Синология.Ру

Тематический раздел


Цянь шу

錢樹, «денежные/монетные деревья» - один из самых своеобразных видов погребальных изделий эпохи Поздняя/Восточная Хань (Хоу/Дун Хань 後/東漢, 25-220).
 
Эти вещи представляют собой бронзовые модели деревьев (выс. 1 м и более), состоящие из множества деталей. Их отличительной художественно-композиционной особенностью является использование прикрепленных к ветвям кружков, напоминающих круглые с отверстием посередине монеты (цянь ), которые утвердились в Китае в качестве разменных денег в конце I тыс. до н.э. Такие «деревья» постоянно присутствуют в погребениях, находящихся в западной части совр. пров. Сычуань, а также прилегающих к ней окраин пров. Шэньси, Юньнань и Гуйчжоу, что дает основания рассматривать их в качестве специфической принадлежности региональной традиции, бытовавшей в I-II вв. в юго-западных и южных районах Китая.
 
Цянь шу имеют, как правило, высокую подставку, сделанную из бронзы или камня, в форме которой нередко угадывается стилизованное изображение горы. На вершине бронзовой модели укреплено отдельное скульптурное изображение, чаще всего – фигура птицы. Самые необычные навершия имеют два «денежных дерева», найденных в пров. Шэньси. Одно из них (93, 5 см) увенчано скульптурной композицией, в центре которой помещено изображение женской фигуры, согласно иконографическим признакам - богини Си-ван-му 西王母, Царицы Запада как сакральной части света и подательницы бессмертия. По бокам от нее расположены в характерных позах фигуры жабы и стоящего на задних лапах зайца - так в культовом (погребальном) искусстве эпохи Хань (III в до н.э. – III в. н.э.) было принято изображать соответственно Лунную жабу (юэ чань 月蟬) и Лунного зайца (юэ ту 月兔) - персонажей, связанных с культом ночного светила - луны и идеей бессмертия. Сцену, морфологически сходную с этой композицией, можно видеть на керамическом рельефе (из погребения в пров. Сычуань), где показана восседающая на троне Си-ван-му и предстоящие Лунная жаба, Лунный заяц и символ солнца – «трехлапый ворон» (сань цзу у 三足烏). Введение в композицию цянь шу изображений, связанных с идеей бессмертия, позволяет внести коррективы в интерпретацию символического смысла «денежных деревьев». Возможно, кружки, прикрепленные к их ветвям, подразумевали не монеты, а плоды, растущие, по китайским мифам, на волшебных растениях, дарующих бессмертие, и в таком случае мы имеем дело с изображением Древа бессмертия.
 
Другое «денежное дерево» (найдено в 1994 г.) венчает фигурка (выс. 6,5 см) Будды, представляющая собой самое раннее известное сейчас изображение Учителя в китайском искусстве. При всей своей иконографической исключительности, оно находится в одном ряду с другими позднеханьскими произведениями на буддийские темы, в частности, с фигурой льва (ши-цзы 獅子) на погребальном керамическом рельефе. Следует заметить, что использование буддийских образов в особенно консервативном по своей природе погребальном искусстве служит косвенным указанием на то, что проникновение индийского учения в Китай могло состояться еще при Ранней/Западной Хань (Цянь/Си Хань, 206 г. до н.э. - 8 г. н.э.). Наиболее вероятным временем этого события представляется период царствования императора Хань У-ди 武帝 (140-87 гг. до н.э.), поскольку, в результате организованных им военных походов в Центральную Азию, китайцы получили реальную возможность познакомиться с представителями буддийского духовенства и памятниками культового искусства. Очевидно также, что на первых порах буддизм воспринимался в Китае в качестве религиозной системы, аналогичной местным верованиям, связанным с идеей обретения бессмертия, включая культ Си-ван-му.
 
Известен визуально и семантически сходный с цянь шу вид керамических светильников, которые присутствуют также в погребениях центрального Китая (районы бассейна р. Хуанхэ). Как и «денежные деревья» они имеют обычно метр и более в высоту и выполнены в форме скульптурных стволов  с распростертыми ветвями, на которых укреплены силуэтные или трехмерные изображения листьев, цветов, птиц, реже, божественных персонажей в виде людей с крыльями, по этой иконографической детали идентифицируемых с бессмертными (сянь ). Подставка подобных светильников также часто имеет форму горы, на склонах которой размещены рельефные и скульптурные фигурки диких и домашних животных, показывая, что и эти изделия являются изображениями Древа бессмертия. Примечательно, что подобные светильники часто имитируют металлическую конструкцию: их ствол и ветви как будто собраны из трубок.
 
Правомерно предположить, что оба вида изделий имеют общий прототип, а именно бронзовые модели деревьев, найденные в местности Саньсиндуй 三星堆, и, следовательно, не исключено, что тот вариант верований, связанных с обретением бессмертия, который нашел воплощение в культе Си-ван-му, мог зародиться у юго-западных народностей Древнего Китая.
 
Примечательно, что «денежные деревья» и семантически близкие к ним керамические светильники резко выделяются на общем фоне ханьской погребальной пластики (мин ци 明器, «изделия, показывающие [предметы]»), которая помимо скульптур людей и животных (ни сян 泥像, «глиняные образы»), включала модели самых разных вещей. Из письменных источников известно, что в императорские усыпальницы полагалось помещать 40 категорий изображений, в т. ч. 9 моделей колесниц, 36 фигурок людей, модели предметов мебели, музыкальных инструментов, столовой посуды – всего более 200 изделий. Широкое распространение в погребальной обрядности получили модели кухонных плит, колодцев, строений. Эпизодически встречаются модели лодок, искусственных водоемов. Однако все эти изделия воспроизводят то, что окружает человека при жизни. Тогда как «денежные деревья» и керамические светильники показывают сцены божественного мира, являясь тем самым не только выдающимися произведениями древнекитайского изобразительного искусства, но и ценнейшими источниками информации о религиозных представлениях эпохи.
 
Литература:
Кравцова М.Е. История искусства Китая. СПб, 2004; Ван Жэнь-бо, Чжань Янь-хао, Ло Чжун-минь, Ли Си-син. Цинь Хань вэньхуа (Культура эпох Цинь и Хань). Шанхай, 2001; Вэнь у (Культурное наследие. Ж. Пекин). 2002, № 6; Цао Чжэ-чжи, Сунь Цзянь-гэнь. Чжунго гудай юн (Древняя погребальная скульптура Китая). Шанхай, 1996; Das Alte China. Menshen und Gotter im Reich der Mitte 5000 v. Chr.-220 n. Chr. Munchen, 1995; Erickson, S.N. Money Trees of the Eastern Han Dynasty // Bulletin of the Museum of Far Eastern Antiquities. Stockholm. V. 66. 1994; Mysteries of Ancient China. New Discoveries from the Early Dynasties / Ed. By J. Rawson. L., 1996; Rawson J. Tombs and Tomb Furnishing of the Eastern Han Period (A.D. 25-220) // Ancient Sichuan. Treasures from a Lost Civilization/Ed. By R. Bagley. Washington, 2001.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с. С. 799-800.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.