Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Ху Ши

胡適, Ху Ши-чжи. Ху ШиХу Ши1891–1962. Философ, социолог, историограф, литературовед, публицист и обществ. деятель, сторонник вестернизации Китая, оказавший заметное воздействие на эволюцию общественно-политич. мысли страны.
 
Окончил Кит. нац. ин-т (1906–1908), учился в США, в сельхозяйств. колледже и колледже наук и искусств Корнеллского ун-та (1910–1914), завершал образование в Колумбийском ун-те (1915–1916). С 1917 — проф. Пекинского ун-та, с 1928 — ректор Кит. нац. ин-та, один из организаторов Академии наук, ректор Пекинского ун-та (1946–1948). Вместе с Чжао Юань-жэнем и Жэнь Хун-цзюнем — инициатор создания «Об-ва кит. науки» (США, 1913), об-ва «Новолуние» (1929) и «Об-ва по изучению вопросов об уступках Японии со стороны Китая» (1931); чл. редколлегии журн. «Синь циннянь» (с 1917), «Синь чао» и «Мэйчжоу пинлунь», основатель (совместно с Дин Вэнь-цзяном) и ред. еженедельника «Нули чжоубао» (1922), организатор (с Дин Вэнь-цзяном и Чжан Тин-фа) и гл. ред. журнала «Дули пинлунь» (1931). Участник «восстановительной конференции» Дуань Ци-жуя (1925), посол гоминьдановского пр-ва в США (1938–1946), чл. президиума Нац. собрания (1946). В 1948 выехал в США, впоследствии вернулся на Тайвань, где стал зам. пред. «Планового комитета по возрождению континента» (1954); президент Академии наук на Тайване (с 1957).
 
В ранние годы Xу Ши находился под воздействием идей реформаторов (Янь Фу, Лян Ци-чао и др.), пропагандировавших достижения зап. цивилизации. Позднее под влиянием своего учителя, амер. философа Дж. Дьюи (к-рый был руководителем его докт. дис.), увлекся теорией прагматизма (его разновидностью — инструментализмом).
 
Признавал, что «наиболее существенное влияние» на него оказали взгляды Дж. Дьюи и Т. Гексли, называл прагматизм «единственным компасом и в жизни, и в идеологии», к-рый существует в трех ипостасях: как «методология», как «теория истинности» и как «теория реализма». Причины возникновения прагматизма Xу Ши видел в том, что «эволюц. теория проникла во все разделы философии», «дух поиска доказательств превратился в осознанный идеологич. метод».
 
Считая второстепенным вопрос об отношении мышления к бытию, Xу Ши акцентировал внимание на проблеме отношения мышления к содержанию опыта, на том, как возникают и усваиваются навыки и нормы мышления и поведения. С его т. зр., опыт, во-первых, есть отношение человека к природе и обществ. среде; во-вторых — изменение и преобразование материального мира под влиянием человеч. деятельности; в-третьих, опыт носит экспериментальный характер, должен преобразовывать существующие вещи и события; в-четвертых, он не есть изолированное явление, а инструмент приспособления и адаптации к окружающей обстановке; в-пятых, опыт не должен противопоставляться мышлению — неверно считать, что всякая дедукция выходит за рамки опыта. Для гносеологии Xу Ши были характерны элементы агностицизма, признание «вещей в себе», к-рые абсолютно непознаваемы. Человек не может знать о существовании объективной реальности, не в состоянии познать до конца законы природы. Процесс познания и мышления Ху Ши трактовал лишь как наиболее важный инструмент приспособления людей к окружающим условиям, а практику рассматривал как утилитарную полезность мыслительных «инструментов», представляющих собой орудия субъективных потребностей человека, его желаний и инстинктов. Подлинное познание не должно быть направлено на поиск объективно существующих предметов и явлений, можно экспериментировать только с изменениями вещей; вещи, т.о., — это только процесс, к-рый нельзя охватить ни чувствами, ни понятиями; в мире нет ничего постоянного, все только возникает и исчезает.
 
Понятие истины Xу Ши отождествлял с понятием реальности, а последнюю — с человеч. ощущениями и представлениями; истина — продукт субъективного опыта людей.
 
Рассматривая истину как «всего лишь выдвинутую людьми гипотезу», Xу Ши оценивал ее с т.зр. «полезности и выгоды», полагая, что ценность науч. теории определяется тем, в какой мере она правильно отражает действительность. Xу Ши сформулировал три положения об истине: науч. законы создаются людьми; правильность гипотезы зависит от ее пригодности к удовлетворению человеч. потребностей; истина не является вечной и постоянной.
 
Пропагандируя принципы Г. Ибсена, Xу Ши ратовал за «чистый эгоизм», «здоровое индивидуалистич. отношение к жизни», за создание «новой кит. философии будущего» (сформулировав лозунг: «Упорядочим наследие прошлого нашей страны»), за «научный подход» к решению мировоззренческих проблем, «научно-лабораторный подход к истине», за метод «смелого выдвижения гипотез, осторожных поисков доказательств» (последнее положение в значительной мере повлияло на умонастроения в среде кит. интеллигенции).
 
Общественно-политич. воззрения Xу Ши на ранних этапах деятельности характеризовались убеждением в возможности нац. возрождения путем постепенного и целенаправленного приобщения народа к науке и демократии, лежащим в основе зап. цивилизации. В период «движения 4 мая» 1919 Xу Ши критиковал старую культуру и идеологию, суеверия и предрассудки, отжившие традиц. стереотипы и конф. мораль с позиций западноевроп. и амер. системы ценностей, призывая к реформе кит. языка, модернизации лит-ры и созданию нового театра. Вместе с тем Xу Ши подчеркивал, что при решении кажущейся дихотомии «традиционализм—модернизм» не следует «со всей безоговорочностью отрицать или защищать какой-либо тезис», но необходимо производить «переоценку ценностей с т.зр. интересов сегодняшнего общества», т.е. интерпретировал программу создания новой культуры как сохранение традиц. культуры, позитивного потенциала конфуцианства (или возрождение его в новом качестве), если они представляются «полезными и выгодными в совр. условиях».
 
Ху Ши последовательно критиковал марксизм, отвергая идею классовой борьбы и революц. насилия как «безусловно вредную и абсурдную», нарушающую гармонию и баланс в разумном мире и об-ве, подлинное переустройство к-рых возможно лишь путем постепенных («капля за каплей») продуманных реформ. Отрицая марксистский тезис о классовой борьбе как проявлении историч. необходимости, Ху Ши трактовал ее как продукт воли людей; ее можно избежать или запретить по субъективному желанию человека. Оздоровление политической жизни Китая, с т. зр. Xу Ши (а также Цай Юань-пэя, Лян Шу-мина, Дин Вэнь-цзяна и др.), требовало сформирования «пр-ва достойных людей» (хаожэнь чжэнфу) из представителей интеллектуальной элиты (ученых, политиков, военных), пользующихся авторитетом благодаря высоким моральным качествам («Платформа 14-ти»). Xу Ши рекомендовал также проект «автономного самоуправления провинций» (по образцу Соединенных Штатов) и осуществление гос. контроля над финансами и «плановой политики» (в русле концепции «гос. социализма»).
 
Затрагивая вопрос об альтернативе развития Китая, Xу Ши находил в равной степени непригодными ни путь, предложенный Сунь Ят-сеном, ни меры, предлагаемые кит. коммунистами. Единственно верное решение подразумевает два аспекта: пассивный, означающий ликвидацию «пяти врагов», или «пяти злых духов» человечества (нищета, болезни, невежество, алчность и смута), и активный, требующий создания «мирного, цветущего, цивилизованного, совр., объединенного гос-ва». В конечном счете не «вредное увлечение» радикальными идеями, но «только наука, совр. зап. наука может спасти как Китай, так и весь мир».
 
Интерпретируя взгляды на общественные процессы Дж. Дьюи, Xу Ши выработал систему взглядов — «инструментальную социологию» (близкую к социал-дарвинизму), согласно к-рой гл. фактором обществ. развития является не способ производства материальных благ, а «социальная интуиция»; рассматривал историю человечества как историю постоянной борьбы за удовлетворение индивид. стремлений. Центр. место в социологии Xу Ши отводилось воспитанию (как альтернативе классовой борьбы), с помощью к-рого об-во само изменяет себя благодаря усилиям «героев», «мудрецов», «выдающихся личностей». Они являются решающей силой в обществ. развитии, подлинными творцами истории. При этом Xу Ши стремился к синтезу прагматич. теории воспитания с конф. педагогич. доктриной, концепцией беспрерывного самосовершенствования как процесса «подражания менее сознательных более сознательным». Историю Xу Ши трактовал как борьбу одного «героя» против другого, смену одной династии другой, т.е. движение по кругу: в истории об-ва отсутствуют закономерности, господствует случайность. Само об-во есть случайное скопление индивидуумов, «большое "я"», где каждый член является «малым "я"», живущим и действующим в соответствии со своими потребностями, не подчиняясь никаким общим закономерностям. История есть простое количественное накопление случайных поступков людей.
 
Автор: Белоусов С.Р. 
 
Источники:
Ху Ши. Чанхуйши душу бицзи (Записки Чанхуйши). Шанхай, 1918; он же. Чжунго чжэсюэ ши даган (Очерк истории китайской философии). Шанхай, 1919; Ху ши вэнь цунь (Собрание сочинений Ху Ши). Т. 1–4. Шанхай, 1921, 1924, 1930, Тайбэй, 1953; он же. Байхуа вэньсюэ ши (История литературы на байхуа). Шанхай, 1929; он же. Xу Ши жицзи (Дневники Ху Ши). Шанхай, 1934;Xу Ши лунь сюэ цзинь чжу (Сборник статей Xу Ши, написанных в последнее время). Шанхай, 1935;Xу Ши лунь шо вэньсюань (Сборник теоретических высказываний Xу Ши). Шанхай, 1936; он же. Лю сюэ жицзи (Дневники, написанные во время учебы за границей). Шанхай, 1947; он же. Шэммо ши вэньсюэ (Что такое литература). Тайбэй, 1954; он же. Xу Ши шусинь сюань (Избранная переписка Xу Ши). Тайбэй, 1963; Ху Ши вэнь цзи (Собрание сочинений Ху Ши). Т. 1 – 12. Пекин, 1998; Hu Shi. The Development of the Logical Method in Ancient China. Shanghai, 1922; id. Cultural Rebirth in China // The Trans-Pacific. 14.05.1927; id. My Credo and Its Evolution // Living Phylosophies. N.Y., 1931, p. 235 – 263; id. The Chinese Renaissance. Chic., 1934; id. The Scientific Spirit and Method in Chinese Phylosophy // Phylosophy and Culture: East and West / Ed. by C.A.Moor. Honolulu, 1962, p. 199 – 222.
 
Литература:
Агеева Н.Ю. Тема Ицзина в творческом наследии Ху Ши // XXXVI НКОГК. М., 2006, с. 225 – 229; Алексеев В.М. Наука о Востоке. М., 1982, с. 355–361 и др.; Буров В.Г. Современная китайская философия. М., 1980. с. 41–47, 70–73, 181–183; Делюсин Л.П. Спор о социализмею М., 1980, с.42 – 52 и др.; Крымов А.Г. Общественно-политические воззрения Xу Ши // Китай. Поиски путей социального развития. М., 1979; Цвериниашвили А.Г. Лян Шумин и Xу Ши о культурах Востока и Запада // XVII НК ОГК. Ч. 3. М., 1986; Чжан Жу-синь. Критика прагматистской философии  Ху Ши. М., 1958; Ли Ао. Xу Ши пин чжуань (Критическая биография Xу Ши). Тайбэй, 1964; он же. Xу Ши яньцзю (Анализ [мировоззрения] Xу Ши). Тайбэй, 1964; Ся Кан-нун. Лунь Xу Ши юй Чжан Цзюнь-май (О Xу Ши и Чжан Цзюнь-мае). Шанхай, 1948; Чэн Тянь-фан и др. Xу Ши юй Чжунго (Xу Ши и Китай). Тайбэй, 1962; Ши Цзюнь. Ху Ши // Чжунго цзиньдай чжумин чжэсюэцзя пин чжуань (Критические биографии знаменитых китайских философов нового времени). Кн. 2. Цзинань, 1983, с. 663 –  711;  Ян Чэн-бин. Ху Ши чжэсюэ сысян (Философские взгляды Ху Ши). Тайбэй, 1966; Childs M.W. Hu Shih: Sage of Modern China // The Atlantic Monthly. 1940, № 166; Chou Min-chih. Hu Shih and Intellectual Choice in Modern China. Ann Arbor, 1984; Hu Xinhe. Hu Shi`s Enlightenment Phylosophy // Contemporary Chinese Philisiphy / Ed. by Chung-ying Chen and N.Bunnin. Malden, Oxf., 2002, p 82 – 101.
 
Сост. библ.: Кобзев А.И., Белоусов С.Р. 
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 510-512.

Автор:
 
© Copyright 2009-2017. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.