Синология.Ру

Тематический раздел


Фэн лю

風流 ветер и поток. Эстетич. идеал, стиль мышления, поведения и творчества, сложившийся в пер. Шести династий (Лю чао, III–IV вв.). Входящий в это сочетание иероглиф фэн (ветер, веяние, поветрие, нрав) подразумевает естеств. движение мировой идеально-материальной субстанции — «пневмы» (ци [1]), проявляющееся в самых разных сферах бытия на уровнях индивидуума, об-ва (ср. фэнсюй — манеры, фэнси — нравы и обычаи, «Го фэн» — «Нравы царств»; см. «Ши цзин»;  и т.п.) и природы. Второй иероглиф — лю (поток, течение) указывает на аналогию с движением воды, к-рая в кит. культуре метафорически (а нередко вполне натуралистически) отождествляется с «пневмой» и дао. Бином фэн лю ассоциативно связан со словосочетанием конфуцианства, рост интереса к даос. проблематике (см. Даосизм), взаимопроникновение конф. и даос., отчасти буд. ценностей, усиление внимания к проблеме самовыражения. Признаками фэн лю считались раскованность, даже эксцентричность поведения и внеш. вида; в области интеллектуальной практики эстетич. ценностям фэн лю соответствовала традиция «чистых бесед» (цин тань), а в сфере императивов индивид. действия и творчества — сохранение внутр. свободы, внерефлективная чуткость к движениям дао в мистич. глубинах человеч. духа.
 
В эпоху расцвета стиля фэн лю начали появляться спец. теоретич. соч., заложившие органичную кит. культуре традицию осмысления эстетич. проблем в контексте актуальных для определенного времени общефилос. идей, но применительно к конкретной практике художеств. творчества: изящной словесности (напр., «Вэнь синь дяо лун» — «Дракон, изваянный в сердце письмен», или «Резной дракон лит. мысли», Лю Се, V в.; «Ши пинь» — «Категории стиха» Чжун Жуна, IV в.; соч. Цзи Кана и др.), живописи (трактаты Ван И, IV в.; Гу Кай-чжи, IV — нач. V в.; Се Хэ, Ван Вэя, V в.; Яо Цзуя, VI в., и др.), каллиграфии — шу фа (соч. Ван Си-чжи, Ван Фу-жэня и др.; см. Фа [1]). Из сферы социальной антропологии в обл. эстетики перешло понятие «пинь» («категория», см. Син [1]): оно дало назв. жанру теоретич. соч. и обозначило выделение специфич. эстетич. ценностей, связанных с градацией мастерства (категории). В отличие от предшествующей традиции критерии градации были лишь опосредованно сопряжены с морально-дидактич. и этико-аксиологич. проблематикой, с представлением о полезности прекрасного с т.зр. той или иной этико-социальной доктрины. В ср. века термин пинь стал обозначать также различные типы эстетич. настроения. В трактате Се Хэ «Гу хуа пинь лунь» («Заметки о категориях старинной живописи») были сформулированы т.н. шесть законов (лю фа; см. Фа [1]) живописи, ставшие канонич. для традиц. кит. искусства. Из лапидарно изложенных «шести законов», впоследствии подробно истолкованных кит. теоретиками искусства, наибольшее общеэстетич. значение имеют первый и третий. Первый — ци юнь шэн дун («живое движение циркуляции пневмы», или «живое движение в созвучии энергий», или «циркуляция пневмы порождает движение» и т.п.; см. Дун - цзин). Этот принцип подразумевает выражение в искусстве общекосмич. взаимосвязей, нелинейных закономерностей космич. хаоса, а также функцию художеств. образа как органич. грани мироздания, продолжающей цепь мирового движения, спонтанных порождений одними вещами и явлениями других (ср. у юнь лю ци  - «пять циркуляций/трансформаций — шесть пневм», нумерологич. учение о взаимосвязи природных процессов; см. Сяншучжи-сюэ). Третий из «шести законов» — ин у се сян («создание образов в соответствии с вещами»), подразумевает выражение «истинности/подлинности» (чжэнь) бытия, пронизывающей вещи феноменального мира, в живой конкретике «образов» («символов» — сян [1]). Последние непосредственно воплощают не поддающуюся внеш. артикуляции тайну ноумена (ср. представление о гуа [2] как об «образах»), не раскрывая ее. Традиция фэн лю ввела в теоретич. оборот в спец. эстетич. качестве ряд понятий: и [3] (идея, воля, замысел) — указание на недискурсивную «осмысленность» реальности, а также на выражение ее в целенаправленном психич. движении; шэнь [1] (дух) — как всеединство мировой «духовности», животворящее начало, соединяющее художника-творца и воспринимаемую и творимую им реальность (с VIII в. способность «передать дух» — чуань шэнь или «писать душу» — се шэнь стала считаться показателем высшего художеств. мастерства); ци [1] (пневма) — субстанция мироздания, состояние и качества к-рой определяют различные стороны человеч. природы, в т.ч. творч. индивидуальность художника, а также достоинства и недостатки художеств. произв. и т.д.
 
В истории кит. культуры традиция фэн лю зафиксировала важнейший этап формирования эстетич. мысли — складывание ее понятийного аппарата, принципов и канонов теоретизирования, создание основополагающих теоретич. соч. Влияние фэн лю как эстетич. выражения идеала личности в наибольшей степени проявилось в ориентации интеллектуалов на образ «человека культуры» (вэнь жэнь) в пер. утверждения неоконф. мировоззрения (XI–XII вв.; см. неоконфуцианство) и складывания сопряженных с ним культурных явлений, напр. стиля вэньжэнь хуа («живопись литераторов») в изобразительном искусстве. Эстетика этого стиля подразумевала как связь живописи с лит. традицией, так и онтологич. статус «письменности/культуры» (вэнь), а также самого культуросозидания: в нем непосредственно воплощается «истинность/подлинность» (чжэнь) сущего, проявляющаяся в спонтанности творч. порыва и связывающая творца — «человека культуры» с его произв. и всем миром; поэтому живописный образ может быть вполне адекватен природному и даже заменять его. Симптоматично, что на рубеже ср. веков и нового времени, в пер. наибольшей в истории Китая формализации имперской идеологич. ортодоксии, конф. отторжение идеала фэн лю трансформировало это понятие в массовом сознании: выражение фэн лю стало толковаться как «беспутство», «разврат», «гедонизм». Эквивалент термина фэн лю — «фу рю» вошел в япон. культуру, где это сочетание иероглифов, как и в совр. кит. яз., имеет значения «вкус», «изящество», «изящные искусства», «художественный», подразумевая спонтанность и природосообразность истинного творчества.
 
Литература:
Бежин Л.Е. Под знаком «ветра и потока». М., 1982; он же. Се Линъюнь. М., 1980; Виноградова Н.А. Искусство стран Дальнего Востока, Китай. М., 1979; Завадская Е.В. Эстетический канон жизни художника — фэнлю (ветер и поток) // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М., 1973; она же. Эстетические проблемы живописи старого Китая. М., 1975; История эстетической мысли. Т. 2. М., 1985; Лисевич И.С. Литературная мысль Китая на рубеже древности и средних веков. М., 1979, с. 71–73; Малявин В.В. Традиционная эстетика в странах Дальнего Востока. М., 1987.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С.471-472.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.