Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Хань Сян-цзы

韓湘子, Хань Сян-цзы, один из Восьми бессмертных даосской мифологииХань Сян-цзы, один из Восьми бессмертных даосской мифологииХань Сян,  один из Восьми бессмертных (ба сянь) китайской даосской мифологии. Первые записи о Хань Сяне относятся к эпохе Сун. В основе его образа — реальная личность, внучатый племянник знаменитого мыслителя и литератора танской эпохи Хань Юя (768–824), являвший полную противоположность своему дяде, конфуцианцу-рационалисту, не верившему ни в буддийские, ни в даосские чудеса. Все основные легенды о Хань Сяне посвящены показу превосходства даосов над конфуцианцами. По одной из них, когда Хань Юй во время засухи безуспешно пытался вызвать по повелению государя дождь, Хань Сян, приняв облик даоса, вызвал дождь и снег, специально оставив усадьбу дяди без осадков. В другой раз на пиру у дяди Хань Сян наполнил таз землей и вырастил на глазах у гостей два прекрасных цветка, среди к-рых проступали золотые иероглифы, образующие двустишье: «Облака на хребте Циньлин преградили путь, где же дом и семья? Снег замел проход Ланьгуань, конь не идет вперед». Смысл этих строк Хань Юй понял позже, когда за выступление против буддизма был отправлен в ссылку на юг. Добравшись до хребта Циньлин, он попал в пургу, а явившийся в облике даоса Хань Сян напомнил ему о пророческих стихах и всю ночь рассказывал о даосских таинствах, доказывая превосходство своего учения. На прощание Хань Сян подарил дяде фляжку из тыквы-горлянки с пилюлями от малярии и исчез навсегда. Встреча в горах Циньлин стала популярной темой картин уже у сунских живописцев. Легенды о Хане зафиксированы также у среднеазиат. дунган, где он выступает как маг и чародей под именем Хан Щён-зы.
 
Автор: Рифтин Б.Л.
 
Впервые легенды о Хань Сян-цзы излагаются в сб. «Тай-пин гуан цзи» («Обширные записи [годов] Великого спокойствия») Ли Фана (925–996). Они приводятся во многих последующих даос. агиографиях и лит. произведениях, в т.ч. в «Ле сянь цюань чжуань» («Полное собрание жизнеописаний бессмертных») Ван Ши-чжэня (1526–1590). Известно также отдельное посвященное ему соч. «Хань-цзу чэн сянь чжуань» («Жизнеописание патриарха Хань, достигшего бессмертия») Ян Эр-цэна (XV–XVI вв.).
 
Источники:
Ма Шу-тянь. Хуася чжу шэнь (Божества китайцев). Пекин, 1988, с. 196–199.
 
См. также лит-ру к ст.: Ба сянь; Люй Дун-бинь.
 
Автор: Зельницкий А.Д.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 655.

Авторы: ,
 

Новые публикации на Синологии.Ру

К истории изучения чуских строф в советском китаеведении: 1950-1980-е годы
Тангутская империя на Шёлковом пути: из пучины забвения
Герои и сокровища нехоженых троп Восточного Туркестана
Ли Сюэ-цинь
Транспортный комплекс КНР превратился в инструмент ускорения социально-экономического развития Китая


© Copyright 2009-2019. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.