Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Чжи Дунь

(Чжи) Дао-линь. 314, Чэньлю (совр. пров. Хэнань) или Линьлюй окр. Хэдун (пров. Сычуань), — 366. Буд. монах, философ, литератор, поэт и каллиграф. Выходец из служилой интеллигенции рода Гуань, «из поколения в поколение служившего Будде». В 25 лет ушел в монахи. Основоположник одного из направлений божэ-сюэ («учение праджни») — цзисэ-цзун («школа, [объяснявшая] рупу/плоть как таковую»). Признанный знаток даос. памятников (см. Даосизм), широко пользовавшийся их терминологией, а также терминами протологической школы имен (мин-цзя). Доказывал «пустотность» (кун [1]) «рупы/плоти как таковой» (цзи сэ) тем, что «цвет/рупа/плоть» (сэ) сам по себе не имеет «цвета», в трактате «Цзи сэ ю сюань лунь» («Суждения о рупе как таковой и блуждании в таинственном/сокровенном»), сохранившемся только во фрагментах. Также сочинил трактаты «Ши мэн лунь» («Суждения о рассеянии невежества»), «Шэн бу бянь чжи лунь» («Суждения о том, что совершенномудрый не спорит об известном»), «Сюэ дао цзе» («Наставления к изучению Пути») и др., позднее утраченные. Одним из первых сделав акцент на «мгновенное постижение» (дунь у) истины, стал провозвестником развития «учения о медитативном созерцании» (чань-сюэ) в Китае. Занимался разработкой приемов буд. психотехники, привнеся в нее элементы даос. эзотерич. и экзотерич. практики (см. Сянь-сюэ). В поэтич. произведениях описал процесс погружения в медитацию. Его жизнеописание представлено в буд. историографич. соч. VI в. «Гао сэн чжуань» («Жизнеописания достойных монахов», цз. 4), более 20 поэтич. текстов — в буд. антологии VII в. «Гуан хун мин цзи» («Расширенное собрание [соч.], светоч [истины] распространяющих»). В конце XIX в. Шао У-сюй из сохранившихся фрагментов составил небольшое «Собр. [соч.] Чжи Дуня» («Чжи Дунь цзи»).
 
Источники:
Хуэй-цзяо. Жизнеописания достойных монахов // Гао сэн чжуань. Т. II. СПб., 2005, с. 25 – 32, указатель.
 
Литература:
Чжунго фо-цзяо (Китайский буддизм). Шанхай, 1989. Кн. 2, с. 27 – 28; Чжунго фо-цзяо ши (История китайского буддизма). Т. 2. Пекин, 1985, с. 240–251; Zürcher E. The Buddhist Conquest of China. The Spread and Adaptation of Buddhism in Early Medieval China. Vol. 1–2. Leiden, 1959.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С.575.

Авторы: ,
 

Новые публикации на Синологии.Ру

История основных историко-культурных зон Восточной Азии в Х–I тыс. до н.э. в первом томе «Истории Китая»: подходы и концепции
О статье Е.Ф. Баялиевой «Правовые аспекты обращения бумажных денег в юаньском Китае»
Частотный иероглифический словарь классических китайских текстов и его использование в тематическом и жанровом анализе
Дневники В.М. Алексеева в «Синологической картотеке» учёного
История перевода Нового Завета на китайский язык свт. Гурием Карповым


© Copyright 2009-2018. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.