Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Хоу-цзи

условно: Государь-Просо, Государь-Зерно, Владычествующий над просом, Ведающий жатвой. В древнекитайской мифологии культурный герой, божественный прародитель чжоуского племени.
 
В наиболее архаических версиях преданий о Хоу-цзи рассказывается, что его мать — девушка из рода Ютай по имени Цзян Юань однажды, гуляя в поле, наступила на след великана, зачала и родила Хоу-цзи (возможно, что след великана в первобытном мышлении ассоциировался со следами представителей верхнего небесного мира или его владыки, ср. рождение культурного героя Фу-си).
 
Согласно преданиям, еще в детские годы Хоу-цзи любил, играя, сажать коноплю и бобы. Став взрослым, Хоу-цзи начал возделывать землю и собирать богатые урожаи. Государь Яо пригласил его на должность управителя земледелия. По др. версиям, Хоу-цзи прославился при государях Шуне и Юе. Это явное свидетельство того, что присоединение преданий о Хоу-цзи — прародителе чжоусцев к рассказам о правлении идеальных государей племен ся и инь есть явления более поздней историч. мифологии. При этой историзации, напр., исчезло и зафиксированное в «Ши цзине» («Канон стихов»/«Книге песен») и «Шань хай цзине» («Канон гор и морей») представление о том, что Хоу-цзи получил семена злаков из верхнего, небесного мира. По песням «Ши цзина» можно сделать вывод, что в период засухи чжоусцы обращались к Хоу-цзи с молениями так же, как и к Верховному владыке — Шан-ди. Трудясь над посевами злаков, Хоу-цзи умер у горы и был погребен на равнине Дугуан неподалеку от небесной лестницы Цзяньму, по к-рой божества спускались на землю.
 
Образ Хоу-цзи, по своей сути культурного героя, научившего людей сеять злаки, близок образу Шэнь-нуна. По всей вероятности, Шэнь-нун был божеством земледелия иньцев, а образ Хоу-цзи сложился у чжоусцев, первоначально скотоводов, при переходе к оседлому земледелию. В древних легендах искусными земледельцами называются также сын Хоу-цзи по имени Бу-ку, брат Хоу-цзи — Тай-си и сын Тай-си — Шу-цзюнь, к-рый предложил использовать быков для пахоты. В этих преданиях, по-видимому, отразились представления о целом роде земледельцев, образовавшемся среди чжоуского племени.
 
Источники:
Шицзин / Пер. с кит. А.А. Штукина. М., 1957, с. 353–355; Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. 1 / Пер. с кит. и коммент. Р.В. Вяткина и В.С. Таскина под общей ред. Р.В. Вяткина. М., 2001, указ.
 
Литература:
Юань Кэ. Мифы древнего Китая. М., 1987, указ.; он же. Чжунго шэньхуа чуаньшо цыдянь (Словарь китайских мифов и преданий). Шанхай, 1985, с. 165; Гуши бянь (Спорные вопросы древней истории). Т. 1. Пекин, 1926, с. 135–142; Митараи Масару. Ко-сёку-но дэнсэцу (Предания о Хоу-цзи) // Хиросима дайгаку бунгакубу киё (Ученые записки Литературного факультета Хиросимского университета). Т. 34. 1975, с. 25–47; Werner E.T.C. A Dictionary of Chinese Mythology. Shanghai, 1932, p. 412–415.
 
Автор: Рифтин Б.Л.
 
Источники:
Цюй Юань. Стихи. М., 1954, с. 76: Древнекитайская философия.  Эпоха Хань. М., 1990, указ.; Люйши чуньцю (Вёсны и осени господина Люя) / Пер. Г.А.Ткаченко. М., 2001, указ.; Философы из Хуайнани (Хуайнаньцзы) / Пер. Л.Е.Померанцевой. М., 2004, указ.; Конфуцианское «Четверокнижие» («Сы шу») / Пер. А.И.Кобзева, А.Е.Лукьянова, Л.С. Переломова, П.С.Попова. М., 2004, указ.
 
Литература:
Биррел А. Китайские мифы. М., 2005, указ.; Яншина Э.М. Формирование и развитие древнекитайской мифологии. М., 1984, указ.
 
Сост. библ.: Кобзев А.И.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 659-660.

Автор:
 
© Copyright 2009-2019. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.