Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Чжо

неумелость. Понятие даосизма, применявшееся гл. обр. в кит. эстетич. мысли. Иероглиф чжо состоит из графем «рука» и «выходить», подразумевающих «грубое» ручное изготовление. Восходит к основополагающему даос. трактату «Дао дэ цзин» (IV–II вв. до н.э.), где утверждается, что «великое мастерство подобно неумелости» (§ 45), т.е. оставляет впечатление безыскусности из-за своей предельной естественности. Ассоциируется с понятием гу [2] — древность, старость; антоним чжо цяо —искусность. К чжо близко по смыслу понятие шэн [2] (необработанное, сырое, естественное), к-рое, однако, иногда применяется для обозначения художеств. незрелости. В традиц. кит. эстетике чжо и шэн [2] понимаются как условия подлинного «изящества» (я) и природосообразной «культурности» (вэнь). По определению известного теоретика живописи Линь Шу (XVII в.), «неумелость — это то, что ощущается как дух. Первое впечатление, что это — крайняя неумелость, посмотришь еще раз, а это — необыкновенное изящество».
 
Литература:
Кривцов В.А. Эстетика даосизма. М., 1993, с. 87–89.
 
По материалам В.А. Кривцова
 

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 578.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

К истории изучения чуских строф в советском китаеведении: 1950-1980-е годы
Тангутская империя на Шёлковом пути: из пучины забвения
Герои и сокровища нехоженых троп Восточного Туркестана
Ли Сюэ-цинь
Транспортный комплекс КНР превратился в инструмент ускорения социально-экономического развития Китая


© Copyright 2009-2019. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.