Синология.Ру

Тематический раздел


Цин-лун

青龍, Цин-лунЦин-лунЦан-лун – Зеленый дракон, Лазурный дракон. В китайской мифологии дух — символ востока. Поскольку восток ассоциировался с весной (см. У син),  символом его был дракон (лун) цвета зеленой весенней травы.
 
Цин-лун — также название восточного квадранта небосвода и главной «звезды» Тай-суй (планета Юпитер). На древних рельефах этот астролого-астрономический символ напоминает дракона (звезды обозначались кружками и входили в его контур). Изображение Цин-луна с древности имело благопожелательный смысл, появление Цин-луна считалось счастливым предзнаменованием. Цин-луна изображали в древности на знаменах, при этом во время следования войска знамя с изображением Чжу-няо (символ юга) несли спереди, Сюань-у (символ севера) — сзади, Цин-луна — слева, а Бай-ху (символ запада) — справа. Изображения Цин-луна находят на могильных рельефах рубежа н.э. (одновременно с символами трех других сторон света). В ср. века Цин-лун в паре с Бай-ху почитался как дух — страж дверей (см. Мэнь-шэнь). Изображения Цин-луна встречаются на поздних нар. картинах (нянь хуа), имеющих заклинательный (оберегает дом от нечисти) и благопожелательный смысл: извивающийся в разноцветных (благовещих) облаках Цин-лун, напр., сыплет чудесными, источающими пламя, жемчужинами, золотом, серебром, кораллами в «вазу, собирающую сокровища» (цзюй-бао-пэнь), выступая в данном случае в качестве помощника бога богатства — цай-шэня.
 
Источники:
Чжунго гэ миньцзу цзунцзяо юй шэньхуа да цыдянь (Большой словарь религии и мифологии народов Китая). Пекин, 1993, с. 188, 214, 233.
 
Автор: Рифтин Б.Л.
 
По словам современного специалиста Чжан Кай-чжи 张岂之(2006), дракон, ассоциирующийся с красотой и мощью, процветанием и развитием, счастьем и удачей, «стал духовным символом подъема в китайской культуре». Археологические открытия кон. ХХ в., обнаружившие его изображения из нефрита, раковин и на керамике шести-четырехтысячелетней давности, свидетельствуют о синхронности возникновения этого образа с возникновением самой китайской культуры. Как показали исследования подобных артефактов (напр., Сунь Шоу-дао 孙守道, Го Да-шунь 郭大顺, 1984), в основе образа дракона открылись черты самого древнего и распространенного домашнего животного – свиньи. В 1988 в уезде Пуян пров. Хэнань была раскопана могила пожилого мужчины, жившего за 6 тыс. лет до н.в., по бокам от скелета к-рого двухстворчатыми раковинами выложены изображения повернутых спинами друг к другу тигра (с западной стороны головой на север, хвостом на юг) и дракона (с восточной стороны также головой на север, хвостом на юг), названного «первым кит. драконом» и являющегося явным прототипом Цин/Цан-луна, что также подтверждает изображение центрального созвездия Ковша (Доу, или Северного Ковша – Бэй-доу, т.е. Большой Медведицы) в ногах скелета.
 
В традиционном китайском мировосприятии зелено-синий участок цветового спектра (см. У сэ) представлялся единым целым и соответственно обозначался иероглифами, совмещающими значения «зеленый» и «синий». Поэтому в переводах Цин/Цан-лун с одинаковой частотой фигурирует как Зеленый и Синий дракон, в строгом смысле являясь Зелено-синим/Лазурным драконом.
 
Первый государь, основоположник цивилизации и культурный герой драконообразный (соединяющий черты птицы и змеи) Фу-си, получив соответствующее благовещее знаменье в виде дракона-лун, установил «драконовы основы» (лун цзи ) правления, осуществлявшегося с помощью «драконовых наставников» (лун ши ) и «драконовых имен» (лун мин ) («Цзо чжуань - «Предание Цзо», Чжао, 17 г.; «Сань хуан бэнь цзи» - «Основные записи о трех властителях» Сыма Чжэня, VIII в.), а отождествляемое с ним божество Тай-хао 太暤 (Великий светоч) считалось правителем исходной стороны света - востока, начального сезона - весны и самого начала года, соотносясь с Зелено-синим/Лазурным драконом (Ли цзи, Шань хай цзин, Люй-ши чунь цю, Хуайнань-цзы, Бо ху тун). «Головой дракона» обладал и первопредок Пань-гу, согласно «Гуан Бо у чжи» («Расширение “Трактата обо всех вещах”», 1607) Дун Сы-чжана (1586 – 1628). В «Цзо чжуани» (Хуань, 5 г., Сян, 28 г.) отражена корреляция дракона-лун и с «восточным дворцом» (дун гун) небосвода (7 созвездий Фан, Синь, Ган, Ди, Вэй, Цзи, Цзяо, соответствующие Стрельцу, Скорпиону, Весам и Деве), и со Звездой года (Суй-син, Тай-суй), Юпитером, 12-летний цикл которого лег в основу китайского календаря (см. Инь-ян ли), а также с подвластной этим небесным сферам по системе фэнь е 分野 («деление просторов») территорией на земле, в частности восточными царствами Сун и Чжэн (совр. пров. Хэнань). Древнейшее стандартно ориентированное в пространстве изображение Зелено-синего/Лазурного дракона в паре с Белой тигрицей (Бай-ху) и вместе с иероглифическими обозначениями 28 кругообразно расположенных зодиакальных созвездий, или лунных «станций»/ «домов» (сю [2], шэ [2]), и центрального созвездия Ковша (Доу/Большая Медведица) было обнаружено в 1978 в уезде Суйсянь пров. Хубэй на вырытой из захоронения ок. 433 до н.э. крышке лакового ларца. Подобное представление этой пары без двух других символов небесных квадрантов (Чжу-няо и Сюань-у), видимо, воспроизводит архаическое деление пространства и времени надвое (восток–запад: дун-си; весна–осень: чунь-цю).
 
Позднее, в эпоху Хань (III в. до н.э – III в. н.э) парные и Цин/Цан-лун и Бай-ху стали изображаться (особенно на бронзовых зеркалах) держащими соответственно луну и солнце, что свидетельствует об их мифологиеской корреляции с другой парой антропозооморфных космических символов Фу-си и Нюй-ва, наделенных теми же небесными атрибутами, а также в сочетании с Дун-ван-гуном (Владыка Востока) и Си-ван-му (Владычица Запада) соответственно. Как коррелят востока, весны и элемента дерево (эквивалента «младшего ян [1]» — шао ян, см. Инь–ян) в системе пяти элементов (у син) Цин/Цан-лун знаменует мужское начало ян [1] и, особенно в эротологии, мужскую сексуаль-ность.
 
В древнем календарно-мироустроительном ритуале (см. Инь-ян ли), наиболее подробно описанном в «Ли цзи» («Записки о благопристойности», гл. 4/6 «Юэ лин» - «Помесячные приказы») и «Люй-ши чунь цю» («Вёсны и осени господина Люя», I, 1; II, 1; III, 1), термин цан-лун обозначал отборных, особо рослых коней соответствующей зелено-синей масти с такого же цвета колокольчиками/бубенчиками на ярме (хэн [2]), называемыми «фениксами-луань» (см. Луань-няо, Фэн-хуан), к-рые запрягались в колесницу сына Неба (тянь цзы – император), выезжавшего на ней знаменовать начало каждого из трех весенних месяцев.
 
Источники:
Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990, с. 230; Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. IV / Пер. Р.В.Вяткина. М., 1986, с. 34, 116, 149, 159, 264; Гань Бао. Записки о поисках духов (Соу шэнь цзи) / Пер. Л.Н.Меньшикова. СПб., 1994, указ.; Гэ Хун. Баопу-цзы / Пер. Е.А.Торчинова. СПб., 1999, с. 69, 245; Люйши чуньцю (Вёсны и осени господина Люя) / Пер. Г.А.Ткаченко. М., 2001, с. 71, 79, 88; Философы из Хуайнани (Хуайнаньцзы) / Пер. Л.Е.Померанцевой. М., 2004, с. 85, 113.
 
Литература:
Вильямс К.А. Энциклопедия кит. символов. М., 2001, с. 99 – 108; Китайская геомантия / Сост. М.Е. Ермакова. СПб., 1998, указ.; Сычев Л.П., Сычев В.Л. Китайский костюм. М., 1975, с. 24 – 27, табл. I, II, XII; Терентьев-Катанский А.П. Иллюстрации к китайскому бестиарию. СПб., 2004, с. 26 – 44; Юань Кэ. Мифы древнего Китая. М., 1987, указ.; Яншина Э.М. Формирование и развитие древнекитайской мифологии. М., 1984, с. 211; Ван Цзянь-минь, Лян Чжу, Ван Шэн-ли. Цзэн-хоу и му чуту ды эр-ши-ба сю Цин-лун Бай-ху тусян (Изображения 28 [зодиакальных] «станций», Цин-луна и Бай-ху, вырытые из могилы II Цзэн-хоу) // Вэнь у. 1979, № 7, с. 40 – 45; Сунь Шоу-дао. Саньсинтала юй лун као (Исследование нефритового дракона из Саньсинтала); Сунь Шоу-дао, Го Да-шунь. Лунь Люхэ лююй ды юаньши вэньхуа юй лун ды циюань (О первобытной культуре бассейна реки Люхэ и возникновении [образа] дракона) // Вэньу. 1984, № 6; Сюй Хуа-дан. Чжунго ды лун (Китайский дракон). Пекин, 1988; Чжан Кай-чжи. Чжунго чуань-тун вэньхуа (Традиционная культура Китая). Пекин, 2006, с. 36 – 42; Юань Кэ. Чжунго шэньхуа чуаньшо цыдянь (Словарь китайских мифов и легенд). Шанхай, 1985, с. 117 – 122; Cang Shi. The Dragon. Beijing, 1988; Mayers W.F. The Chinese Reader`s Manual. Shanghai, 1940, p. 151 – 153.
 
См. также ст. Лун.
 
Автор: Кобзев А.И.
 
Ст. опубл. с некот изм.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 703-705.

Авторы: ,
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.