Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Хуай-хай

懷海 Бай-чжан (яп. Хякудзё). 720, Чанлэ окр. Фучжоу (совр. пров. Фуцзянь) — 814. Буд. монах, представитель буд. школы чань-цзун (см. также Чань-сюэ, Чань школа), ученик Ма-цзу Дао-и. После смерти учителя поселился в горах в Синьу (совр. уезд Фэнсинь, пров. Цзянси), вследствие чего получил прозвище Бай-чжан чань-ши («Чаньский наставник со Стосаженевой [горы]»). Первым приступил к созданию отд. чаньских обителей. Утверждал, что различия в вероучительных доктринах чань и люй-цзун («школа винаи») требуют и иного образа жизни для чань-буддистов, к-рым не следует селиться в монастырях люй-цзун, как это прежде практиковалось. Выработал собств. монастырский устав — «Чань мэнь гуй ши» («Чаньские правила»), к-рый известен также как «Чистый устав  Бай-чжана» («Бай-чжан цин гуй»). Гл. особенностью чаньских монастырей стало отсутствие залов для совершения ритуалов, их место занимали залы для проповедей. Хуай-хаю принадлежит принцип «День без работы — день без пищи», ставший основой общежития в чаньских обителях, где физич. трудом были обязаны заниматься все монахи независимо от ранга. Высказывания Хуай-хая сведены в сборники «Бай-чжан Хуай-хай чань-ши юй лу» («Запись речей Чаньского наставника Бай-чжан Хуай-хая», 1 цз.), «Бай-чжан Хуай-хай чань-ши гуан лу» («Расширенная запись [речей] Чаньского наставника Бай-чжан Хуай-хая», 1 цз.). Развивал тезис буддизма махаяны о тождественности природы всех живых существ «природе будды» (фо син), для постижения к-рой следует отказаться от пут произвольного мышления. Осн. методом самосовершенствования считал полную отрешенность от текстов, мыслей, сосредоточенности на чем-либо и стремления к чему-либо, дабы сознание освободилось от саморефлексии. После кончины Хуай-хая его последователи сформировали т.н. хунчжоускую школу чань-буддизма.
 
Автор: Хэ Чэн-сюань

Биографич. сведения о Хуай-хае содержатся в эпитафии современника, обладателя высшего ученого звания цзинь-ши Чэнь Сюя 陈诩 «Тан Хунчжоу Бай-чжан-шань гу Хуай-хай чань-ши та лу» («Надгробная запись о почившем [в эпоху] Тан Чаньском наставнике Хуай-хае со Стосаженевой горы из Хунчжоу»), классич. будд. историографиях «Сун гао сэн чжуань» («Предания о достойных монахах, [составленные в эпоху] Сун», цз. 11) Цзань-нина (919–1001) и «Цзин-дэ чуань дэн лу» («Записи о передаче светильника [годов] Цзин-дэ [1004–1007]», 1004, цз. 6) Дао-юаня. Из них следует, что он имел светскую фамилию Ван, в ранней молодости сделался странствующим монахом (юнь-шуй - букв. «[перемещающийся, как] облака и воды») и шесть лет добивался возможности стать учеником Ма-цзу Дао-и, чего достиг в 766. Прославившийся эксцентричными поступками Учитель приводил его к прозрению/просветлению весьма грубыми чаньскими приемами – больно хватая за нос и ошеломляя криком, после которого он не видел и не слышал три дня. После смерти Ма-цзу Дао-и Хуай-хай возглавил общину и привлек к себе множество последователей. Лично следуя своему знаменитому принципу, подобному заповеди св. ап. Павла «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3, 10), он даже в старости отказался от еды, когда монахи, оберегая его, спрятали садовые инструменты. Посмертно Хуай-хай был удостоен нескольких почетных титулов: танским имп. Му-цзуном (821 – 824) – Да-чжи чань-ши (Чаньский наставник Великая мудрость/Махапраджня), северосунским Хуй-цзуном (1101 – 1125) – Цзюэ-чжао чань-ши (Чаньский наставник Блеск просветления/бодхи), юаньским Шунь-ди (1333 – 1367) – Хун-цзун мяо-син чань-ши (Чаньский наставник Чудесных действий Всеохватного направления).
 
По определению И Тао-тяня (1975), Хуай-хай был «религиозным гением». Ему посвящены коаны (гун-ань) в самых знаменитых сборниках «Би янь лу» («Записи Лазурной скалы», цзэ 53) и «У мэнь гуань» («Застава без ворот», цзэ 2). Его идейное наследие отражено также в «Бай-чжан чань-ши юй яо» («Главное из речей Чаньского наставника Бай-чжан Хуай-хая», 2 цз.). С одной стороны, он существенно развил теорию чань-буддизма на основе общего положения: «С древности до современности будды – это только люди, люди – это только будды», с другой – ввел регулярные правила монастырской жизни этой школы, включавшие «закон совместного труда» (пу цин фа 普请法). Его «Чистый устав» был утрачен в эпоху Сун (Х – ХIII вв.), но в 1335 по указанию имп. Шунь-ди монгольской династии Юань (XIII – XIV вв.) был восстановлен в расширенном виде (8 цз.) под названием «Чи сю Бай-чжан цин гуй» («По высочайшему повелению выправленный Чистый устав Бай-чжана»). При следующей ханьской династии Мин (XIV – XVII вв.) в 1424 повторно опубликованный вариант стал основой для распорядка в чаньских монастырях до наших дней.
 
Источники:
Мумонкан. «Застава без ворот» / Пер. с коммент. Р.Х.Блайса/А.Мищенко. СПб., 2000, с. 51-65; Письмена на воде / Пер. с кит., исслед. и коммент. А.А. Маслова. М., 2000, с. 517-518, указ.; Yi T`ao-t`ian. Records of the Life of Ch`an Master Pai-chang Huai-hai // The Eastern Buddhist. Kyoto. 1975. Vol. 8, p. 42 – 73.
 
Литература:
Антология дзэн. СПб., 2004, с. 40, 125; Дюмулен Г. История Дзэн буддизма. Индия и Китай. СПб., 1994, с. 185–187; Судзуки Д.Т. Очерки о дзэн-буддизме. Ч. 1. СПб., 2002, указ. Ч. 2. СПб., 2004, указ.; Фо-цзяо да цыдянь (Большой словарь буддизма) / Гл. ред. Жэнь Цзи-юй. Наньцзин, 2002, с. 681; Чжунго фо-цзяо. Т. 2. Шанхай, 1989, с. 222 – 223.
 
Автор: Кобзев А.И.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 660-662.

Авторы: ,
 

Новые публикации на Синологии.Ру

К истории изучения чуских строф в советском китаеведении: 1950-1980-е годы
Тангутская империя на Шёлковом пути: из пучины забвения
Герои и сокровища нехоженых троп Восточного Туркестана
Ли Сюэ-цинь
Транспортный комплекс КНР превратился в инструмент ускорения социально-экономического развития Китая


© Copyright 2009-2019. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.