Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Чжан Дун-сунь

Чжан Дун-шэн. 1884/1887, уезд Хансянь (совр. Юйхан) пров. Чжэцзян, —1972/1973. Кит. философ и историк философии, пропагандист и интерпретатор зап. мысли, политич. деятель, ученик и последователь Лян Ци-чао. Был самоучкой, занимался самообразованием в Японии. В 1920 Чжан Дун-сунь выступил инициатором дискуссии о социализме, доказывая преждевременность осуществления его принципов в Китае. В 1910–1920-е годы он сотрудничал с политич. организациями реформаторов — Прогрессивной партией (Цзиньбу дан) и Исследовательской группой (Яньцзю си); был президентом Публичного у-та Китая (1925–1930), профессором философии Яньцзинского у-та (1930–1952) в Пекине; главным редактором ряда газет и журналов (1916–1946). Вместе с Чжан Цзюнь-маем в 1934–1946 стал организатором и руководителем Государственной социалистической партии Китая (позднее — Демократической социалистической партии), одним из лидеров Демократической лиги Китая. Во время Второй мировой войны был арестован японцами в Пекине. После образования КНР — член Центрального народного пр-ва. В феврале 1952 подвергся критике как «независимый» идеолог, смещен со всех постов. Дальнейшая его судьба неизвестна.

Чжан Дун-сунь был одним из самых компетентных в Китае знатоков западной философии. Перевел на кит. яз. «Диалоги» Платона, труды Бергсона «Материя и память» и «Творческая эволюция». Наибольшее влияние на его мировоззрение оказали И. Кант, Д. Юм, Б. Рассел, К.И. Льюис, А.Н. Уайтхед. В философской проблематике Чжан Дун-сунь основной упор делал на теорию познания, стремясь к реализации синтеза культур Востока и Запада в сочетании неоконф. рационализма (лисин чжэсюэ) с реинтерпретированным кантианством, что в целом приобрело форму «гносеологического плюрализма» (доюань жэньшилунь), или панструктурализма. Свою философскую позицию сам называл «скептическим идеализмом» (цуни вэйсиньлунь). Из написанных им книг наибольшее теоретическое значение имеют: «Жэньшилунь» («Гносеология»), «Чжиши юй вэньхуа» («Познание и культура»), «Синь чжэсюэ луньцун» («Сборник статей о новой философии»), «Даодэ чжэсюэ» («Моральная философия»). Рассуждая в русле общей семантики, Чжан Дун-сунь утверждал, что структура предложения в основных европ. языках сводима к элементарному виду «a есть b», тогда как в китайском языке элементарной является структура «a соотносится с b» (a R b), что обусловлено отсутствием в письменно-литературном кит. языке вэньяне глагола-связки «быть». Следовательно, синтаксису вэньяня более близка логика отношений, а не Аристотелева силлогистика. Отсутствие связки «быть» — причина того, что кит. философия (если отвлечься от буд. привнесений) не знает категорий тождества, субстанции, причинности, атома и вообще не имеет онтологии и космологии (при наличии космогонии и «жизнесозерцания» — жэньшэнгуань). В целом логику кит. мыслителей, чуждую закону противоречия, он определил как «логику противоположности», или «коррелятивной дуальности», поддержав тем самым теорию господства в Китае «коррелятивного мышления».

Выступая против марксистского понимания диалектики, Чжан Дун-сунь в 1934 развернул дискуссию о диалектич. материализме. Не признавая существование противоречий в объективной действительности, он дока-зывал, что познание должно подчиняться логическим, а не диалектич. законам, и марксистская философия представляет собой всего лишь спорную обществоведную гипотезу.

Стремление Чжан Дун-суня к синтезу вост. и зап. ценностей сказалось на его трактовке демократии не только как социально-политич. системы правления, но и как «определенного уровня развития цивилизации», характеризующегося высокими духовно-моральными принципами. Эквивалент зап. категории «свобода» он находил в кит. концепции «самоудовлетворения, самодовления» (цзы дэ), к-рое достигается, когда «каждый следует своей природе» и «живет в гармонии с разумом». Осуществившийся в конце 1940-х гг. сдвиг его интересов от метафизики к социологии познания и вера в культурную обусловленность понятий привели Чжан Дун-суня от неприятия к диалогу с марксизмом. Результатом последнего стала концепция «среднего курса», подразумевавшая социальное партнерство в обществе, буржуазный демократизм в политике и социалистич. планирование в экономике.

Источники:
Кэсюэ юй чжэсюэ (Наука и философия). Шанхай, 1924; Сянь-дай луньлисюэ (Современная этика). Шанхай, 1932; Жэньшилунь (Гносеология). Шанхай, 1934; Цзачжи чжэсюэ (Ценностная философия). Шанхай, 1934; Вэйу бяньчжэнфа луньчжань (Дискуссия о материалистической диалектике). Т. 1, 2. Пекин, 1934; Цун Чжунго яньюй гоуцзао шан кань Чжунго чжэсюэ (Взгляд на китайскую философию с точки зрения структуры китайского языка) // Дунфан цзачжи. 1936, т. 33, № 7; Лисян юй миньчжу (Идеал и демократия). Шанхай, 1946; Лисян юй шэхуй (Идеал и общество). Шанхай, 1946; Чжиши юй вэньхуа (Познание и культура). Шанхай, 1946; Миньчжучжуи юй шэхуйчжуи (Демократия и социализм). Шанхай, 1948; Даодэ чжэсюэ (Моральная философия). Тайбей, 1972; Синь чжэсюэ луньцун (Эссе о новой философии). Тайбей, 1979; Чжиши юй вэньхуа (Познание и культура) / Изд. Чжан Яо-нань. Пекин, 1995; Chang Tung-sun. A Chinese Philoso-pher’s Theory of Knowledge // A Review of General Semantics. 1952, vol. 9; A Source Book in Chinese Philosophy / Ed., tr. by Chan Wing-tsit. Princeton, L., 1963, p. 743 – 750; Chang Tung-sun. La logique chinoise // Tel quel. 1969, t. 38.

Литература:
Альбрехт Э. Критика современной лингвистической философии. М., 1977, с. 66–70; Белоусов С.Р. Об одной разновидности китайского буржуазного национализма // ПДВ. 1983, № 2; Делюсин Л.П. Спор о социализме: Из истории общественно-политической мысли Китая в начале 20-х годов. М., 1980; Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994, с. 443–444; Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., 1994, указатель; Е Цин. Чжан Дун-сунь чжэсюэ пипань (Критика философии Чжан Дун-суня). Шанхай, 1931; Цзо Юй-хэ. Чжан Дун-сунь чжуань (Биорафия Чжан Дун-суня). Цзинань, 1998; Чжан Дун-сунь ды доюань жэньшилунь цзи ци пипань (Гносеологический плюрализм Чжан Дунсуня и его критика). Шанхай, 1936; Чжан Яо-нань. Чжан Дун-сунь чжишилунь яньцзю (Исследование теории познания Чжан Дун-суня). Тайбей, 1995; он же. Чжан Дун-сунь. Тай-бей, 1998; Jiang Xinyan. Zhang Dongsun: Pluralist Epistemology and Chinese Philosophy // Contemporary Chinese Philosophy / Ed. by Chung-ying Cheng and N.Bunnin. Malden, Oxf., 2002, p. 57 – 81.

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 564-566.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

История основных историко-культурных зон Восточной Азии в Х–I тыс. до н.э. в первом томе «Истории Китая»: подходы и концепции
О статье Е.Ф. Баялиевой «Правовые аспекты обращения бумажных денег в юаньском Китае»
Частотный иероглифический словарь классических китайских текстов и его использование в тематическом и жанровом анализе
Дневники В.М. Алексеева в «Синологической картотеке» учёного
История перевода Нового Завета на китайский язык свт. Гурием Карповым


© Copyright 2009-2018. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.