Синология.Ру

Тематический раздел


Фань Куань

范寬 (Фань, ведущий вольготный образ жизни), наст. имя - Фань Чжун-чжэн 范中正 (вар. Фань Чжун-ли  范中立), 950?, область Хуаюань 華元 (совр. уезд Яосянь 耀縣, пров. Шэньси), 1027?. Один из ведущих мастеров пейзажной живописи - шань-шуй хуа  山水 (畫), «живопись/изображения гор и вод», начала эпохи Северная Сун (Бэй Сун 北宋, 960-1127).
 
Выходец из древнего семейства служилых интеллигентов, Фань Куань получил профессиональное живописное образование в Академии живописи (Хуа-юань 畫院), где обучался у Ли Чэна. Но, закончив Академию, он никогда более не возвращался на служебную стезю, предпочтя официальной карьере радости бытия «свободного художника». В разные годы своей жизни он то жил отшельником, то странствовал по гористым местностям среднего течения Хуанхэ.
 
Считается, что Фань Куань осмелился бросить негласный вызов академической школе. Поставив под сомнение целесообразность копирования работ прошлых мастеров, он настаивал на том, что, только погружаясь в природу, созерцая мысленным взором, можно постигнуть тайны живописного искусства. По преданию, он целыми часами неподвижно сидел, медитировал и вглядывался в открывающиеся ему картины природы. Но, формально не принадлежа к академическим кругам и опротестовывая официальную живописную традицию, Фань Куань, тем не менее, работал в свойственном этой школе т. наз. «панорамно-монументальном» пейзаже.
 
На близость творчества Фань Куаня к академической пейзажной школе впервые четко указал   Го Жо-сюй 郭若虛 (XI в.), автор знаменитого трактата по истории живописи «Тухуа цзянь вэнь чжи»  圖畫見聞志 («Записки о живописи: что видел и слышал»). В этом трактате Фань Куань причислен (совместно с Гуань Туном и Ли Чэном), к когорте сань цзя 三家, «трех [великих] мастеров», которые в научной литературе чаще всего называются «Тремя великими пейзажистами Х века», и с чьим творчеством как раз и соотносится формирование указанного пейзажного стиля. Го Жо-сюй дает развернутую характеристику творческой манеры Фань Куаня: «Пики и вершины чередуются щедро, [они, как] сильные воины, мужественно-могучи, штрихи “цян” все уравновешены, людские жилища все просты – вот таковы творения мастера Фаня» (пер. К. Ф. Самосюк).
 
Справедливость слов критика о внутренней экспрессии и внешнем совершенстве картин Фань Куаня подтверждается дошедшими до нас копиями его произведений, в первую очередь, свитками «Си шань син люй ту» 溪山行旅圖 («Путники среди гор и ручьев», 206,3х103,3 см, шелк, тушь, легкая подцветка. Национальный дворцовый музей, г. Тайбэй) и «Сюэ цзин хань линь ту» 雪景寒林圖 («Заснеженный лес», 193,5х160,3 см, шелк, тушь, краски. Муниципальный музей искусств, г. Тяньцзинь). Первый из названных свитков считается наиболее близким к подлинной манере Фань Куаня. На переднем плане, у нижнего края картины расположена причудливой формы каменная глыба, которую огибает тропинка, бегущая вдоль реки и теряющаяся в роще. У самой воды, справа различимы фигурки спешившихся путников; чуть выше, из-за деревьев, виднеются крыши храмов. Сразу за передним планом отвесной стеной возвышается гора, изображение которой занимает три четверти высоты полотна: она так велика, что не умещается на свитке и срезана его боковыми краями. Каменные уступы вершины и ее склоны покрыты зарослями кустарника, отвесные кручи рассечены струями водопада, который обволакивает брызгами основание горы и разливается речным потоком на переднем плане. Все планы композиции объединены «высотной» точкой зрения, дающей возможность художнику показать вершину, крыши храма и фигуры путников, сочетая взгляд «с высоты птичьего полета» с другими точками зрения. Благодаря этому зритель одновременно как бы оказывается стоящим перед нагромождением камней ближнего плана, откуда открывается излучина потока и (увиденная на этот раз снизу) небольшая роща вблизи центра свитка. Композиция картины гармонична благодаря тонко найденному мастером равновесию светлых и темных участков изображения. Этот же прием использован в свитке «Заснеженный лес», в котором обыгрывается контраст темной «стены» горного массива и белизна снежного покрова. Передний план в этом случае составляет замерзшая поверхность реки, создающая эффект «разомкнутого» пространства; на дальнем (от зрителя) берегу заснеженные валуны соседствуют с рощей вековых деревьев с обнаженными ветвями; за рощей (на среднем плане) вздымается покрытая снегом гора с храмом на вершине; задний план занимает впечатляющая панорама темных гор, образованная уходящими вдаль грандиозными пиками.
 
Подобно Ли Чэну, Фань Куань прибегал к новым приемам и техникам: при изображении фактуры горных форм (глыб, утесов) он использовал особые текстурные мазки, получившие впоследствии образное название «борозды от ударов большого топора» (дафупи-цунь 大斧劈皴); передавая атмосферную среду и снег - накладывал 6-7 слоев тушевой размывки. Так, горы и валуны в полотне из Национального дворцового музея написаны густой тушью, точками и штрихами, в рисунке брызг и тумана над водой - обыгран естественный цвет шелкового фона, дополненный деталями, выполненными темной тушью.
 
Источники:
Го Жо-сюй. Записки о живописи: что видел и слышал / Пер. с кит. и коммент. К. Ф. Самосюк. М., 1978.
 
Литература:
Виноградова Н. А. Китайская пейзажная живопись. М., 1972; Кравцова М.Е. История искусства Китая. СПб, 2004; Купер Р., Купер Дж. Шедевры, искусства Китая (Пер. с англ.). Минск, 1997; Пострелова Т. А. Академия живописи в Китае в X - ХШ вв.М., 1976; Самосюк К. Ф. Го Си. М., 1976; Сокровища Музея Императорского дворца Гугун. М., 2007; Чжуан Цзя-и, Не Чун-чжэн. Чжунго хуйхуа (Китайская живопись). Пекин, 2000;Чжунго и хай (Море китайского искусства). Шанхай, 1994; Чжунго лидай хуйхуа (Китайская живопись различных исторических эпох [из собрания Муниципального музея искусств г. Тяньцзиня]). Тяньцзинь, 1985; Чжунго мэйшу да цыдянь (Энциклопедический словарь искусства Китая) / Под ред. Шэнь Жоу-цзяня, Шао Ло-яна. Шанхай, 2002; Чжунго мэйшу цюаньцзи. Хуйхуа бянь (Полное собрание произведений китайского искусства. Живопись). Т. 3. Пекин, 1986; Paintings in Chinese Museums // Arts of China. Vol. 3. Tokyo, 1970; Possessing the Past. Treasures from the National Palace Museum, Taipei. Taipei, 1996; Siren O. Chinese Painting. Leading Masters and Principles. Vol. 1-3. L., 1958; Sullivan M. Symbols of Eternity: Landscape Painting in China. Stanford, 1979; Xu Yanzhong. Selected Poems and Pictures of the Song Dynasty. Beijing, 2005.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с. С. 738-739.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.