Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Чжан Го-лао

張果老, Чжан Го-лаоЧжан Го-лаолао — «почтенный, старый», иногда Чжан Го — один из Восьми бессмертных (ба сянь) китайской даосской мифологии. Видимо, обожествленный даосами герой, живший в эпоху Тан при императоре Сюань-цзуне (VIII в.). Его жизнеописание имеется в офиц. историях дин. Тан. В наиболее ранней записи о нем у Чжэн Чу-хуя (IX в.) он описан как даос-маг. Чжан ездил на белом осле, способном пробежать в день 10 тыс. ли. Остановившись на отдых, Чжан складывал его, словно бумажного. Когда надо было ехать снова, он брызгал на осла водой и тот оживал. Согласно наиболее ранней из легенд, связанных с жизнью Чжана при дворе Сюань-цзуна, Чжан таким же образом оживил мага Шэ Фа-шана, к-рый раскрыл императору тайну, что Чжан есть дух-оборотень белой летучей мыши, появившейся в период сотворения мира из хаоса (хунь-дунь; по др. легендам, Чжан будто бы родился при мифическом первопредке Фу-си или при легендарном государе Яо), и, поведав это, тотчас же испустил дух. Чжану приписывалась способность предугадывать будущее и сообщать о событиях далекого прошлого. Чжан Го-лао обычно представлен в виде старца-даоса с бамбуковой трещоткой в руках, нередко сидящего на осле лицом к хвосту. Лубки (нянь хуа) с его изображениями (Чжан подносит сына) часто вешали в комнате новобрачных. По-видимому, здесь произошла контаминация образов Чжана и Чжан-сяня, приносящего сыновей. Он уснул под деревом и оказался навсегда погребенным в его стволе. В этих мифах Чжан как бы заместил одновременно двух героев китайской мифологии: стрелка И (Хоу-и) и лунного дровосека У Гана.
 
Автор: Рифтин Б.Л.
 
В религ. традиции считается даос. наставником (дао-ши) по имени Чжан Го, который жил в эпоху Тан (608–906). В танских дин. историях «Цзю Тан шу» («Старой книге [об эпохе] Тан», сост. Лю Сюй, 887–946) и «Синь Тан шу» («Новой книге [об эпохе] Тан», цз. 129) Оуян Сю (1007–1072) сообщается, что его обитель находилась в горах Чжунтяошань и что его приглашали ко двору первые императоры дин. Тан: Тай-цзун (626–649), Гао-цзун (650–683), а также императрица У-хоу (684–704). Особым фавором он пользовался при Сюань-цзуне (712–756). В частности, повествуется о том, как Чжан Го, когда Сюань-цзун на охоте поймал оленя, объявил, что помнит этого оленя: ему тысяча лет и на него охотился ханьский император У-ди (140–86 до н.э.). В соч. «Ли дай шэнь сянь тун цзянь» («Всеобщее зерцало бессмертных разных эпох») Сюй Дао (XV–XVI вв.) Чжан Го-лао назван учеником могущественной богини Сюань-нюй («Таинственно-темная [как небо] дева» — персонаж многих эротологич. трактатов раннего даосизма).
 
Литература:

Ма Шу-тянь. Хуася чжу шэнь (Божества китайцев). Пекин, 1988, с. 172–177.
 
См. лит-ру к ст.: Ба сянь, Люй Дун-бинь.
 
Автор: Зельницкий А.Д.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 713.

Авторы: ,
 

Новые публикации на Синологии.Ру

К истории изучения чуских строф в советском китаеведении: 1950-1980-е годы
Тангутская империя на Шёлковом пути: из пучины забвения
Герои и сокровища нехоженых троп Восточного Туркестана
Ли Сюэ-цинь
Транспортный комплекс КНР превратился в инструмент ускорения социально-экономического развития Китая


© Copyright 2009-2019. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.