Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Фасян-цзун

法相宗 школа дхармалакшана, школа свойств дхарм. Кит. название этой буд. школы (см. Буддизм)  представляет собой производное от выражения чжу фа ши сян (реальность свойств всех дхарм) — гл. доктринальной формулы фасян-цзун. Принято полагать, что этот тезис в противоположность учению школы фасин (школа сущности дхарм; см. Фасин-цзун) подразумевает гл. обр. отрицание «пустотности» (кун [1], санскр. шунья) дхарм в качестве основы и содержания бытия. Фасян-цзун известна также как школа цыэнь (цыэнь-цзун — школа сострадания и милосердия), по названию буд. монастыря в Чанъани, где подвизались основоположники этого направления Сюань-цзан и Куй-цзи. Уделяла особое внимание проблемам буд. логики, известной в Китае под названием иньмин («прояснение резона», санскр. хетувидья, хетувидьястхана; в широком смысле иньмин означает древнюю инд. логику). Фасян-цзун считается другим названием школы вэйши (см. Вэйши-цзун), однако нек-рые кит. мыслители нового времени, напр. Оуян Цзин-у, рассматривали эти учения в качестве разных направлений: школа вэйши делала акцент на трактовке всей сферы опыта как различных состояний сознания (ши [4]) и склонялась к отрицанию наличия «сущности будды» (фо син; см. Чжэнь жу) у всех людей, проповедуя ее создание посредством религ. практики; собственно же фасян-цзун толковала преимущественно о «свойствах дхарм», по сути не противореча положениям школы фасин и во многом будучи ей тождественной. Аналог школы фасян в Корее — школа попсан (с VII в.), в Японии — школа хоссо сю (с VII–VIII вв.).
 
Литература:
Дагданов Г.Б. Школа Фасян в истории китайского буддизма // Источниковедение и историография истории буддизма: Страны Центральной Азии. Новосиб., 1986; Ленков П.Д. Философия сознания в Китае: Буддийская школа фасян (вэйши). СПб., 2006; Янгутов Л.Е. Единство, тождество и гармония в философии китайского буддизма. Новосибирск, 1995, с. 57 – 83.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 467-468.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

История основных историко-культурных зон Восточной Азии в Х–I тыс. до н.э. в первом томе «Истории Китая»: подходы и концепции
О статье Е.Ф. Баялиевой «Правовые аспекты обращения бумажных денег в юаньском Китае»
Частотный иероглифический словарь классических китайских текстов и его использование в тематическом и жанровом анализе
Дневники В.М. Алексеева в «Синологической картотеке» учёного
История перевода Нового Завета на китайский язык свт. Гурием Карповым


© Copyright 2009-2018. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.