Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Хань шу

«Книга [об эпохе] Хань» («История [династии] Хань»), др. назв. — «Цянь Хань шу» («Книга о Ранней [династии] Хань», «История Ранней Хань»). Офиц. история династии Зап. (Ранняя) Хань (206 до н.э. — 8 н.э.). Хронологически продолжает и структурно копирует первое и ставшее на века образцовым историко-энциклопедич. произв. такого рода — «Исторические записки» («Ши цзи») Сыма Цяня (II–I вв. до н.э.), но отличается от него соотнесенностью с одной династией, а не всеми прошедшими эпохами, что было в дальнейшем канонизировано офиц. историографией. По своему мировоззрению кит. Геродот — Сыма Цянь склонялся к даосизму. Гл. же автор-составитель «Хань шу» — придворный историк Бань Гу (I в.) самим названием подчеркивал связь этого труда с конфуцианским (см. Конфуцианство) каноническим сводом исторических документов «Шан шу». В совр. текст «Хань шу», восходящий к печатному изданию 1034–1037 и номинально состоящий из 100 цзюаней-«свитков» (реально — из 120), входят некоторые цзюани, написанные Бань Бяо, отцом Бань Гу (по крайней мере № 9, 10, 73, 84, 98), Бань Чжао, сестрой Бань Гу (№ 13–20), и Ма Сюем (№ 26). Филос. проблематикой пронизаны цзюа-ни 21–30, составляющие раздел «Чжи» («Трактаты»), в к-ром излагаются также естественно-науч., социально-экономич., географ.-этнографич., правовые, историч., искусствоведч. и др. сведения и теории. Богатый историко-филос. материал содержат биографии философов, входящие в раздел «Ле чжуань» («Жизнеописания»); в частности, в цзюань 56 включены «Три доклада о Небе и человеке» («Тянь жэнь сань цэ») Дун Чжун-шу (II в. до н.э.), существенно дополняющие корпус его сочинений. Основанный на материалах Лю Сяна и его сына Лю Синя (46 до н.э. — 23 н.э.) цзюань 30 («И вэнь чжи» — «Библиографический трактат», варианты пер. «Трактат о литературе и искусстве», «Трактат об искусствах и текстах») представляет собой древнейший универсальный каталог кит. лит-ры, охватывающий 596 авторов, в т.ч. 189 философов, сгруппированных в 10 школ (ши цзя). К шести выделенным в «Ши цзи» филос. школам — конфуцианство, даосизм, иньян-цзя (школа «темного и светлого» начал, «натурфилософия»), легизм, мин-цзя (школа имен, номинализм) и моизм (см. Мо-цзя) — здесь прибавлены цзунхэн-цзя («дипломаты», «политологи»), цза-цзя («эклектики», «энциклопедисты», «свободная школа»), нун-цзя («аграрники») и сяошо-цзя («фольклористы», собиратели «малых поучений»). Происхождение каждой школы возведено к определенной категории чиновников: конфуцианство — к чиновникам, ведавшим культом и просвещением, даосизм — к историкам, иньян-цзя — к астрономам-астрологам, легизм — к правоведам-судейским, мин-цзя — к церемониймейстерам, моизм — к храмовым сторожам, цзунхэн-цзя — к дипломатам, цза-цзя — к политич. советникам, нун-цзя — к распорядителям сельскохоз. работ, сяошо-цзя — к мелким чиновникам-информа торам, следившим за народной молвой. Кроме того, в спец. разделы выделены канонич. лит-ра (см. «Ши сань цзин», соч. по военному искусству и математике. В цзюане 20 дана оригинальная классификация 1955 выдающихся личностей Китая от мифич. древности до конца III в. до н.э. по девяти категориям согласно их моральным и интеллектуальным качествам. Наиболее высоко здесь оценены конфуцианцы, за ними в порядке понижения значимости следуют моисты, даосы, легисты, мин-цзя. В цзюане 23, представляющем собой правовой трактат, Бань Гу воспроизвел близкие ему взгляды Сюнь-цзы (IV–III вв. до н.э.). В «Хань шу» признается необходимость сочетания в управлении гос-вом этико-ритуальных норм (ли [2]) и юридич. законов (фа [1]), широкого контроля гос-ва над экономикой, поощрения земледелия и подавления торгового капитала. В духе учения Мэн-цзы (IV–III вв. до н.э.) отстаивается правомерность устранения порочного государя (см. Мин [1]) и целесообразность организации сельского хоз-ва по утопич. системе «колодезных полей» (цзин тянь). В цзюане 27 обобщенно изложено универсально-классификационистское и общеметодологич. учение о «пяти элементах» (у син).

Источники:
Бань Гу. Хань шу. Т. 1–12. Пекин, 1964; Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990. С. 131–154, 320–324; Бамбуковые страницы: Антология древнекитайской литературы. М., 1994. С. 175–191; Восточная поэтика: Тексты. Исследования. Комментарий. М., 1996. С. 29–39; Страны и народы Востока. Вып. XXXII. Дальний Восток. Кн. 4. Проблемы географии и внешней политики в «Истории Хань» Бань Гу: Исследования и переводы. М., 2005; The History of the Former Han Dynasty of Pan Ku / Tr. by H. Dubs. Vol. 1–5. Baltimore, 1938–1955; Китайская философия: Энциклопедический словарь. М., 1994. С. 369–370.

Литература:
Синицын Е.П. Бань Гу — историк древнего Китая. М., 1975; Bodde D. Essays on Chinese Civilization. Princ, 1981. Р. 141–160; Knechtges D.R. The Han Shu Biography of Yang Xiong (53 B.C. — A.D. 18). Phoenix, 1982; Sprenkel О.В. van der. Pan Piao, Pan Ku and Han History. Canberra, 1964.

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 478-479.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Минни Вотрин — богиня милосердия Нанкина
Война в защиту республики: к оценке события и его главных действующих лиц
Китай форсирует развитие автомобилей на новых источниках энергии
Роль богатых при китайском социализме
Российские и британские путешественники об административных и правовых преобразованиях Якуб-бека в Восточном Туркестане (1860–1870-е гг.)


© Copyright 2009-2018. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.