Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


У фу

«Пять [условий/проявлений/видов] счастья». Ценностные ориентиры, передающие представления о счастье, свойственные кит. культуре. Впервые сформулированы в трактате «Хун фань» («Великий образец», «Великий закон»), вошедшем в состав «Шу цзина» («Канон [исторических, документальных] писаний»), одной из конф. канонич. книг конф. «Транадцатиканония» («Ши сань цзин»). Это: шоу [2] — долголетие, фу [6] — благосостояние/богатство, кан нин — «здоровье и безмятежность», что означает пребывание человека в хорошей физич. форме и в состоянии внутр. безмятежности; шоу хао дэ — «довольствование благими качествами», т.е. следование морально-этич. регламентациям и совершение благонравных деяний; лао чжун мин — «достижение старости и естеств. кончины» (или као чжун мин, «жизнь до конца, отпущенного судьбою»), что означает пожелание избежать преждевременной и насильственной смерти (в бою, пасть жертвой убийцы, быть казненным и т.д.; см. Мин [1]). Неск. др. вариант набора у фу дается в трактате «Хуань-цзы синь лунь» («Новые беседы учителя Хуаня») Хуань Таня (43 до н.э. — 28 н.э). Это: шоу [2], фу [6], гуй [5] — «знатность», категория, включающая в себя и успешную служебную карьеру (лу [1]), ань лэ («спокойствие и радость»), что означает не только душевный покой человека, но и его пребывание в мире и согласии с окружающими людьми, а также семейное счастье и мир в стране, и цзы сунь чжун до — «множество сыновей и внуков».
 
«Пять [условий] счастья» так и остались гл. ценностными ориентирами китайцев, а их образные воплощения составляют значительную часть традиц. кит. художеств. образности. У фу передаются, прежде всего, спец. «счастливыми иероглифами»: фу [8] — «счастье», фу [6] — «богатство», си [6] — «радость», «радостное событие», шоу [2] — «долголетие» и лу — «служебная карьера». Эти иероглифы воспроизводятся в различных графич. вариациях, нередко образуя развернутые графич. композиции, и составляют лексич. формулы (типа афоризмов) благопожелательного содержания. К наиболее популярным графич. комбинациям относятся узоры шуан си («двойная радость»), состоящий из двух стилизованных иероглифов си [6] и служащий символом семейного счастья и свадебной эмблемой, и юань шоу («круглое долголетие»), в к-ром иероглиф шоу обычно вписывался в круг. К числу самых распространенных благопожелательных формул относятся: шоу би нань шань («долголетие как Южные горы»), фу жу дун хай («счастье словно Восточное море»), шоу шань фу хай («долголетие [словно] горы, счастье [словно] море»).
 
Существует также огромное число художеств. образов, передающих у фу. Наиболее популярен образ летучей мыши: иероглиф фу [9] и фонетически (омоним), и графически (за исключением одной графемы) совпадает со словами «счастье» и «благосостояние». Пять летучих мышей могут изображаться порознь, как бы сплетенными в круг, или во множестве парящими среди облаков. Символами шоу [2] являются также изображения сосны (вечнозеленое растение), плодов персика, журавля с красной шапочкой на голове (оба этих образа проистекают уже от более поздних мифологич. представлений). Служебная карьера передается через изображения «цветка знатности» пиона (мудань) и оленя (лу [2]). Символами супружеского счастья и многочисл. потомства служат цветы с множеством лепестков (в т.ч. лотос), плоды граната (множество зерен), образы рыб.
 
Персонификацией у фу являются божества счастья, к-рых первоначально было пять: Сань шэнь — Три бога счастья, Си-шэнь — Бог счастливых событий, и Цай-шэнь — Бог богатства, впоследствии ставший самостоят. божеством.
 
Источники:
Хуань Тань. Хуань-цзы синь лунь (Новые беседы учителя Хуаня) // Цюань шан гу Сань дай Цинь Хань Сань-го Лю-чао вэнь (Полное собрание прозы-вэнь, начиная с глубокой древности и периодов Трех династий, Цинь, Хань, Троецарствия и Шести династий). Т. 1 / Сост. Янь Кэ-цзюнь. Пекин, 1987, с. 544–552; Шу цзин цзи чжуань (Комплексная версия «Канона исторических писаний») / Коммент. Цай Шэнь // Сы шу у цзин (Четверокнижие и Пятиканоние). Т. 1. Тяньцзинь, 1989, с. 79; Древнекитайская философия. Т. 1. М., 1972, с. 111; Legge J. The Shu King, or Book of Historical Documents (Repr.). L., 2003, p. 116.
 
Литература:
Вильямс К.А. Энциклопедия китайских символов. М., 2001; Кравцова М.Е. История искусства Китая: Уч. пос. СПб., 2004, с. 358; Williams C. Encyclopedia of Chinese Symbolism and Art Motives. N.Y., 1960.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 631-632.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

История основных историко-культурных зон Восточной Азии в Х–I тыс. до н.э. в первом томе «Истории Китая»: подходы и концепции
О статье Е.Ф. Баялиевой «Правовые аспекты обращения бумажных денег в юаньском Китае»
Частотный иероглифический словарь классических китайских текстов и его использование в тематическом и жанровом анализе
Дневники В.М. Алексеева в «Синологической картотеке» учёного
История перевода Нового Завета на китайский язык свт. Гурием Карповым


© Copyright 2009-2018. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.