Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Чжи-и

智顗, Чжи-иЧжи-иЧжи-чжэ да-ши (Великий наставник Мудрец), светское имя Чэнь Дэ-ань. 538, Хуажун окр. Цзинчжоу (совр. одноимен. уезд Хуажун пров. Хунань), — 10-й лунный месяц 597, монастырь Ши-чэн-сы (совр. Да-фо-сы в Синьчане пров. Цзянси). Буд. монах, идейный и практический основоположник школы тяньтай-цзун, один из крупнейших буд. философов в Китае. Родился в семье сановника при дворе дин. Лян (502-557). Во время военной смуты, сопровождавшей конец этой эпохи, в 16/17 лет в цзинчжоуском монастыре Чан-ша-сы пред образом Будды поклялся стать монахом, и в следующем году в монастыре Плодотворного желания (Го-юань-сы) окр. Сянчжоу (совр. г. Чанша пров. Хунань) исполнил клятву, а в 19/20 лет после обучения уставу-винаи (люй [1]) у наставника устава-винаи (люй-ши) Хуй-куана и овладения медитацией (чань гуань) принял полный постриг. В 560 стал учеником Хуй-сы (515-577), обретавшегося в горах Дасушань окр. Гуанчжоу (совр. уезды Гуаншань и Хуанчуань пров. Хэнань). Когда тот в 567 окончательно перебрался на Южный пик (Наньюэ) горы Хэншань (совр. пров. Хунань; см. У юэ), Чжи-и отправился в столицу Цзиньлин (совр. Нанкин) вместе с тремя десятками единомышленников проповедовать методы медитации (чань фа) и пропогандировать «Лотосовую сутру» («Мяо фа лянь хуа цзин»). В 575 прослышав, что в горах хребта Небесной башни (Тяньтайшань, совр. уезд Тяньтай пров. Чжэцзян) имеется «дворец бессмертных-риши» (сянь гун, см. сянь[1], а также Сянь-сюэ), он с двумя десятками сподвижников поселился там на северном отроге для занятий аскетикой. Отсюда пошло название школы тяньтай-цзун.
 
Чжи-и имел тесные связи с аристократическими кругами одноименной ему по мирской фамилии дин. Чэнь (557-589), и в 576 по высочайшему повелению имп. Сюань-ди для него был создан новый монастырь Совершенствования медитации-чань (Сю-чань-сы). Подвизаясь при дворе Чэнь с 585, Чжи-и в столичном дворце Великого предела (Тай-цзи-дянь, см. Тай цзи) толковал актуальный по тем тяжелым временам канон «Жэнь ван цзин» («Жэнь ван ху го божэ боломи цзин» - «Сутра праджня-парамиты о спасении страны Гуманным царем/ Дварапалой/ Буддой», см. Божэ боломидо), обучал обетам буд. праведности наследника престола и подбирал «дхармическое имя» (фа мин) императрице. После крушения Чэнь, оказавшись неугодным новым властям дин. Суй (581-618), он устроился в горах Лушань (совр. окр. Цзюцзян пров. Цзянси), куда на удачу в 591 к нему прибыл управлявший окр. Янчжоу (совр. пров. Цзянсу), ревностный приверженец буддизма Цзиньский князь (Цзинь-ван) Ян Гуан с просьбой наставить обетам праведной жизни созванное в его округе тысячечленное собрание монахов. В этой связи Чжи-и получил прозвище Мудрец (Чжи-чжэ), иероглифически совпадающее с первым знаком его монашеского имени.
 
В 592 Чжи-и вернулся на родину, где в горах Юйцюаньшань уезда Данъян основал одноименный, ставший знаменитым монастырь Яшмового источника (Юйцюань-сы). Там он в 593-594 создал два главных своих соч. «Фа хуа сюань и» («Сокровенный смысл „Лотосовой сутры“», 20 цз.) и «Мохэ чжи гуань» («Великое установление-шаматха и узрение-випашьяна», 20 цз.; первонач. назв. «Юань дунь чжи гуань» - «Полное/круглое и внезапное установление-шаматха и узрение-випашьяна»), которые вместе с ранее созданным (в конце 80-х) «Фа хуа цзин вэнь цзюй» («Доскональное/пофразовое [объяснение] текста “Лотосовой сутры”», 20 цз.) были записаны, отредактированы и опубликованы через десятилетие после смерти Чжи-и его главным учеником и духовным наследником, пятым патриархом тяньтай-цзун Гуань-дином 灌顶 (561-632) в качестве «трех великих опусов» (сань да бу), излагающих доктринальные основы этой школы. Нумерологически (см. Сяншучжи-сюэ) комплементарный, по принципу сань у («троицы и пятерицы/утроение и упятерение»), корпус его «пяти малых опусов» (у сяо бу) составили «Гуань-инь сюань и» («Сокровенный смысл [раздела] Гуань-инь/Авалокитешвары [в “Лотосовой сутре”]», 2 цз., см. Гуань-инь), «Гуань-инь и шу» («Истолкование смысла [раздела] Гуань-инь/Авалокитешвары [в “Лотосовой сутре”]», 2 цз.), «Цзинь гуан мин цзин сюань и» («Сокровенный смысл “Сутры Золотого света”/ “Суварнапрабхаса-сутры”», 2 цз.), «Цзинь гуан мин цзин»(«Цзинь гуан мин цзин вэнь цзюй» - «Доскональное/пофразовое [объяснение] текста “Сутры Золотого света”/ “Суварнапрабхаса-сутры”», 6 цз.) и «Гуань У-лян-шоу-фо цзин шу» («Истолкование “Сутры узрения будды Бесконечного долголетия/ Амитаюса”/ “Амитаюрдхьяна-сутры”», 1 цз.).
 
Весной 595 по просьбе Ян Гуана Чжи-и вновь прибыл в Янчжоу, где составил «Цзин-мин цзин шу» («Истолкование “Сутры Чистоимянного/Вималакирти”/ “Вималакирти-нирдеша-сутры”», см. «Вэймоцзе [сошо] цзин»). Осенью он вернулся на Тяньтайшань и обосновался в новой горной обители. В 597 получил послание от братии монастыря Счастливого знаменья (Цзя-сян-сы) со знаменитой горы Гуйцзи (совр. уезд Шаосин пров. Чжэцзян) с прошением прочесть лекции по «Лотосовой сутре», однако из-за болезни не смог туда отправиться и продиктовал своим ученикам «Гуань синь лунь» («Суждения/шастра об узрении сердца/постижении сознания», 1 цз). В 10-м лунном месяце того же года по приглашению Ян Гуана спустился с горы, но в пути, добравшись до монастыря Каменной ограды (Ши-чэн-сы, совр. монастырь Великого Будды – Да-фо-сы в Синьчане), скончался. За сорок лет монашеского подвига Чжи-и основал 36 монастырей. Следуя его завету, Ян Гуан устроил на горе Тяньтайшань «буддийскую обитель» (буддакшетра, фо-ша), которая в 605 была наименована монастырем Отечественной чистоты (Го-цин-сы). Гуань-дин составил биографию Чжи-и «Суй Тяньтай да-ши бе чжуань» («Особое предание о Великом наставнике [с гор] Тяньтай [эпохи] Суй»).
 
Чжи-и не только сформировал теоретические основы учения школы тяньтай-цзун, но и встроил ее в глобальную историософскую периодизацию буддизма (пань цзяо), определив последовательность ее патриархов, первым в ряду которых стал считаться иноземец Нагарджуна (Лун-шу, II—III вв.) как создатель концепций «двух истин» (эр ди) и «полной/круглой гармонии трех истин» (сань ди юань жун), вторым Хуй-вэнь (VI в.), третьим Хуй-сы, четвертым Чжи-и. Он установил текстологический канон, трактуя термин цзин [1] - «канон/сутра» (см. также Цзин—вэй, Цзин-сюэ) как обозначающий всё (все проповеди, мысли, значения и пр.) и выдвинув на первое место всеобъемлющую «Лотосовую сутру» как гармонизирующую приоритет «Хуа янь цзин» («Аватамсака-сутра» - «Сутра цветочной гирлянды») в северном буддизме и «Непань цзин» («Нирвана-сутра») в южном. Согласно «Мохэ гуань чжи», Чжи-и унаследовал от Хуй-сы идею трех видов гуань чжи (шаматха и випашьяна, установление и узрение, прекращение [неведения] и видение [сути], самопрекращение и самопостижение, успокоение и созерцание, концентрация и визуализация): постепенного (цзянь-цзы), неопределенного (бу-дин), полного и внезапного (юань-дунь). По оценке Д.Т.Судзуки, здесь заключено сбалансированное единство интеллектуальной теории с медитативной практикой, благодаря чему Чжи-и стал великим авторитетом и для школы чань-цзун (см. также Чань-сюэ, то же и Чань школа).
 
Источники:
Дао-сюань. Сюй Гао сэн чжуань (Продолжение Преданий о возвышенных монахах). Цз. 17// ТСД. Т. 50, № 2061, с. 264 – 268; Чжи-и / Тиги. Мохэ чжи гуань / Мака сикан (Великое установление-шаматха и узрение-випашьяна). Т. 1 – 2. Токио, 1975; Янгутов Л.Е. Кит. буддизм: Тексты, исследования, словарь. Улан-Удэ, 1998, с. 38 – 58.
 
Литература:
Буддизм в Японии. М., 1993, указ.; Игнатович А.Н. Тяньтайская доктрина «чжи гуань» (общая характеристика) // XIV НК ОГК. Ч. 1. М., 1983, с. 164 – 170; он же. Буддийская философия периода Хэйан ∕∕ Буддийская философия в средневековой Японии. М., 1998, указ.; Религии Китая / Ред.-сост. Е.А.Торчинов. СПб., 2001, с. 270 – 278; Судзуки Д.Т. Очерки о дзэн-буддизме. Ч. 1. СПб., 2002, указ.; Сутра о Бесчисленных Значениях. Сутра о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы. Сутра о Постижении Деяний и Дхармы Бодхисаттвы Всеобъемлющая Мудрость / Пер. с кит., коммент. и подгот. изд. А.Н. Игнатовича. М., 1998, с. 342 – 356; Янгутов Л.Е. Единство, тождество и гармония в философии кит. буддизма. Новосибирск, 1995, с. 102 – 129; Фо-цзяо да цыдянь (Большой словарь буддизма) / Гл. ред. Жэнь Цзи-юй. Наньцзин, 2002, с. 1180 – 1181; Чжунго фо-цзяо (Китайский буддизм). Т. 2. Шанхай, 1989, с. 96 – 98; Hurvitz L. Chih-I (538 – 597): An Introduction into the Life and Ideas of Chinese Buddhist Monk. Bruxelles, 1962; Magnin P. La Vie et l`œuvre de Huisi (515 – 577): Les Origins de la secte bouddhique chinoise du Tiantai. P., 1979; NG Yu-kwan. T`ien-t`ai Buddhism and Early Madhyamika. Honolulu, 1993; Petzold B. Die Quintessenz der T`ien-t`ai-(Tendai-) Lehre. Wiesbaden, 1982; Stevenson D. The Four Kinds of Samadhi in Early T`ien-t`ai Buddhism // Traditions of Meditation on Chinese Buddhism / Ed. by P.Gregory. Honolulu, 1986; Swanson P.L. Foundations of T`ien-t`ai Philosophy: The Flowering of the Two Truths Theory in Chinese Buddhism. Berkeley, 1989.
 
Автор: Кобзев А.И.
 
Чжи-и первым в истории кит. буддизма связал медитативные приемы «спасения/освобождения» и достижения нирваны (непань) с филос. постулатами — они объясняют практику медитации, в свою очередь способствующую осмыслению философии школы тяньтай-цзун. По Чжи-и, универсальный способ «спасения/освобождения» — осуществляемое посредством медитации «парное совершенствование (шуан сю) самадхи (саньмэй) и мудрости», или «самопрекращение-шаматха и самопостижение-випашьяна» (чжи гуань), тождественные праджня-парамите (божэ боломидо). Процесс чжи гуань постадиально описан в десяти главах трактата «Сю си чжи гуань цзо чань фа яо» («Изложения учения о совершенствовании и овладении самопрекращением и самопостижением»): 1) «наличие [заданных условий и] причин» (цзю юань), предполагающих успех медитативной практики; 2) «освобождение от страстей [и желаний]» (хэ юй); 3) «отбрасывание покрывала» (ци гай) — отказ от сомнений (в себе, учителе, учении и т.п.); 4) «упорядочение и гармонизация» (дяо хэ) питья и пищи, сна, тела, дыхания, сознания; после этого приступают к регулированию дыхания в начальной стадии медитации, затем — к «гармонизации сердца/ сознания (синь [1])» в начальной стадии медитации, в процессе «погружения», при выходе из медитации; 5) «уловка» (фан бянь) — проникновение в сакральную сущность метода чжи гуань; 6) «основное совершенствование» (чжэн сю) — уяснение осн. целевых установок, действующих в процессе медитации, поддержание медитативного состояния в повседневной жизни, а не только во время «сидения в сосредоточении» (цзо чань, см. Чань-цзун); 7) «проявление добра» (шань фа) — проявление хороших  (см. Полезно-прекрасное добро и вредно-безобразное зло, Ши шань) с т.зр. буд. этики качеств и благодаря этому возможное достижение «внезапного просветления» (дунь у); 8) цзюэ [чжи] Мо [ши] («осознание [влияния дел демонов] мара», см. Моло) — уяснение препятствий дальнейшему совершенствованию; 9) «исцеление от болезней» (чжи бин) — овладение способами диагностики заболеваний и их лечения посредством универсального медитативного метода чжи гуань; 10) «утверждение плода» (чжэн го) — последняя стадия медитативного погружения в процессе цзо чань, когда предполагается достижение окончательного «просветления/прозрения», реализация изначально заложенной в человеке «природы будды» (фо син) и даже погружение в нирвану.
 
В трактате «Лю мяо фа мэнь» («Шесть чудесных врат дхармы», см. Фа [1]) Чжи-и конкретизировал методики чжи гуань, описал приемы контроля за дыханием и сознанием, последовательность и характер стадий чжи гуань вплоть до «просветления/прозрения». В «Мохэ чжи гуань» даны преимущественно филос. основания медитативной практики. Она предполагает погружение в самадхи (саньмэй), проявляющееся в четырех видах медитации: чан цзо саньмэй («самадхи постоянного сидения»), чан син саньмэй («самадхи постоянного хождения»), бань син бань цзо саньмэй («самадхи полусидения и полухождения») и фэй син фэй цзо саньмэй («самадхи нехождения и несидения»). Чжи-и первым в истории кит. буддизма выдвинул тезис о необходимости практиковать самадхи в обыденной жизни — в любое время и любом месте. Он же стал родоначальником знаменитой техники медитации «думание/памятование о Будде» (нянь фо), совместив медитацию «постоянного хождения» с рецитацией имени будды Амитабхи (Амито-фо) — владыки «Чистой земли» (цзин ту). Практика нянь фо вошла в арсенал буд. школы цзинту-цзун, где ранее практиковалось только созерцание образа Амитабхи вплоть до «слияния» с ним. Медитативные методики Чжи-и широко вошли в практику др. направлений кит. буддизма, прежде всего чань-цзун, где получили дальнейшее развитие. Основой медитативных разработок Чжи-и помимо инд. источников, возможно, является и даос. традиция; его учитель Хуй-сы известен как знаток «внутренней алхимии» (нэй дань; см. Сянь-сюэ), предложивший данный термин для обозначения практики самосовершенствования, имевшей давние даос. корни.
 
Литература:
Профатилов И.А. Влияние доктрины Чжи-и на формирование медитативной практики в школах Чань и Цзинту // XXII НК ОГК. Ч. 3. М., 1991, с. 64–68; Янгутов Л.Е. Единство, тождество и гармония в философии китайского буддизма. Новосиб., 1995; Фан Ли-тянь. Фо-цзяо чжэсюэ (Буддийская философия). Пекин, 1986; Чжунго фо-цзяо (Китайский буддизм). Пекин, 1986; Чжунго фо-цзяо сысян сюаньбянь (Избранные материалы по истории буддийской мысли Китая). Т. 2. Ч. 1. Пекин, 1983, с. 85–111; Yu Chun-fang. The Renewal of Buddhism in China. N.Y., 1981, р. 29–64.
 
Автор: Профатилов И.А. 
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 720-721.

Авторы: ,
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Северная граница тангутского государства Си Ся по данным археологических и письменных источников
Император Китая в хакасской степи
К истории изучения чуских строф в советском китаеведении: 1950-1980-е годы
Тангутская империя на Шёлковом пути: из пучины забвения
Герои и сокровища нехоженых троп Восточного Туркестана


© Copyright 2009-2019. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.