Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Цзин Фан

京房, Цзин Цзюнь-мин, исходная фамилия – Ли. 77, Дуньцю обл. Дун (юго-запад совр. уезда Цинфэн пров. Хэнань), – 37 до н.э., обл. Вэй (совр. пров. Хэбэй). Один из крупнейших исследователей и интерпретаторов «Чжоу и» («Чжоуские / Всеохватные перемены»), создателей ицзинистики (и-сюэ 易学) и нумерологического «учения о символах и числах» (сяншучжи-сюэ) эпохи Хань, сторонник «школы канонов в совр. знаках» (цзиньвэнь цзин-сюэ, см. Цзин-сюэ) и основоположник соответствующего ей истолкования «Чжоу и», реформатор муз. теории, ученик и последователь Цзяо Янь-шоу 焦延寿 и Мэн Си. При ханьском имп. Юань-ди (48 – 33), первом вполне последовательном стороннике конфуцианства на троне, удостоился ученого звания «широкого эрудита» (бо ши) – офиц. знатока «Чжоу и». Его док. на высочайшее имя с предсказаниями на основе мантической теории «бед и катастроф» (цзай и 灾异; см. Цзай) получили противодействие со стороны могущественного дворцового евнуха Ши Сяня 石显 (ум. 33 до н.э.), в результате чего он был удален из столицы в пров. и назначен правителем (тай шоу 太守) обл. Вэй (совр. пров. Хэбэй), где затем ум. в тюрьме или был казнен. Взгляды и биография Цзин Фана отражены Бань Гу в главах «У син чжи» («Трактат о пяти элементах») и «Жу линь чжуань» («Предания о лесе конфуцианцев») «Хань шу» («Кн. [об эпохе] Хань»), его образ как выдающегося мага и духовидца запечатлен в 31 рассказе «Соу шэнь цзи» («Записки о поисках духов») Гань Бао (III – IV в.). В бибилиографических главах дин. историй «Хань шу» (92), «Суй шу» («Кн. [об эпохе] Суй», 636), «Цзю Тан шу» («Старая кн. [об эпохе] Тан», 945), «Синь Тан шу» («Новая кн. [об эпохе] Тан», 1060) и «Сун ши» («История [эпохи] Сун», 1345) зафиксировано разное количество его произв.: от 3 в «Хань шу» до 26 в «Сун ши», где они разнесены по разд. (лэй) пяти элементов (у син), ицзинистики (и [4]), астрономии-астрологии (тянь вэнь), гаданий на стеблях тысячелистника и панцире черепахи (ши гуй) и военного дела (бин). В целом, по данным Б.Нильсена (2003), их насчитывается 32. К наст. времени сохранилось только одно – «Цзин-ши И чжуань» («Предание господина Цзина о “Переменах”») в 3 цзюанях, изв. также с коммент. генерала, сановника, астронома и математика Лу Цзи 陆绩 (Лу Гун-цзи 公纪, 187 – 219) – «Лу Гун-цзи Цзин-ши И чжуань чжу» («Предание господина Цзина о «Переменах» с коммент. Лу Гун-цзи») / «Лу Цзи Цзин-ши И чжуань» («Предание господина Цзина о «Переменах» [с коммент.] Лу Цзи»), возможно, восходящее к изд. сановника, ученого со степенью цзинь ши (1082), поэта и художника Чжао Юэ-чжи 晁说之 (1059–1129), к-рый, согласно колофону/послеслов. (ба) Чжао Гун-у 晁公武 (ок. 1105–1171), заявлял, что в 1082 нашел поврежденный текст «Цзин-ши И» («“Перемены” господина Цзина») и затем его реставрировал. За этим может скрываться подделка, тем более что данный текст не цитировался крупнейшими комментаторами эпохи Тан – Кун Ин-да (574–648), Лу Дэ-мином (556–627), Ли Дин-цзо (VIII в.) и не совпадает с цит. из Цзин Фана в «Хань шу», где в гл. «У син чжи» их не менее 63. На этом основании гол. синолог А.Ф.П. Хулсевэ (1910 – 1993) в 1986 выдвинул гипотезу, что последние взяты из «Предания о “Переменах”» («И чжуань») др. Цзин Фана, полного тезки, жившего на полстолетия раньше. Подобные обстоятельства, однако, не умалили авторитет «Цзин-ши И чжуань» в ицзинистике. В «Сы ку цюань шу цзун му ти яо» («Главное из “Генерального каталога всех кн. четырех хранилищ”», XVIII в.) этот текст отнесен к нумерологическому разд. «шу шу» («вычислительные искусства / аритмология») разряда «цзы [3]» («философы»). «И чжуань» Цзин Фана цитируется в 25 рассказах «Соу шэнь цзи». Фрагменты др. его произв. содержатся в антологиях кон. эпохи Цин – «Юйхань шань фан цзи и шу» 玉函山房辑佚书 («Восстановленные кн. из горного жилища в Юйхани», 6 т., публ. 1883) Ма Го-ханя 马国翰 (1794 – 1857), «Хань-сюэ-тан цун шу» («Собр. кн. из Зала Ханьской науки», 1893) Хуан Ши 黄奭 (XIX в.), «И и бе лу» («Особые записи о смысле “Перемен”», 14 цзюаней) Чжан Хуй-яня 张惠言(1761 – 1802), «Хань Вэй эр ши и цзя И чжу» («Коммент. к Переменам двадцати одного знатока эпох Хань и Вэй», 33 цзюаня) Сунь Тана 孙堂 (XVIII – XIX ), «Юйхань шань цзи и шу сюй бянь» («Продолжение “Восстановленных кн. из горной обители в Юйхани”», 1894) Ван Жэнь-цзюня 王仁俊 (1866 – 1913) и двух коммент. к «Чжоу и» Ли Дин-цзо («Чжоу и цзи цзе» – «”Чжоуские / Всеохватные перемены” с собр. разъяснений»).
 
Цзин Фан трактовал «Чжоу и» как оракул, признавал ицзинистические апокрифы, уделял много внимания мантике и астрологии, о чем свидетельствуют сами назв. его произв., напр.: «Фэн цзяо у инь чжань» 风角五音占(«Гадания по направлению ветра и пяти звукам», 5 цзюаней), «Фэн цзяо яо чжань» («Главные гадания по направлению ветра», 8 цзюаней), «Фэн цзяо цза чжань у инь ту » («Изображения пяти звуков и разных гаданий по направлению ветра», 13 цзюаней), «Цзин-ши жи чжань ту» («Изображения ежедневных гаданий господина Цзина», 3 цзюаня), «Цзин-ши ши у син цзай и 灾异 чжуань» («Предание об истолковании господином Цзином пяти звезд, бедствий и катастроф», 1 цз.), «И чжуань суань фа 算法» («Вычислительные методы предания о “Переменах”», 1 цз.), «Чжань мэн шу» («Кн. гаданий по снам», 3 цзюаня), «Чжоу и ни цы 逆刺 чжань цзай и» («Предугадывание грядущих бед и катастроф по “Чжоуским / Всеохватным переменам”», 13 цзюаней), «Чжоу и яо чжань» («Сверхъестественные гадания по “Чжоуским / Всеохватным переменам”», 13 цзюаней), «Чжоу и чжань» («Гадания по “Чжоуским / Всеохватным переменам”», 12 цзюаней). Но в эту традиционалистскую и даже архаизированную форму он вкладывал новые идеи, прежде всего соединяя ицзинистику с активно развивавшимся тогда благодаря Дун Чжун-шу учением о пяти элементах и силах инь-ян (см. иньян-цзя), поэтому, в частности, Лю Сян считал его позицию «чужеродной» (и дан 异党). Осн. теоретическое достижение Цзин Фана – учение о «восьми дворцах» (ба гун 八宫), или «восьми чистых / однородных [гексаграммах]» (ба чунь 八纯), систематизирующее 64 гексаграммы (гуа [2]) в 8 столбцов на основе последовательности триграмм, приписываемой Вэнь-вану, представленной в «Чжоу и» («Шо гуа чжуань» – «Предание изъяснения триграмм») и типологически схожей с присутствующей в древнейшем (180–170 до н.э.) – мавандуйском манускрипте «Чжоу и» на шелке, вырытом из погребения в 1973. Др. его значимые концепции – на цзя 纳甲 («привлечение [первого небесного ствола] цзя»), сяо си 消息 гуа («гексаграммы убавления и роста»), гуа ци («гексаграммы и пневма / пневма гексаграмм»), ба гуа лю вэй («шесть позиций восьми триграмм»), ба гуа у син («восемь триграмм и пять элементов»), яо вэй («позиции черт [гексаграмм]»), по-видимому, развивали идеи Цзяо Янь-шоу и Мэн Си, составляя порядки гексаграмм, последовательно различающихся одной чертой, и системно соотнося гуа [2] с остальными фундаментальными категориями нумерологической методологии – силами инь-ян и пятью элементами, универсальными циклическими знаками: 10 «небесными стволами» (тянь гань) и 12 «земными ветвями» (ди чжи, см. Гань чжи); структурами пространства и времени: 4 странами света, 12 месяцами и 24 сезонами года. После Ван Би (226 – 249) возобладал иной подход к «Чжоу и», но в эпоху Цин возродилось «ханьское учение» (хань-сюэ) и восстановился интерес к «ханьской ицзинистике» (хань и-сюэ), в рамках к-рого Чжан Хуй-янь, Ма Го-хань, Сунь Тан, Хуан Ши, Ван Жэнь-цзюнь собрали сохранившиеся фрагменты из тр. ицзинистов эпохи Хань. Однако один из последних крупных каноноведов Пи Си-жуй 皮錫瑞 (1850 – 1908) считал Цзин Фана представителем отличной от стандартной традиции (чжэн чжуань 正传) побочной линии (бе чжуань 别传) толкования «Чжоу и», внутри к-рой он разнится с Мэн Си, но был сведен с ним в одну школу по внеш. подобию в библиогр. главе «Хань шу» – «И вэнь чжи» («Трактат об искусных и исксственных текстах»), где их имена объединены даже в назв. двух трактатов: «Мэн-ши Цзин Фан [И]» («[“Перемены”] господина Мэна и Цзин Фана», 11 глав-пянь) и «Цзай и Мэн-ши Цзин Фан» («Господин Мэн и Цзин Фан о бедах и катастрофах», 66 глав-пянь). В посвященном муз. теории разд. «Хоу Хань шу» («Кн. [об эпохе] Поздней Хань», цз. 11) содержится свидетельство о док. Цзин Фана в Муз. палате (Юэ фу, см.  Юэфу) с сообщением о том, что, следуя Цзяо Янь-шоу, он трансформировал трад. систему звукоряда из 12 в 60 люй подобно тому, как «8 триграмм превратились в 64 гексаграммы». Для изучения люй им была создана 13-струнная цитра (чжунь ) и применен «метод прибавления и отъятия трех долей» (сань фэнь сунь и фа 三分损益法). Указанное расширение звукоряда обусловливалась его незамкнутостью при выходе за пределы 12 люй и движении по чистым квинтам, к-рое в «Хоу Хань шу» названо «вращением» (чжуань [1]), т.е. подразумевает кругообразность схемы звукоряда (реконструкция М.В.Исаевой, 1986): «пять звуков (у инь) рождаются силами инь–ян, делясь образуют 12 люй, вращаясь рождают 60». Там же 60 люй соотнесены с годовым циклом из 366 дней, что соответствует общ. установке Цзин Фана хронологизировать ицзинистику и в целом нумерологические «символы и числа» (сян шу). Эта тенденция проявилась также в применении им иероглифа «ши [11]» с ярко выраженным временным смыслом «поколение, тридцатилетие, век, эпоха, эра» в качестве термина, обозначающего 8 рядов гексаграмм внутри 8 столбцов, образующих дворцы, что ассоциируется с представлением времени и пространства как взаимно перпендикулярных координат. Согласно гипотезе Дуань Си-чжуна 段熙仲 (1963), термин «ши [11]» у Цзин Фана заимствовал Хэ Сю (129 – 182), сформулировавший знаменитую историософскую доктрину сань ши – «трех эр»: шуай луань (Впадение в хаос), шэн пин (Подъем к равновесию) и тай пин (Великое равновесие), к-рая затем легла в основу реформаторских учений Кан Ю-вэя и Лян Ци-чао
 
Источники:
Чжоу и Цзин-ши чжан цзюй (Разъяснение господином Цзином «Чжоуских / Всеохватных перемен» по ст. и фразам) // Ма Го-хань. Юйхань шань фан цзи и шу (Восстановленные кн. из горного жилища в Юйхани). [Б. м.], 1883. Т. 1, с. 77–85; Цзин-ши И чжуань (Предание господина Цзина о «Переменах») / Коммент. Сюй Мао // У-цю-бэй-чжай И цзин цзи чэн (Полное собр. ицзинистики Обители Невзыскательности) / Сост. Янь Лин-фэн. Тайбэй, 1975, т. 173; Лу Цзи Цзин-ши И чжуань (Предание господина Цзина о «Переменах» с коммент. Лу Цзи) // Там же, т. 177; Цзин Фан И цза чжань тяо ли фа (Законы Цзин Фана, [определяющие] порядок и последовательность разл. гаданий по «Переменам») / Сост. Хуан Ши // Там же, т. 153; Цзин Фан И чжан цзюй ([Разъяснение] Цзин Фаном «Перемен» по ст. и фразам) / Сост. Хуан Ши // Там же, т. 173; Сунь Тан. Хань Вэй эр ши и цзя И чжу (Коммент. к «Переменам» 21 знатока эпох Хань и Вэй) // Там же, т. 169, с. 63 – 84; Чжан Хуй-юань. И и бе лу (Особые записи о смысле «Перемен») // Там же, т. 184, с. 65 – 76; Ли Дин-цзо. Чжоу и цзи цзе («Чжоуские / Всеохватные перемены» с собр. разъяснений). Пекин, 1990, цз. 6, л. 4, 6, гексаграммы № 25 (сян), 26 (туань); Чжоу и Цзин Фан чжан цзюй ( [Разъяснение] «Чжоуских / Всеохватных перемен» Цзин Фаном по ст. и фразам); Цзин Фан И чжуань (Предание Цзин Фана о «Переменах») // Ван Жэнь-цзюнь. Юйхань шань фан цзи и шу сюй бянь (Продолжение «Восстановленных кн. из горного жилища в Юйхани»). Шанхай , 1989, с. 12, 13; Хуан Ши. Хань-сюэ-тан Чжи-цзу-чжай цун шу (Собр. кн. из Обители Знания меры Зала Ханьской науки). Пекин, 1992; Гань Бао. Записки о поисках духов (Соу шэнь цзи) / Пер. Л.Н.Меньшикова. СПб., 1994, словарь-указ.
 
Литература:
Агеев Н.Ю. «Сяо си гуа» (гексаграммы убывания и роста) // VI Всерос. конференция «Философии Вост.-Азиат. региона и совр. цивилизация». М., 2001, с. 88–91; он же. Развитие календарных аспектов ицзинистики в тв-ве Цзин Фана // XXXIII НК «Об-во и гос-во в Китае». М., 2003, с. 160–167; он же. Учение Цзин Фана о Восьми дворцах и календарные приложения этого учения // XXXIV НК «Об-во и гос-во в Китае». М., 2003, с. 134–141; Исаева М.В. Роль системы люй в трад. китайской наук // XVII НК «Об-во и гос-во в Китае». Ч. 1. М., 1986, с. 86–96; Щуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга перемен» / Ред., предисл., примеч. Н.И. Конрада. М., 1960 (англ. пер.: Princ.–N.Y., 1979), 2-е изд.: / Сост., вступ. ст., коммент., примеч. А.И. Кобзева. М., 1993, 1997, 2003, указ.; Гао Хуай-минь. Лян Хань и-сюэ ши (История ицзинистики обеих [эпох] Хань). Тайбэй, 1983; Дуань Си-чжун. Гунъян Чунь цю сань ши шо тань юань (Разыскание истоков учения о трех эрах «Весен и осеней» [в предании] Гунъяна) // Чжунхуа вэнь-ши лунь-цун (Сб. статей по кит. лит-ре и истории). Вып. 4, 1963; Лю Да-цзюнь. «Гуа ци» соу юань (Поиск истоков учения о «гексаграммах и пневме») // Чжунго чжэсюэ (Китайская философия). Пекин, 2000, № 11; Лю Юй-цзянь. Лян Хань сян-шу и-сюэ яньцзю (Исслед. нумерологической ицзинистики обеих [эпох] Хань). Т. 1. Наньнин, 1996; Пи Си-жуй. Цзин сюэ тун лунь (Общ. суждения по каноноведению). Пекин, 1989, ч. 1, гл. 11-12, с. 18-21; Хуй Дун. И хань-сюэ. И ли (Ханьское учение о «Переменах». Правила «Перемен»). Шанхай, 1990, ч. 1, цз. 4, 5, с. 35–54; Чжу Бо-кунь. И-сюэ чжэсюэ ши (История ицзинистической философии). Кн. 1. Пекин, 1989, с. 120 – 151; Cheng A. Étude sur le confucianisme Han. P., 1985, index; Dull J.L. A Historical Introduction to the Apocryphal (Ch’an-wei) Texts of the Han Dynasty. PhD dissertation. Wash., 1966, p. 66-76; Hulsevé A.F.P. The Two Earlly Han I Ching Specialists Called Ching Fang // TP. Vol. 72, p. 161–162; Nielsen B. A Companion to Yi Jing Numerology and Cosmology. L.–N.Y., 2003, p. 129 – 132.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М. : Вост. лит., 2006–. Т. 5. Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2009. — 1055 с. С. 894-897, 903-904.

Автор:
 
© Copyright 2009-2019. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.