Синология.Ру

Тематический раздел


У 3

вещь, объект, предмет. Одна из центр. категорий кит. философии, сочетающая два основных значения: 1) вещь, существо, тварь, включая чело­века (жэнь у — букв.: человеч. вещь); 2) предмет, объект, «не-я» как про­тивоположность мыслящему субъекту (у во [1] — букв. вещь и «я»). Исходные этимологич. значения: на иньских гадательных костях (XIII–XI вв. до н.э.) — «цвет вспаханной земли», «разноцветный», «пестрый бык»; более поздние, чжоуские, — «бык, жертвенное животное», «род, вид, класс», «обозначение, символ». Этимологич. наследием в семантике у [3] стали идеи оживотворенности (в иероглифе присутствует ключевой элемент «бык»), взаимосвязи с действующим субъектом (второй компонент иероглифа, омонимичный фонетик имеет исходное значение «вспашка земли, земледелие»), классификации всего многообразия вещей и дел (пе­строты мира) в «10 тыс. родов».

У [3] в целом трактовалось кит. философами как «оформленное» и деятельное (вэй [1]) проявление общемировой «пневмы» (ци [1]), под­разумевающей также субстантивацию духовных начал. Согласно «Си цы чжуань» (IV в. до н.э., см. «Чжоу и»), «осемененная пневма образует вещи»; аналогично в «Гуань-цзы» (IV–III вв. до н.э.): наличие «семени» (цзин [3]) означает «рождение всякой вещи» от злаков и небесных светил до «навей и духов» — гуй шэнь. Под у [3] могли пониматься и материаль­ное, телесно-чувственное явление (Чжуан-цзы, IV–III вв. до н.э.: «Все, что обладает видом, фигурой, звучанием, цветом, есть вещь»), и идеализиро­ванный образ действительности (в «Дао дэ цзине» дао — это у [3]). В древнекит. протологич. и лингвистич. теориях у [3] — общее обозначение ре­ферента любой номинации, необходимым коррелятом к-рого являются «имя» (мин [2]), «слово» (янь), обозначение (чжи [9]) или сам обозначаю­щий субъект: согласно «Ли цзи» (IV–I вв. до н.э.) «слова обладают у [3]», т.е. значениями; в «Мо-цзы» (V–III вв. до н.э.) «объединяющая любовь» и агрессивная война суть «вещи», отличные от частного, конкретного объ­екта — ши [2] («реалии»). В классификациях «имен» у [3] фигурирует в качестве наиболее общей категории — «всеобщего имени» (да мин) у моистов и «большого общего имени» (да гун мин) у Сюнь-цзы (IV–III вв. до н.э.). В «Гунсунь Лун-цзы» (IV–III вв. до н.э.) у [3] и чжи [9] (палец, показатель) составляют универсальную оппозицию «означаемое–означающее». В понятии у [3] сочетается также субстанциальный и про­цессуальный смысл (ср. англ. thing, нем. Ding, франц. chose, лат. res и др. — «вещь», «дело», «обстоятельство»), что получило явное выражение в истолковании термина гэ у («выверение вещей», см. Чжи-син) из «Да сюэ» (IV–II вв. до н.э.), древнейший комментатор к-рого Чжэн Сюань (II в. н.э.) уподобил у [3] «делам» (ши [3]), Чжу Си (XII в.) определил как «дела и вещи» (ши у), а Ван Ян-мин (XV-XVI вв.) — прямо как «дела». В отличие от западного понятия «вещь», к-рое может быть применено к человеку только в уничижительном смысле, кит. у [3] включает и человека: «Указывая на число вещей, говорят: их тьма (десять тысяч). Человек является единицей в этом числе» («Чжуан-цзы»).

Как явления субстанционно-процессуальные, у [3] подчинены универсальному закону Пути (дао) и структурируемы принципами (ли [1]), что было сформулировано уже в «Хань Фэй-цзы» (III в. до н.э.): «Путь делает тьму вещей таковыми, каковы они суть; и определяет тьму принципов. Принципы суть знаки (вэяь), формирующие вещи». Сочетание у ли («прин­ципы вещей») стало синонимом научного познания всего «между небом и землей», а в Новейшее время сузилось до «физики». Янь Фу (XIX-XX вв.) использовал у [3] для перевода дарвиновских терминов «вид» (у чжун) и «борьба за существование» (у цзин). В современном языке у [3] — формант терминов «материя» (у чжи) и «материализм» (вэйучжуи).

Источники:
Древнекитайская философия. Т. 1. М., 1972; Т. 2. М., 1973, указатель; Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990, указатель.

Литература:
Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983. С. 85–92; Он же. Философия китайского неоконфуцианства. М., 2002. С. 155–164; Гэ Жун-цзинь. Чжунго чжэсюэ фаньчоу ши (История категорий китайской философии). Харбин, 1987. С. 216–238.

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 449.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.