Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Чжоу Дунь-и

Чжоу Мао-шу, Чжоу Лянь-си, Чжоу-цзы, Чжоу Юань-гун. 1017, Индао (совр. уезд Даосянь пров. Хунань), — 14.7.1073, Лушань пров. Цзянси. Кит. философ и литератор, гл. основоположник неоконфуцианства. Происходил из семьи чиновника, в 1036–1071 находился на гос. службе, занимая администр. посты среднего уровня. Через своего дядю по матери, ставшего ему приемным отцом, крупного чиновника Чжэн Сяна был связан с консервативной группировкой при дворе, к-рая противодействовала реформам Ван Ань-ши. Однако с последним Чжоу Дунь-и, по нек-рым свидетельствам, имел личную встречу в 1060 и произвел на него сильное впечатление. Прямыми учениками Чжоу Дунь-и были основоположники неоконфуцианства братья Чэн (Чэн Хао, Чэн И). Посмертно в 1120 получил почетное имя Юань-гун (князь Изначального), в 1241 удостоился титула графа (бо [1]) Жунани и установления таблички с его именем в храме Конфуция. При последующих династиях ему присваивались еще более высокие титулы и звания (1319 — князь Дао-го; 1714 — «древний мудрец»).

Гл. филос. сочинения — «Тай цзи ту шо» («Изъяснение Плана Великого предела», рус. пер. И.Я. Бичурина, 1832; Н. Зоммера, 1851; В.А. Кривцова, 1958; Е.А. Торчинова, 1982; В.Е. Еремеева, 1993) и «Тун шу» («Книга проникновения»), или «И тун» («Проникновение в „Перемены“»; рус. пер. Н.Я. Бичурина, 1832). Ортодоксальной считается их текстологич. и идейная трактовка в комментарии Чжу Си, утвердившего и атрибуцию «Тай цзи ту шо», в к-рой сомневался его современник Лу Цзю-юань, указывавший на принципиальное отличие этого трактата от «И тун». В период правления династии Мин (1368–1644) творческое наследие Чжоу Дунь-и было сведено воедино и сопровождено пояснительными текстами в собр. сочинений, к-рое в дальнейшем фигурировало под тремя синонимичными названиями: «Чжоу-цзы цюань шу» («Полное [собрание] письмен философа Чжоу»), «Чжоу Лянь-си цзи» («Собрание [сочинений] Чжоу Лянь-си») и «Чжоу Юань-гун цзи» («Собрание [сочинений] Чжоу — князя Изначального»).

«Тай цзи ту шо» представляет собой сжатый, но содержательный комментарий к графич. схеме тай цзи («Плану Великого предела»), производной от аналогичных схем у цзи ту («Плана Беспредельного» или «Плана Предела отсутствия/небытия») даоса Чэнь Туаня (X в.) и тай цзи сянь тянь чжи ту («Преднебесного плана Великого предела») из входящего в «Дао цзан» («Сокровищницу Пути») даос. трактата, созданного не позднее середины VIII в., «Шан фан да дун чжэнь юань мяо цзин ту» («Планы чудесного канона высочайшего и величайшего проникновения в истинное начало»), одним из источников к-рых был первый канон даос. алхимии «[Чжоу и] Цань тун ци» («Триединое согласие [„Чжоуских перемен“»] или «Единение триады согласно „Чжоу и“»; см. «Цань тун ци») Вэй Бо-яна (II в.). По «Тай цзи ту шо», все многообразие мира: силы инь–ян, «пять элементов» (у син), в трактате названные «пятью пневмами» — у ци (см. Ци [1]), четыре времени года и проч. вплоть до «тьмы вещей» (вань у; см. У [3]), а также добро и зло (шань–э), «пять постоянств» (у чан; см. Сань ган у чан), названные «пятью природами» — у син, и проч. вплоть до «тьмы дел» (вань ши; см. Ли [1]; У [3]; Вэй [1]), — исходит из «Великого предела» (тай цзи). Тот в свою очередь следует за «беспредельным», или «пределом отсутствия/небытия» (у цзи). Термин у цзи, допускающий двоякое понимание, возник в изначальном даосизме («Дао дэ цзин», § 28), а коррелятивный ему термин тай цзи — в конфуцианстве («Си цы чжуань», I, 11). Чжу Си (XII в.) истолковал сопряжение этих гетерогенных терминов как их синонимичное употребление, обозначающее сущностное тождество «Великого предела» и неисчерпаемой первозданности бытия («беспредельного»). Однако его оппонент Лу Цзю-юань утверждал, что здесь выражена даос. идея первичности «отсутствия/небытия» (ср. «Дао дэ цзин», § 40) и поэтому «Тай цзи ту шо» не мог быть написан ревностным конфуцианцем Чжоу Дунь-и. Порождающая функция «Великого предела» реализуется через взаимообусловливающие и сменяющие друг друга «движение» (дун [1]) и «покой» (цзин [2]) (см. Дун–цзин). Последнему принадлежит приоритет, что совпадает с принципами и формулами изначального даосизма («Дао дэ цзин», § 37; «Чжуан-цзы», гл. 13; см. Чжуан-цзы). Для человека безреагентная и неподвижная сущность мироздания, т.е. у цзи, проявляется в качестве «подлинности/искренности» (чэн [1]). Эта категория, совмещающая онтологич. («путь Неба»; см. Дао; Тянь [1]) и антропологич. («путь человека») смысл, была выдвинута первыми конфуцианцами в IV–III вв. до н.э.: Мэн-цзы, Сюнь-цзы, в «Чжун юне», а в «Тун шу» заняла центр. место. Определяющая высшее благо (чжи шань) и «совершенномудрие» (шэн [1]) «подлинность/искренность» в идеале требует «главенства покоя» (чжу цзин), т.е. отсутствия желаний, мыслей, деяний. Гл. теоретич. достижение Чжоу Дунь-и — сведение важнейших конф. категорий и связанных с ними концепций в универсальную (от космологии до этики) и чрезвычайно простую, основанную прежде всего на «Чжоу и» мировоззренч. систему, в рамках к-рой получила освещение не только конф., но и даосско-буд. проблематика.

Источники:
Чжоу-цзы цюань шу (Полное [собрание] сочинений Чжоу Дунь-и) / Сост. Дун Жун. [Б.м.], 1756 (Тайбэй, 1978); Чжоу Лянь-си цзи. Шанхай, 1937; Чжоу Дунь-и цзи (Собрание [сочинений] Чжоу Дунь-и). Пекин, 1991; Бичурин Н.Я. Изображение Первого начала, или О происхождении физических и нравственных законов // Московский телеграф. 1832. Ч. 48, № 21–23, с. 3–33, 157–197, 285–316; Чжоу Лянь-си. Люблю лотос // Восток. Сб. 1. М.–Л., 1935, с. 204; Кривцов В.А. Китайский космогонический трактат XI ве-ка // ВФ. 1958, № 12; Буддийский взгляд на мир. СПб., 1994, с. 209–213; Все о Китае. Т. II. М., 2002, с. 305 – 310.

Литература:
Голыгина К.И. «Великий предел». Китайская модель мира в литературе и культуре (I–XIII вв.). М., 1995, с. 251–266; Еремеев В.Е. Чертеж антропокосма. М., 1993; Зинин С.В. Человек и мир в философии Чжоу Дуньи // XVII НК ОГК. Ч. 1. М., 1986; Зоммер Н. Об основаниях китайской философии // Ученые записки Казанского университета за 1851 г. Т. 1; Калкаева А.Б. Пять постоянств в трактате Тун шу // ХХХIV НК ОГК. М., 2004, с. 142–145; Торчинов Е.А. К характеристике этической доктрины неоконфуцианства // Социально-философские аспекты критики религии. Л., 1982; Фэн Ю-лань. Краткая история китайской философии. СПб., 1998, указатель; Сун ши (История [эпохи] Сун). Цз. 427; Хуан Цзун-си. Сун Юань сюэ ань (Отчет об учениях [династии] Сун и Юань). Цз. 11, 12; Чжу Бо-кунь. Чжоу Дунь-и // Чжунго гудай чжумин чжэсюэцзя пин чжуань (Критические биографии знаменитых философов древнего Китая). Т. 3. Кн. 1. Цзинань, 1981; Bruce J.P. Chu Hsi and His Masters. L., 1923; Chou Yin-ching. La Philosophie morale dans le néo-confucianisme (Tcheou Touen-yi). Р., 1954; Eichhorn W. Chou Tun-i. Ein chinesisches Gelehrtenleben aus dem 11. Jahrhundert. Lpz., 1936.

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 678-579.

Автор:
 
© Copyright 2009-2019. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.