Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Хань Фэй

韓非.Хань ФэйХань Фэй280, царство Хань, — 233. Крупнейший теоретик легизма, автор трактата «Хань Фэй-цзы». Был первым сановником Цинь Ши-хуана — основателя централизованной империи Цинь (221–207 до н.э.). Родился в знатной семье, родственной правящему дому царства Хань. Согласно «Ши цзи» (II–I вв. до н.э.), в молодости интересовался идеями Шан Яна и Шэнь Бу-хая (IV в. до н.э.), учениями «о контроле над чиновниками», о законе и искусстве управления, произведениями мыслителей школы даодэ-цзя (см. Даосизм). Учился у Сюнь-цзы, выделяясь среди соучеников своими способностями, но, будучи заикой, не мог рассчитывать на успех в устных дискуссиях и посвятил себя созданию сочинений об искусстве управления. Трактат Хань Фэя был с восторгом встречен Ин Чжэном, правителем царства Цинь (будущим императором Цинь Ши-хуаном). Хань Фэй был приглашен в Цинь, но вскоре оклеветан бывшим соучеником сановником Ли Сы и принужден принять яд.
 
Xань Фэй соединил и развил предшествовавшие доктрины легистов, завершив легальную разработку целостной легистской доктрины. Его  политич. учение опирается на развитую систему общетеоретич. построений, выводящих этич. нормы и принципы управления из законов универсума. В русле даос. натурфилософии он обосновал необходимость следования дао как источнику и общей закономерности всего сущего: «дао — это то, что делает вещи такими, как они есть» («Хань Фэй-цзы», гл. 6). Хань Фэй продолжил детальную терминологич. разработку понятия ли [1] (принцип), толкуя «принципы» как закономерности мироздания, обусловливающие качества отдельных вещей (размер, форму, вес, прочность), как «формирующий вещи узор (вэнь) [мироздания]» (там же). Все множество «принципов» объемлется дао, к-рое в то же время «гибко и мягко» следует «принципам» вещного мира. «Отбрасывающий дао и ли [1]» правитель неизбежно «потеряет свой народ и лишится богатств», у выверяющего же свои действия по дао и ли [1], как по циркулю и угольнику «нет дел, в которых бы он не добился успеха» (гл. 6).
 
Многие его рекомендации нашли применение в политич. практике империи Цинь и, в той или иной степени, последующих императорских династий. См. также: «Хань Фэй-цзы».
 
Автор: Переломов Л.С.
 
Источники:
Лян Ци-сюн. Хань-цзы цзянь цзе («Хань [Фэй]-цзы» с простыми разъяснениями»). Кн. 1, 2. Пекин, 1960; Шэнь Юй-чэн, Го Юн-чжи. Хань Фэй-цзы сюань и (Перевод избранного из «Хань Фэй-цзы»). Шанхай, 1991; Чэнь Ци-ю. Хань Фэй-цзы синь цзяо чжу («Хань Фэй-цзы», заново выверенный и прокомментированный). Т. 1, 2. Шанхай, 2000; Иванов А.[И.]  Материалы по китайской философии. Введение. Школа фа. Хань Фэй-цзы. Перевод. СПб., 1912; Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. VII. М., 1996; Liao W.K. The Complete Works of Han Fei Tzŭ. Vol. I, II. L., 1959; Levi J. Han-Fei-tse ou le Tao du Prince. P., 1999.
 
Литература:
Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайской мысли. М., 1989, с. 211 – 215; Го Мо-жо. Бронзовый век. М., 1959, с. 362 – 377; он же. Философы древнего Китая. М., 1961, с. 497 – 564; Рубин В.А. Личность и власть в древнем Китае. М., 1999, указатель; Фэн Ю-лань. Краткая история китайской философии. СПб., 1998, указатель; Ян Хиншун. Материалистическая мысль в древнем Китае. М., 1984, с. 151 – 159; Ян Юн-го. История древнекитайской идеологии. М., 1957, с. 400 – 419; Гу Фан. Хань Фэй юй Чжунго вэньхуа (Хань Фэй и китайская культура). Гуйян, 2001; Lundhal B. Han Fei Zi: The Man and the Work. Stockholm, 1992; Wang Hsiao-po, Chang L.S. The Philosophical Foundations of Han Fei`s Political Theory. Honolulu, 1986.
 
Сост. библ.: Кобзев А.И.
 
См. лит-ру к ст. «Хань Фэй-цзы», Легизм.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 476.

Автор:
 
© Copyright 2009-2019. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.