Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Чжао Жугуа «Чжу фань чжи»

 
(Сообщения о подвластных Шривиджае государствах)

 
Сочинение Чжао Жугуа «Чжу фань чжи» (1225) относится к числу наиболее ранних китайских источников, в котором предпринята попытка полного описания известных в Китае иноземных стран. В нем подробно рассказано о 45 странах, которые, по своему географическому расположению соотносятся с восемью частями мира, а также даны описания некоторых периферийных стран, объединенных в раздел «Разные страны моря». В «Чжу фань чжи» описаны: страны на Индокитайском полуострове; страны на острове Суматра, Малаккском полуострове и Сунда (Западная Ява); страны на острове Ява (Кедири, а с 1222 г. Сингасари) и восточно-индонезийские острова; страны на полуострове Индостан и Византия; центр арабского мира (кит. Даши) город Каир (?) и Мекка; страны Западной и Северной Африки, Ближнего Востока и Западной Европы; страны на острове Калимантан и на Филиппинском архипелаге; страны к востоку от Китая (на острове Тайвань, островах Рюкю, а также Корея и Япония). В предыдущей публикации был дан перевод описания страны Саньфоци (Шривиджая). В данной публикация мы продолжаем знакомить читателя с текстом памятника и предлагаем перевод описаний стран, которые, согласно «Чжу фань чжи» и другим историческим источникам, входили в число стран подвластных Шривиджае.
 
***
На протяжении более шести столетий малайское государственное образование, которое принято называть «Империя Шривиджая», являлось одним из крупнейших в Юго-Восточной Азии. Наряду с такими государствами этого региона, как Камбуджадеша, Чампа, Матарам (затем Кедири) она входила в число крупнейших мировых держав своего времени. Шривиджая, с центром на острове Суматра в районе Джамби, являлось государством, владения которого были расположены на западном побережье Малаккского полуострова и на восточном побережье Суматры. На крайне южной границе малайской державы располагалась Сунда, на северной – Ламбри. К числу данников Шривиджаи Чжао Жугуа отнес и Шри Ланку.
 
Напомним, что в описании столичного центра Шривиджаи (раздел № 7) содержится перечень подвластных стран: Пэнфэн (Паханг), Данъянун (Тренггану), Линъясыцзя (Ланкасука), Цзиланьжоу (Келантан), Фолоань (общепринятой идентификации не выработано), Жилотин (общепринятой идентификации не выработано), Цяньмайбада (общепринятой идентификации не выработано), Даньмалин (Тамбралинга), Цзялоси (район города Чайя на побережье залива Бандон), Балиньфэн (Палембанг), Синьта (Сунда, западная Ява), Цзяньби (в северной части острова Суматра, предположительно, в районе мыса Джамбуаир), Ланьули (Ламбри), Силань (Шри Ланка)[1]
 
Обращение к танчжурской надписи правителя государства Чола Раджендра I (1025) подтверждает существование в XI в. стран Джамби (Malaiyur), Жилотин (Mayirudingam), Ланкасука (Ilangashoka), Тамбралинга (Madamalingam), Ламбри (Ilamuri-desam). Поскольку в «Чжу фань чжи» страны Пэнфэн (Паханг), Данъянун (Тренггану), Цзиланьжоу (Келантан) упомянуты впервые, то можно сделать вывод о том, что эти государства, располагавшиеся южнее таких старых центров на восточном побережье полуострова, как Тамбралинга и Ланкасука, являлись более молодыми. Их появление свидетельствует о развитии внутри империи Шривиджая малайской государственности и о постепенном вовлечение во международную торговлю все новых земель почти на всем протяжении восточного побережья полуострова. С другой стороны, их появление в источнике связано с ростом информированности китайцев о заморских странах в эпоху правления династии Южная Сун.
 
Заметим, что в перечне данников Шривиджаи страны Малаккского полуострова расположены строго с юга на север – от Паханга до Чайя. По такому же принципу расположены и суматранские страны: Палембанг, Сунда, Цзяньби и Ламбри. Такое их расположение с юга на север, точнее с юго-востока на северо-запад, не случайно, оно соответствует направлению магистрального морского маршрута из Китая через Малаккский пролив в Индию и на Ближний Восток. Размещение описаний стран в соответствии с их реальным расположением вдоль этого и ряда других маршрутов является характерной чертой композиции «Чжу фань чжи».
 
Первые девять стран этого перечня находились на Малаккском полуострове. В тексте «Чжу фань чжи» даны описания трех из них (Фолоань, Тамбралинга, Ланкасука), которые, по-видимому, являлись локальными центрами на восточном побережье полуострова. Фолоань – в средней части восточного побережья полуострова[2]; Тамбралинга – в северной части полуострова, видимо, на участке от Паттани до Чайя[3]. Ланкасука же была расположена между ними в районе реки Паттани (южная часть современного Таиланда)[4].
 
Нельзя не обратить внимание на то, что в списке стран, которые посылали дань Шривиджае, упомянута и Шри Ланка. Видимо, именно по этой причине Чжао Жугуа поместил ее описание не среди индийских стран, а среди стран подвластных Шривиджае[5]. Возможно, это связано с тем, что в момент написания «Чжу фань чжи» в Китае еще не сложились точные представления о политическом статусе этой страны. На Чжао Жугуа могли влиять реалии более раннего времени, возможно, XI–XII вв, периода расцвета могущества Шривиджаи и соперничества с южноиндийским государством Чола. Кроме этого, у него попросту могли отсутствовать новые данные, поскольку, согласно «Чжу фань чжи», магистральный морской маршрут вел в обход острова к Малабарскому побережью полуострова Индостан.
 
Описания подвластных стран строятся по тем же законам, что и описания крупных стран, т.е предусматривают сообщения о географических, политических и культурных реалиях, местных и привозных товаров, а также о международных контактах[6].
 
Сообщения о географических реалиях двух соседних стран Ланкасуки и   Фолоань похожи, они содержат информацию о сроках морского пути и о сухопутном маршруте, что свидетельствует об интенсивности контактов между ними. В описании Синьта – одного из центра перечной торговли, сказано о наличии удобной гавани, а в описании Цзяньби указано ее расположение на пересечении морских путей, описание Силань начинается с упоминания природных ориентиров. Все это – важнейшие  признаки, отражающие наиболее характерные особенности стран.
 
Рассказ о политических и культурных реалиях предусматривал сообщение о монархе, народе, стране как таковой. Спецификой описания подвластных Шривиджае стран  является отсутствие сообщений об облике их правителей (кроме Ланкасуки, Шри Ланки)[7]. Это связано с тем, что они  являлись подданными шривиджайского монарха, а в «Чжу фань чжи» наличие описания правителя и его подробность связаны со статусом страны. Статус подвластной страны не предполагал такого описания.
 
Сообщение о народе показывает, насколько «глубоко» в Китае знали данную страну. Оно присуще кроме Фолоань всем подвластным странам. Важно отметить, что наиболее подробно описан народ стран с большой степенью самостоятельности: Тамбралинги, Сунды и Шри Ланки. Однако специфической чертой описания народа является почти полное отсутствие информации о занятиях. Это говорит о том, что купцы – информанты автора вели торговлю в отдельных пунктах на побережье и были еще мало знакомы с особенностями хозяйственной деятельности и быта малайцев[8].
 
Исследование списков местных и привозных товаров показало, что все подвластные Шривиджае страны были так или иначе вовлечены в международную торговлю. Большая часть из них являлась поставщиками слоновой кости, которая была одним из самых распространенных товаров Нусантары (ее не было только на Яве). Вторым по массовости товаром у стран этой области являются благовония. Их поставляли страны Малаккского полуострова[9]. Малайские страны были известны также своей камфорой. В описании Сунды упомянут лучший на всей Яве черный перец. Интересно отметить, что в описании Шри Ланки большая часть наименований товаров совпадает с товарами Нусантары, а индийские товары для нее не характерны. Это позволяет предположить, что и с точки зрения экспорта, в Китае она также воспринималась ближе к странам Юго-Восточной, чем Южной Азии.
 
При торговле с подвластными Шривиджае странами золото было выгодно везти в быстро усиливающееся государство Тамбралинга и на Шри Ланку, серебро – в Фолоань и также на Шри Ланку. В Шри Ланку же везли сандаловое дерево и камфору (не исключено, что из Фолоань и других малайских стран). Наиболее массовыми ввозимыми товарами являлись продукты питания: рис, сахар, вино из ближайших стран, а также фарфоровая посуда и шелковые ткани из Китая.
 
Исследование упоминаний о международных контактах показало, что реально в начале XIII в. часть подвластных стран продолжала присылать в Шривиджаю дань, а часть прекратила. Наиболее исправно подносили дань страны Малаккского полуострова, но в рассматриваемый период она не всегда сразу достигала места назначения, поскольку часть предметов «собиралось» Тамбралингой, что может являться своеобразным намеком на их присвоение этой страной[10]. Накануне составления «Чжу фань чжи» даннические отношения с Шривиджаей разорвала ближайшая к ней страна Цзяньби. Шри Ланка, возможно, продолжала поставку дани, но, согласно тексту, она реально подчинялась управлению из Наньпи (государство на Малабарском побережье п-ва Индостан).
 
Можно предположить, что в Китае к взаимоотношениям Шривиджаи с подданными странами проявляли сравнительно большой интерес. Это могло быть вызвано тем, что ослабление ее контроля влияло на торговлю во всем регионе, поскольку известно, что в ряде стран (Цзяньби, Сунда) именно шривиджайское управление создавало условия для коммерции и обеспечивало безопасность купцов. Там, где оно ослабевало, для купцов начинались неприятности. Это не могло остаться незамеченным в Китае, тем более, что в Цзяньби было олово, а на Сунде – лучший в ЮВА черный перец. Возможно, особенности отношения столичного центра и подданных стран каким-то образом влияли на выбор политики императорского двора по отношению к Шривиджае[11].
 
В начале XIII в. граница между Шривиджаей и Камбуджадешей пролегала в районе Чайя, где находилась страна-данник Шривиджаи Цзялоси. Как представляется, для стран восточного побережья Малаккского полуострова покровительство отдаленных сильнейших стран было одним из условий их государственного существования. Так, покровительство относительно отдаленной Шривиджаи для стран Малаккского полуострова было выгодным, поскольку они получали гарантии безопасности от вторжения извне географически более близких держав – сначала Камбуджадеши, затем Сукотаи, Аютии. После ослабления Шривиджаи в конце XIII в. Тамбралинга, Ланкасука и, возможно, более южные государства Малаккского полуострова были подчинены тайским государством, а в XIV в. Ланкасука, Паханг, Келантан, Кедах и др. переходят под контроль Маджапахита.
 
Если на восточном побережье Малаккского полуострова контроль Шривиджаи сохранялся и тамошние правители еще чувствовали ее хватку, то на севере Суматры в Цзяньби против нее велись боевые действия, которые в конце концов привели к самостоятельности. В рассматриваемый период Шривиджая утратила административный контроль над Сундой.
 
Подведем итог. В начале XIII в. Шривиджая не была и не воспринималась как целостная страна, занимающая единую территорию. В ее описании отчетливо проявилось противопоставление столичного центра, расположенного в районе реки Джамби, и зависимых стран, расположенных на острове Суматра, Малаккском полуострове и западной части острова Ява. Правители ряда подвластных стран предпринимали активные шаги (завоевывали власть – в Цзяньби, возводили укрепления – в Тамбралинге), направленные на обособление.
 
Если конец XII в. – начало XIII в. ознаменовался преобладанием центробежных тенденций в империи Шривиджая, то во второй половине XIII в. Шривиджаи, как империи со множеством подносивших дань государств в разных частях малайского мира, по-видимому, уже не существовало[12]. История Шривиджаи во второй половине этого столетия - это история отдельных суматранских княжеств Палембанг и Малаю, а также Педир, Перлак, Песанган, Пасэй, Индрагири, Самудра, Барус, Ламбри. В записках Марко Поло, который в 90-х гг. XIII в., следуя через Малаккский пролив, посетил Суматру, нет упоминания единого доминирующего центра, а некоторые страны названы вассалами китайского императора. Описывая остров Суматру – «Малая Ява», он отмечает, что там «восемь царств и восемь венчанных царей»[13].
 
Опубл.: Ульянов М.Ю. Чжао Жугуа «Чжу фань чжи» (Сообщения о подвластных Шривиджае государствах) // Восток, № 1, 1999. С. 156-166.


  1. Подробно о локализации подвластных Шривиджае стран и о существующих точках зрения сказано в предыдущей публикации. В «Чжу фань чжи» они описаны как страны со своей государственностью, что существенно отличает их от подданных яванского государства Кедири или Брунея, подавляющее большинство которых находилось на догосударственном уровне развития.
  2. Согласно источнику, «одного с ней типа» были страны Пэнфэн, Дэнъянун, Цзяцзиланьдань.
  3. «Одного с ней типа» были страны Жилотин, Цяньмайбада, Цзялоси.
  4. Списки подвластных стран и описание важнейших из них – это одна из особенностей «Чжу фань чжи». Их появление, возможно, связано обусловлено важностью этих стран для Китая, с точки зрения торговли, и важности для самого автора, который ставил перед собой цель составить описание всех иноземных стран.
  5. Мы сочли целесообразным не нарушать структуру источника и ниже приводим перевод описания Шри Ланки, которое составляет единый раздел со страной на севере острова Суматра – Ланьули (Ламбри).
  6. Опыт исследования памятника показал, что в источнике содержится в основном только значимая, наиболее приоритетная информация, отражающая важнейшие элементы китайского виденья стран. Отметим, что при анализе описаний подвластных стран важно учитывать, что ряд признаков, реализованных при рассказе о стране-сюзерене, не повторяется, а распространяются и на них (например, климат, закон, обычаи), распространяются друг на друга и некоторые признаки описаний соседних подвластных стран. Малое число повторяющихся признаков при описании политических и культурных реалий подвластных стран свидетельствует о существовании внутренней установки автора на выбор наиболее характерных для этих стран характеристик. Часто, это те признаки, которые отличают их и от страны-сюзерена, и друг от друга, например, в описаниях внешнего вида местного монарха. (см. Ульянов М.Ю. Китайские источники по истории Нусантары в средние века. Опыт системного исследования труда Чжао Жугуа «Чжу фань чжи», М. 1966. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. На правах рукописи).
  7. Описание внешности монарха можно найти только в тексте о Ланкасуке, где сказано, что он обматывается тканью и ходит босым. Поскольку это типичные признаки описания правителей крупнейших государств Нусантары, то возникает мысль о том, что и в XIII в. в китайском виденье Ланкасуки сохранились стереотипы ее восприятия, сформировавшиеся в прошлом, во время правления династий  Лян (555-589) и Тан (618-907), когда она являлась одним из крупнейших государств в Нусантаре и еще не была, по-видимому, подвластна Шривиджае.
  8. Описание народа есть в рассказе о расположенной именно на острове Ява Сунды. Это подтверждает тот факт, что Сунда, несмотря на даннические отношения с Шривиджаей, воспринималась в Китае как типичная яванская страна. Заметим, что в описания данников Шривиджаи отсутствует информация о продуктах питания и винах, что также отличает малайские страны от яванских.
  9. Согласно второй части «Чжу фань чжи» (раздел № 13), эти благовония были отнюдь не лучшего качества. Благовоние-«су»  уступает как минимум двум видам благовоний «алойного дерева»-чэнь и «бумажному»-цзянь. Из«су» лучшим считалось из Чампы, Камбуджадеши, Явы, о малайских же ничего не сказано.
  10. О правомочности такого предположения свидетельствует дальнейшая история Тамбралинги (отделение, войны за распространение буддизма хинаяны, в том числе, возможно, и против махаянистической Шривиджаи). В «Чжу фань чжи» Тамбралинга описана накануне окончательного отделения от Шривиджаи. Согласно тексту надписи в Чайе раджи Дхармараджи Чандрабхану, это событие произошло уже в 1230 г., т.е. через пять лет после создания памятника (см. История Индонезии, М, 1992, с. 102).
  11. Уже через несколько десятков лет перед китайскими сановниками  стала проблема: как относиться к получившим самостоятельность странам – принимать или нет знаки их вассалитета, а также, как относиться к правам на них других стран, например, тайских Сукотаи и Аютии или яванских Сингасари и Маджапахита. По-видимому, многие из бывших подданных Шривиджаи к концу XIII в. объявили о формальном подчинении китайскому Императору.
  12. В это время проходило усиление тайского государства Сукотаи и яванского – Сингасари. В 80-х гг. XIII в. Малаю признала сюзеренитет яванского правителя Кертанагары; в 90-е гг. государства Малаккского полуострова были завоеваны тайским правителем Рамой Камхенгом.
  13. См. Марко Поло, Книга, М. 1955, с. 177.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Транспортный комплекс КНР превратился в инструмент ускорения социально-экономического развития Китая
К вопросу о сотрудничестве между Китаем и Израилем в автомобильной промышленности
Российские исследователи о Чжоу Эньлае
Жизнь и поэзия Бо Цзюй-и
Россия и Китай: XI международная конференция в Казани


© Copyright 2009-2019. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.