Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


У ши ба цзяо

五時八教 «пять периодов — восемь учений». Классификация буддийских доктрин патриархом тяньтай-цзун Чжи-и. Чжи-и опирался по меньшей мере на 10 классификаций сутр и учений, предложенных монахами т.н. трех южных и семи северных школ. Тяньтайское «разграничение учений» (см. Пань цзяо), в основу к-рого были положены время проповедования Буддой тех или иных доктрин, метод проповедей и специфич. черты, отражало, как отмечает Л. Хурвиц, не представление одной определ. школы, а понимание функционального значения той или иной доктрины, бытовавшее в кит. буд. мире. Тем не менее типология Чжи-и отличалась от всех других в одном отношении: тяньтайский патриарх пытался обосновать принципиально важное для школы положение, что все буд. сутры, за исключением «Сутры о цветке лотоса чудесной Дхармы» («Лотосовая сутра», «Мяо фа лянь хуа цзин»), имеют подготовит. значение для постижения истинной сути учения Будды.
 
Чжи-и разделил проповедническую деятельность Будды Шакьямуни в человеческом мире на пять периодов: в течение первых четырех (начиная с просветления под деревом бодхи) Будда выступал в качестве мессии, призванного вести человечество к спасению. Однако обыкновенные люди не были способны постичь буд. Дхарму (см. Фа [1], поэтому в течение 2, 3 и 4-го периодов Шакьямуни готовил своих слушателей (и шире — весь мир) к правильному восприятию «учения круга», т.е. учения полноты и совершенства. Наконец, Будда смог открыть истинную Дхарму, и это случилось в 5-й период, после чего цель его жизни, точнее говоря деятельности в образе человека, была выполнена и Шакьямуни вошел в нирвану (см. Непань), скончавшись, как любой обитатель мира. Первая часть формулы «пять периодов — восемь учений» расшифровывается как «одна жизнь — пять периодов». Позднее, уже в Японии, проповеди каждого периода были увязаны с доктринальными комплексами соответствующих буд. школ.
 
1) Период Величия цветка (хуа янь ши). Свои первые проповеди историч. Будда Шакьямуни произнес под деревом бодхи сразу же после обретения просветления. Эти проповеди, к-рые сравниваются с коровьим молоком, запечатлены в «Аватамсака-сутре» («Хуа янь цзин» — «Сутра цветочной гирлянды»), отсюда назв. первого периода. В течение трех недель Будда говорил своим слушателям о сущностном единстве всех феноменов, несмотря на их внеш. различия. Однако мн., пишет Чжи-и, оказались «глухими и слепыми» и ничего не поняли из сказанного. На проповедях этого периода базируется догматика хуаянь-цзун.
 
2) Период Оленьего сада (лу юань ши). Увидев, что его проповеди непонятны обыкновенным людям, Шакьямуни направился в г. Варанаси и произнес в Оленьем саду речь, в к-рой возвестил о «четырех [благородных] истинах» (сы ди). В течение 12 лет Будда проповедовал учение, назв. позже приверженцами махаяны (да шэн) хинаяной (сяо шэн). Проповеди 2-го периода, к-рый тяньтайская традиция сравнивает со сметаной, запечатлены в «Сутта-питаке» 2-й части хинаянистского свода сутр (палийского канона) Типитаки. С проповедями этого периода связаны учения школ цзюйшэ, чэнши и люй.
 
3) Период [проповедей, запечатленных в сутрах] широкого распространения (фан дэн ши). После начальной подготовки в предыдущий период слушатели Будды уже были способны усвоить основы махаянистского учения, зафиксированные в текстах, получивших назв. «сутры широкого распространения». В корпус этих сутр Чжи-и включил практически все сутры махаяны, за исключением тех, в к-рых запечатлены проповеди 1, 4 и 5-го периодов. В 3-й период, продолжавшийся 8 лет, Будда проповедовал доктрины школ фасян, чжэньянь, а также учения, к-рые легли в основу доктрин дзэнских и амидаистских школ. Проповеди этого периода сравниваются со свежим маслом.
 
4) Период [проповедей] праджняпарамиты (божэ ши). В этот период Будда Шакьямуни проповедовал учение о праджняпарамите (см. Божэ боломидо).
 
«Дорастив» своих слушателей до овладения праджней, Будда открыл им основополагающую, по мнению мыслителей большинства махаянистских школ, филос. доктрину махаяны о шуньяте, т.е. о «пустоте» (см. Кун [1]). Проповеди 4-го периода, к-рый продолжался 22 года, запечатлены в своде сутр о праджняпарамите. Они стали фундаментом учения единств. школы — саньлунь и сравниваются с топленым маслом.
 
5) Период цветка Дхармы — нирваны (фа хуа непань ши). Только через 42 года подготовит. проповедей Будда смог открыть ученикам сокровенные истины своего учения, к-рые, согласно Чжи-и, заключены в «Лотосовой сутре». 5-й период проповеднической деятельности Шакьямуни продолжался 8 лет. Перед уходом из человеческого мира Будда произнес посл. проповедь, запечатленную в «Сутре о нирване» («Непань цзин»), выполнив роль Учителя Дхармы, после чего его пребывание в мире в облике человека перестало быть необходимым. Проповеди этого периода сравниваются со сливками.
 
Строго говоря, в 5-й период Будда проповедовал четыре сутры — три части «Лотосовой сутры» (см. «Фа хуа сань бу цзин») и «Сутру о нирване», хотя акцент делался, конечно, на «Сутре о цветке лотоса чудесной Дхармы».
 
Инд. буд. мыслители подчеркивали, что в «Лотосовой сутре» главенствует идея всеобщего равенства перед истиной, т.е. каждое живое существо равным образом может — и когда-нибудь это обязательно произойдет — достичь состояния будды. В Китае определился неск. иной подход. Характерной особенностью «Лотосовой сутры» считалась единичность и, следовательно, универсальность истины, к-рая как бы вбирает в себя и объединяет более частные истины, т.е. последние есть не что иное, как ее конкретные временные проявления. Эти различия обусловили неодинаковые трактовки путей спасения. В первом случае все Пути объявлялись тождественными, во втором — «единый Путь» («одна колесница») интерпретировался как синтез трех Путей (шравак, пратьекабудд, бодхисаттв). Тяньтайский патриарх и его япон. последователи являлись приверженцами второго направления. Именно введение синтезирующей основы-истины и давало возможность заявить о подчиненном и ограниченном значении всех иных путей, истин и в конечном счете учений и религ. практики др. буд. школ.
 
Выделение пяти периодов в проповеднической деятельности «исторического» Будды Шакьямуни выходило за рамки определения чисто хронологич. последовательности возвещения Буддой своего учения. Чжи-и, по существу, противопоставил пятый период остальным четырем, и в Японии эта тенденция постоянно усиливалась. Чжи-и ввел понятия «временная Великая колесница» (кит. цзюань да шэн) и «истинная Великая колесница» (кит. ши да шэн). «Временная Великая колесница» — переходный этап между хинаяной и «истинной Великой колесницей», к-рая ассоциировалась, естественно, с учением «Лотосовой сутры» и, следовательно, с доктринальным комплексом школы тяньтай.
 
Тяньтайские патриархи — Чжи-и и Мяолэ (711–782) — были склонны отождествлять «Малую колесницу» с «временной Великой колесницей».
 
«Восемь учений» подразделяются на две группы: 1) «четыре учения о Дхарме, [с помощью которой] обращают» (хуа фа сы цзяо) и 2) «четыре учения о методе обращения» (хуа и сы цзяо).
 
 
В основу типологии первой группы кладется содержание учений буд. направлений, течений и школ, т.е. их философия и в еще большей мере — тип религ. практики, к-рый соответствующая филос. доктрина обосновывала.
 
а) «Учение [о Дхарме, запечатленной в] трех хранилищах» (Сань цзан цзяо). «Три хранилища» — перевод назв. палийского канонаТипитаки, свода хинаянистских cyтp. Кроме того, сюда включены и доктрины, отраженные в нек-рых сутрах, традиционно считающихся махаянистскими (напр., «Сутра о Вималакирти», см. «Вэймоцзе со шо цзин»). Т.о., к первому типу буд. учения относится Малая колесница и нек-рые доктрины «временной Великой колесницы» — самые простые и доступные, к-рые Будда проповедовал во 2-й и 3-й периоды своей деятельности в человеческом мире.
 
б) «Учение [о Дхарме] проникновения» (тун цзяо). Свод учений, благодаря к-рым «проникают» на более высокие уровни «временной Великой колесницы». В частности, к ним относятся доктрины о «невозникновении» и «неисчезновении», о «пустоте» (правда, в интерпретации переходных школ), о прохождении Пути бодхисаттвы, состоящего из пяти этапов по «десять ступеней» в каждом, для достижения состояния будды. Учения этого типа содержатся в проповедях Будды в 3-й и 4-й периоды.
 
в) «Учение об особой [Дхарме]» (бэ цзяо). Чжи-и в «Сокровенном смысле Сутры о цветке лотоса чудесной Дхармы» отметил 8 причин, почему он назвал ряд буддийских доктрин «особыми». Гл. из них: эти учения могут постичь только бодхисаттвы, «особыми» являются доктрины виджнянавады — второго ведущего направления махаяны (позже на них будет строиться учение школы фасян, но во времена Чжи-и в Китае о них знали плохо), «особыми» являются мудрость, религ. практика и деяния бодхисаттв. Т.о., «особая [Дхарма]» — это учение о бодхисаттве, и не случайно, что в основу тяньтайский патриарх положил здесь подробное описание Пути бодхисаттвы к совершенному просветлению (52 ступени этого Пути и т.д.). Будда проповедовал это учение в 1, 3 и 4-й периоды.
 
г) «Учение [о Дхарме] круга» (юань цзяо). Круг символизирует законченность, совершенство. «Дхарма круга» — это учение Будды, запечатленное в «Сутре о цветке лотоса чудесной Дхармы». В нем не только открываются сокровенные истины о всеобщности спасения и вечности Будды, но и происходит своеобразный синтез остальных трех учений подобно тому, как в «едином Пути» синтезированы три др. «Пути» достижения состояния будды. Поэтому Чжи-и выделил в «Дхарме круга» два уровня. Первый составляют «совершенные учения», к-рые Будда проповедовал до «Лотосовой сутры», прежде всего доктрина о потенциальной возможности для любого живого существа стать буддой (тяньтайский патриарх называл их «ранним кругом»). Учения второго уровня («круг цветка Дхармы») — собственно тяньтайские доктрины. Поэтому считается, что «Дхарму круга» Шакьямуни проповедовал во все периоды своей деятельности в человеческом мире, за исключением второго.
 
Во второй группе «восьми учений» классифицируются методы приведения живых существ к просветлению.
 
а) «Учение о внезапном [методе]» (дунь цзяо). Этот метод предполагает внезапное (без предварительной подготовки и предупреждения) возвещение Буддой Шакьямуни своего учения. Примером использования этого метода является проповедь сразу же после просветления под деревом Бодхи. Кроме того, считается, что таким же образом Шакьямуни произнес перед уходом из человеческого мира «подтверждающую» проповедь, запечатленную в «Сутре о нирване».
 
б) «Учение о постепенном [методе]» (цзянь цзяо). Метод последоват. подготовки к пониманию сокровенных истин буд. учения. Этот метод Шакьямуни использовал во 2, 3 и 4-й периоды своей проповеднической деятельности, шаг за шагом открывая слушателям свои учения, к-рые составили Малую и «временную» Великую колесницы.
 
в) «Учение о тайном [методе]» (би ми цзяо). Иногда во 2, 3 и 4-й периоды своей проповеднической деятельности Шакьямуни возвещал учения, сообразуясь с врожденными способностями слушающих, заставляя каждого по-своему воспринимать одну и ту же проповедь, так что сказанное оставалось неизвестным (т.е. «тайным») для других.
 
г) «Учение о неопределенном [методе]» (бу дин цзяо). Метод проповеди «неисчислимому количеству» людей с различными способностями одновременно, когда невозможно выбрать к.-л. определ. набор приемов обращения. Будда пользовался этим методом во 2, 3 и 4-й периоды.
 
Уже из краткого описания доктрины «пяти периодов — восьми учений» видно, что Чжи-и и его последователи нашли для себя решение двух важнейших для каждой буд. школы проблем. Во-первых, они обосновали превосходство «священного писания» школы и соответственно тяньтайской догматики над всеми др. сутрами и учениями, поместив проповеди Будды, запечатленные в «Лотосовой сутре», в последний период его пребывания в человеческом мире. Во-вторых, все без исключения буд. доктрины были весьма органично увязаны в единую систему — Дхарму Будды (кит. Фо фа), в к-рой гл. место отводилось тяньтайскому учению.
 
Источники:
Кокуяку иссайкё. Миккё бу (Полное собрание сутр в переводах на японский язык. Раздел «Тайное учение»). Вып. 1–3. Токио, 1934.
 
Литература:
Игнатович А.Н. Буддийская философия периода Хэйан // Буддийская философия в средневековой Японии. М., 1998; Адзиа буккё си. Нихон хэн (История буддизма в Азии. Япония). Т. 2. Токио, 1972; Буккё дай дзитэн (Большой буддийский толковый словарь). Токио, 1988; Буккё кайдан дзитэн (Словарь буддийских текстов). Токио, 1974; Ch’en K. Buddhism in China. Princ., 1964; Hurvitz L. Chih-i. An Introduction to the Life and Ideas of a Chinese Buddhist monk. Brux., 1962; Stevenson D. The Four Kinds of Samadhi in Early T’ien-t’ai Buddhism // Traditions of Meditation in Chinese Buddhism / Ed. by P. Gregory. Honolulu, 1986.
 
По материалам А.Н. Игнатовича

Ст. опубл. с некот. изм.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 633-636.

Автор:
 
© Copyright 2009-2019. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.