Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Хань У-ди

漢武帝, Хань У-диХань У-диУ-ди [династии] Хань, личное имя Лю Чэ — император У-ди дин. Ранняя Хань (Западная Хань, 206 до н.э. — 8 н.э.), в период правления (141—87 до н.э.) к-рого были осуществлены крупные религ.-ритуальные реформы. В 104 до н.э. он провозгласил девиз правления (нянь хао) Тай-чу («Великое начало», 104—101 до н.э.). Знаменательно, что это событие произошло после завершения У-ди календарной реформы (также определяется как тай чу; см. Инь-ян ли; Гань чжи), к-рая явилась заключит, аккордом глобальных религ.-ритуальных преобразований последней трети II в. до н.э. Осн. источниками по этим преобразованиям и по гос.-религ. политике до У-ди служат жизнеописания императоров из «Ши цзи» («Исторические записки») Сыма Цяня (145?-86?) и «Хань шу» («Книга [об эпохе] Хань») Бань Гу (32—92) и трактат «Цзяо сы чжи» («Трактат о жертвоприношениях [и] предместных храмах») из «Хань шу» (цз. 25,1). Гос. религ. система в том виде, в к-ром она была создана имп. У-ди, включала в себя следующие осн. религ. отправления: жертвоприношения Пяти владыкам (у ди) в Юне, божеству Земли (Хоу-ту) в Фэньине и Великому единому (Тай-и) в Ганьцюани.
 
К проведению религ.-ритуальной реформы У-ди подтолкнуло несколько причин. Во-первых, необходимость упрочения централизованного имперского правления и, следовательно, повышения сакрального авторитета правителя. Во-вторых, стремление правящего режима Хань окончательно отмежеваться от религ.-ритуального наследия первой империи — Цинь (221-207 до н.э.) и одновременно продемонстрировать свою верность древним духовным традициям, восходящим к культуре эпохи Чжоу (ХII/ХI—III вв. до н.э.).
 
Первый шаг по пути создания собств. варианта гос. религии предпринял основатель дин. Хань — Лю Бан (ханьский Гао-цзу, 206-195 до н.э.). Формально не отменяя божеств. пантеона, установленного создателем Цинь (имп. Цинь Ши-хуан, 221—210 до н.э.), Лю Бан вернул его в стихию низовых верований. По указу от 201 до н.э. исполнение гос. обрядов было возложено на у [6] («маги», «колдуны», т.е. представители низового духовенства). «Колдунам» местности Лян вменялось в обязанность принесение жертв Небу и Земле, небесным духам и духам, повелевающим земными делами. «Колдунам» местности Цзинь — жертвы Владыке Востока (солнцу), духам облаков и т.д. Гл. гос. культом был провозглашен культ у ди («Пять владык [сторон света и центра]»). В ритуальной деятельности важное место заняли обряды, связанные с культом плодородия. Указом от 197 до н.э. повелевалось возводить по всей стране алтари Земли (шэ [3]) и Проса (цзи [1]; см. Хоу-цзи) и регулярно приносить на них жертвоприношения. Еще раньше (205 до н.э.) был возобновлен древний ритуал поклонения горам и рекам (ван [5]). Параллельно утверждался культ имп. предков. Начало ему положило обожествление еще живого тогда отца Лю Бана, к-рому был дарован (201 до н.э.) титул Тай-шан хуан (Великий высочайший августейший). Когда тот умер (197 до н.э.), последовал указ о возведении его поминального храма в столице. Сразу же после смерти самого Лю Бана было приказано воздвигнуть его поминальные святилища по всей стране. Важную роль в становлении культа имп. предков играла восстановленная (отменена при Цинь) система посмертных (храмовых) титулов. В отличие от предшествующих и последующих историч. эпох, когда такие титулы состояли из посмертного прозвания правителя и иероглифа, передающего его царский (ван [1] — для эпохи Чжоу) или божеств. (ди [1]) статус, при Хань утвердилась практика пространных титулов. В них подчеркивалась божественность усопшего монарха и указывалось на его место (в соответствии с прижизненными деяниями) в иерархии обожествленных предков. Полный посмертный титул Лю Бана — Тай-цзу гао хуан-ди (Великий предок высочайший августейший владыка), У-ди — Ши-цзун сяо-у хуан-ди (Почитаемый в мире почтительный сын-воитель августейший владыка). Аналогичные по пространности и смысловой насыщенности титулы впоследствии давались божествам даос, и простонар. пантеонов (см. Юй-ди).
 
Гл. культовым центром (помимо столицы) оставалась местность Юн (в совр. уезде Фэнсянь пров. Шэньси), связанная с религ. традициями империи Цинь: там некогда находилась столица предшествовавшего ей древнего царства Цинь.
 
На необходимость создания собств. религ.-идеологич. системы указывали многие политики и мыслители нач. эпохи Хань, в т.ч. Цзя И (200—168 до н.э.). Но при преемниках Гао-цзу религ. новации сводились к упрочению культа имп. предков и восстановлению нек-рых древних обрядов. Так, при имп. Вэнь-ди (179-156 до н.э.) был возобновлен (весна 178 до н.э.) весенний обряд пахоты имп. поля (цзи тянь, гэн цзи).
 
Формальным поводом для начала радикальных религ.-ритуальных преобразований послужил доклад трону (133 до н.э.) чиновника Мю Цзи (о его жизни ничего не известно) под назв. «Цзоу сы Тай-и фан» («Докладная записка о почитании Тай-и»; сохранился фрагмент). Считается, что в этом докладе доказывалось, что Пять владык (у ди) являются лишь помощниками истинно великого божества Тай-и (Великого единого). В этом же году по приказу У-ди в Бо (юго-вост. пригород столицы) был воздвигнут Алтарь Великого единого (Тай-и тань). Образ Тай-и возник, вероятно, в результате персонификации натурфилос. идеи тай и (тай цзи — «Великий предел») и под сильным влиянием культов астральных (воплощение звезд и небесных светил) божеств. Вместе с тем он потеснил чжоуский культ Тянь-ди (Небесный владыка), став олицетворением стихии неба (тянь [1]) и мужского начала мира.
 
Осн. фаза преобразований У-ди пришлась на 113—110 до н.э. Она открывается принесением жертвоприношения Хоу-ту (Владычица-Земля) как гл. женскому божеству. За этот период окончательно оформились офиц. пантеон и связанная с ним ритуальная деятельность. Сложилась система из трех осн. культов: Тай-и, Хоу-ту и у ди (Пяти владык). В 106 до н.э. У-ди совершил обряды в честь всех трех этих божественных инстанций в центр, святилище империи — храма Мин тан (Храм света). Начиная с 123 до н.э. он также регулярно совершал жертвоприношения Пяти владыкам в Юне. Эти церемонии вписывались в общ. ритуальный цикл, опиравшийся, подобно чжоуским обрядам, на годовой цикл, что привело к возобновлению и окончательному утверждению системы цзяо [3] («предместные храмы») — четырех (для каждого времени года) святилищ, расположенных в окрестностях столицы строго по четырем сторонам света.
 
Для поклонения Тай-и и Хоу-ту были созданы отд. посвященные им культовые центры. Для Тай-и таким центром стала гора Ганьцюань (в 150 км к сев.-вост. от Чанъани), у подножия к-рой был воздвигнут (119—113 до н.э.) новый алтарь, получивший название Тай-чжи тань (Великий жертвенный алтарь). Он представлял собой высокий холм из трех четко обозначенных ярусов. Верхний ярус — Цзы тань (Пурпурный алтарь) имел восьмиугольную, тяготеющую к кругу форму (символ Неба). На нем находился алтарь для жертвоприношений Тай-и. К нему вели восемь лестниц, ориентированных по сторонам и промежуточным сторонам света и носящие название Дороги духов (гуй дао). Средний ярус образовывали алтари Пяти владык (У ди тань), Алтарь Хуан-ди (Владыки центр, зоны мирового пространства) был расположен в юго-зап. части этого уровня, что соответствовало местоположению элемента/стихии «земля» (ту [1]) в схеме [У син|у син] («пять элементов/стихий»). Эта схема, в свою очередь, опиралась на древние космологич. представления — почитание юго-запада. Известно, что при Чжоу домашние алтари помещались в юго-зап. углу помещения (ао [1]), к-рый, будучи самой затемненной его частью, соотносился с потаенным (ао [2]) и считался священным местом. Нижний ярус имел форму квадрата (символ Земли — ди [2]). На нем располагались алтари приношений Сонму духов (цюнь шэнь) и Северному Ковшу (Бэй-доу — Большая Медведица). В письменных источниках перечисляются еще ряд божеств, персонажей, к-рым приносились жертвы в Ганьцюани: сань и (Три единых), Тянь-и (Небесный единый), Ди-и (Земной единый), Цзэ-шань-цзюнь (Господин болот и гор), Уи-цзюнь (Господин [гор] Уи) и т.д. Очевидно, что У-ди, подобно Цинь Ши-хуану, пытался включить в офиц. пантеон различные по происхождению и географич. принадлежности культы.
 
Центром почитания Хоу-ту стала местность Фэньинь (к сев. от совр. уезда Жунхэ, пров. Шэньси). Алтарем служил насыпной холм радиусом в основании в 12 чи (ок. 40 м).
 
Ганьцюань и Фэньинь оставались гл. ритуальными центрами империи вплоть до заключит, трети I в. до н.э., когда была проведена очередная религ.-ритуальная реформа и создана система, основанная на жертвоприношениях Небу и Земле в юж. и сев. предместьях столицы (см. Куан Хэн). Жертвоприношения на алтаре в Ганьцюани были законодательно отменены в 5 н.э.
 
Источники:
Мю Цзи. Цзоу сы Тай-и фан (Докладная записка о почитании Тай-и) // Цюань шан гу Сань дай Цинь Хань Саньго Лю-чао вэнь (Полное собрание прозы-вэнь, начиная с глубокой древности и периодов Трех династий, Цинь, Хань, Троецарствия и Шести династий). Т. 1 / Сост. Янь Кэ-цзюнь. Пекин, 1987, с. 279; Хань шу (Книга [об эпохе] Хань) / Сост. Бань Гу // Эр ши у ши (25 династийных историй). Т. 1. Шанхай, 1988; Ши цзи (Исторические записки) // Там же; Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. 2. М., 1975; The History of the Former Han Dynasty. Vol. 1-3 / Tr. by H.H.Dubs. Baltimore, 1938.
 
Литература:
Гроот Я.Я.М. де. Колдуны-у в доханьский период и в правление династии Хань // Гроот Я.Я.М. де. Война с оемонами и обряды экзорцизма в Древнем Китае. M., 2001; Bilsky L.S. The State Religion of Ancient China. Taipei, 1975, p. 233—332; Csikszentminalyi M. Jia Yi // Encyclopedia of Chinese Philosophy / Ed. by A.S. Cua. N.Y.-L., 2002; Li Ling. An Archeological Study of Taiyi Worship // Early Medieval China. 1995-1996. Vol. 2; Loewe M. Divination, Mythology and Monarchy in Han China. Cambr., 1994.
 
См. также Лю Чэ.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 655-658.

Авторы: ,
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Россия и Китай: XI международная конференция в Казани
Ян Цзиннянь и современный перевод «Богатства народов» на китайский язык
О первом томе 10-томной «Истории Китая»
История основных историко-культурных зон Восточной Азии в Х–I тыс. до н.э. в первом томе «Истории Китая»: подходы и концепции
О статье Е.Ф. Баялиевой «Правовые аспекты обращения бумажных денег в юаньском Китае»


© Copyright 2009-2018. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.