек с ровной, словно выточенной из нефрита головой» (признак мудреца).
 
Существуют предания о чудесном рождении Чжуань-сюя от луча звезды, пронзившего луну, словно радуга (по древнекит. мифологич. представлениям, радуга — дракон (лун) с головами по обоим концам, и не исключено, что за этим скрыто представление о рождении первопредка от тотема-дракона как от водяного существа). Чжуань-сюй родился со щитом и копьем на голове (возможная модификация рогов первопредка). В облике Чжуань-сюя, судя по описаниям в апокрифич. соч. рубежа н.э., прослеживаются крайне архаич. черты, отраженные в нерасчлененности частей тела, конечностей и т.п. (сросшиеся ноги, вариант — сросшиеся ребра, сросшиеся брови). В «Люй-ши чунь цю» («Вёсны и осени господина Люя», III в. до н.э.) говорится, что Чжуань-сюй до 10 лет воспитывался у Шао-хао, а в 20 лет взошел на престол и мудро правил 78 лет. Согласно мифологической традиции, он правил, используя магическую силу воды и давая по названиям вод (рек) названия должностей своим помощникам. Он поручил духу Чжуну править югом, небом и духами, а север отдал под власть духа Ли, поручив ему править землей и людьми. Т.о., люди и боги не смешивались и всюду царил порядок. Видимо, по приказу Чжуань-сюя Чжун и Ли прервали сообщение между небом и землей, чтобы люди не могли больше подыматься на небеса. Чжуань-сюй поручил Фэй-луну («Летящему дракону») создать новые мелодии и музыку для жертвоприношений Шан-ди («Верховному владыке»), подражая свисту ветров восьми направлений. Согласно «Хуайнань-цзы» (II в. до н.э.), Чжуань-сюй воевал с богом вод Гун-гуном. По др. источникам, он вел войны с мифическим родом девяти Ли, а также с племенем мяо. Чжуань-сюю приписывается изобретение одной из систем счета времени (т.н. календарь Чжуань-сюя), а также введение установлений, определяющих подчиненное положение женщины в обществе. При Чжуань-сюе, по-видимому, были введены наказания за инцест (Гань Бао, «Coy шэнь цзи» — «Записки о поисках духов», IV в.). В историографич. традиции дается характеристика Чжуань-сюя как идеального правителя (Сыма Цянь, «Ши цзи» - «Исторические записки»).
 
В древних памятниках упоминаются три сына Чжуань-сюя и др. его потомки, напр. племя трехликих и одноруких, или его праправнук по имени Пэн-цзу, проживший 800 лет.
 
Источники:
Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. I. М., 1972, с. 135.
 
Литература:
Рифтин Б.Л. От мифа к роману. Эволюция изображения персонажа в китайской литературе. М., 1979, с. 105–112; Гу Цзе-ган. Чжуань-сюй; он же. Ши-линь цзаши (Разные заметки из леса истории). Пекин, 1963, с. 189–197; Митараи Масару. Чжуань-сюй юй Цянь Хуан, Чан-и, Цин-ян, И-гу, Хуан-ди (Чжуань-сюй и Цянь Хуан, Чан-и, Цин-ян, И-гу, Хуан-ди): пер. с яп. на кит. // Ван Сяо-лянь. Чжунго-ды шэньхуа юй чуаньшо (Мифы и легенды Китая). Тайбэй, 1977, с. 239–272; Ян Куань. Чжунго шангу ши даолунь (Введение в древнейшую историю Китая) // Гу ши бянь (Спорные вопросы древней истории). Шанхай, 1941, с. 210–222.
 
Автор: Рифтин Б.Л.

Источники:
Цюй Юань. Стихи. М., 1954, с. 29; Позднеева Л.Д. Атеисты, материалисты, диалектики древнего Китая. М., 1967, с. 85, 164, 344, 356 (Вечно Недовольный); Го юй (Речи царств) / Пер. В.С.Таскина. М., 1987, указ.; Гань Бао. Записки о поисках духов (Соу шэнь цзи) / Пер. Л.Н.Меньшикова. СПб., 1994, с. 32 – 33, 360; Чжуан-цзы. Ле-цзы / Пер. В.В.Малявина. М., 1995, указ.; Люйши чуньцю (Вёсны и осени господина Люя) / Пер. Г.А.Ткаченко. М., 2001, с. 101, 115, 180; Каталог гор и морей (Шань хай цзин) / Пер. Э.М.Яншиной. М., 2004, указ.; Философы из Хуайнани (Хуайнаньцзы) / Пер. Л.Е.Померанцевой. М., 2004, указ.; Бамбуковые анналы: древний текст / Пер. М.Ю.Ульянова. М., 2005, указ.
 
Литература: 
Яншина Э.М. Формирование и развитие древнекитайской мифологии. М., 1984, с. 40, 44, 143.
 
Сост. библ.: Кобзев А.И.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 724-725.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Минни Вотрин — богиня милосердия Нанкина
Война в защиту республики: к оценке события и его главных действующих лиц
Китай форсирует развитие автомобилей на новых источниках энергии
Роль богатых при китайском социализме
Российские и британские путешественники об административных и правовых преобразованиях Якуб-бека в Восточном Туркестане (1860–1870-е гг.)


© Copyright 2009-2018. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.