Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


У сэ

«пять цветов». Нормативная для кит. культуры хроматическая гамма, имеющая космологич. семантику. Все входящие в нее цвета являются символич. обозначениями пространственно-временных зон, образующих пятичленную космологич. модель. Это: хуан [3] («желтый»), цин [4] («зеленый, сине-зеленый»), хун [4] («красный»), бай [3] («белый») и хэй («черный») — цвета, к-рые соотносятся соответственно с Центром, Востоком, Югом, Западом и Севером. Гамма у сэ начала складываться уже в XIV–XI вв. до н.э., о чем свидетельствуют находки спец. приборов для красок — тулу. Это бронзовые предметы квадратной формы с четырьмя углублениями по углам, дополненными в нек-рых случаях круглым отверстием посередине. В углублениях сохранились остатки красок, достаточные для проведения химич. анализа по их реконструкции.
 
Цвета у сэ обязаны своим происхождением культурным и естественно-географич. реалиям древнего Китая. Желтый цвет передает лёссовые почвы, являющиеся гл. природной особенностью р-нов бассейна Хуанхэ, с к-рыми ассоциируется Центр. Цвет цин [4], передающий и зеленые, и синие цвета, восходит к цвету растительности, что совпадает и с его космологич. семантикой (цвет Востока и весны), и с древнекит. естеств. реалиями (девственные лесные массивы в р-не нижнего течения Хуанхэ, пров. Шаньдун). Цвет хун [4], как и в культуре многих народов мира, ассоциируется с солнцем и огнем. Не исключено также, что в нем заложены знания древних китайцев о почвах-красноземах, характерных для природы южн. регионов Китая (р-ны р. Янцзы). По поводу происхожде-ния цвета бай [3] существует неск. т. зр. Предполагается, что он восходит либо к цвету рисовых зерен (осенний урожай), либо к снежным вершинам гор, образующих Тибето-Цинхайское нагорье, к-рое находится к западу от собственно Китая. Цвет хэй несомненно возводится к воде, конкретно — к уходящему вдаль потоку Хуанхэ, делающей луку к северу (сев.-западу) от центр. регионов Китая (Великой Китайской равнины).
 
Все цвета-сэ являются родовым цветами, включающими в себя целые хроматич. ряды. Их колористические значения далеко не всегда совпадают с принятыми в европ. иск-ве, а потому переводы оригинальных терминов условны. Каждый родовой и вспомогат. по отношению к нему цвет имеет, как правило, неск. различных и порою взаимоисключающих значений, которые происходят от разных верований и идеологич. систем (даосизм, буддизм).
 
Желтый цвет, во-первых, символизирует кит. государственность и, при империи Цинь (1644–1911), имперскую власть. В таком значении он входит в титул Хуан-ди (Желтый владыка/император). Во-вторых, этот цвет служит обозначением (через его ассоциации с землей) смерти и мира мертвых: хуан ту («желтая земля») — образный синоним могильного холма, Хуанцюань («Желтый источник») — одно из названий подземного мира мертвых. В поэзии (пейзажная лирика) и живописи (пейзаж) хуан [3] соотносится с цветом осенней, увядающей, растительности и выступает знаком осени как конца года и старости человека. Совершенно иное происхождение имеет буд. желтый цвет (цвет облачения монашествующих). Он восходит к одеянию (кашья, «лоскутная ряса») странствующих аскетов (шраманов). Оно должно было быть сшитым из лоскутков выброшенной одежды, настолько ветхой, застиранной и выцветшей, что ее остатки приобретали однотонный грязно-желтый цвет.
 
В «желтом» хроматич. ряду особо выделяются три оттенка: минхуан («ярко-желтый»), синхуан («абрикосово-желтый») и цзиньхуан («золотисто-желтый»), к-рые при Цин служили ранговыми цветами — соответственно императора, наследника престола и принцев крови.
 
Цвет хун  полагается исходно цветом свежей (но густой и обильно текущей) крови. «Красный» хроматич. ряд включает в себя след. осн. цвета и оттенки: чи [4], к-рый может передавать алый, рыжий и бурый цвета и нередко выступает смысловым заместителем хун [4]; чжу [7] (багряный), дань [3] (киноварный), цзян [2] (вишневый темно-красного оттенка), цзоу (бледно-вишневый), цзы [4] (пурпурный) прилагается ко всей гамме пурпурно-лиловых тонов, включая собственно пурпурный, фиолетовый и лиловый цвета.
 
Все «красные» цвета имеют неск. символич. значений. Во-первых, они являются непременным атрибутом гос. власти и ранговыми цветами знати. Цзы цюэ («пурпурные хоромы») — имп. резиденция, цзы гай («пурпурный балдахин») — балдахин над имп. колесницей. В цвета цзы [4] и чжу [7] в различные эпохи окрашивались те или иные детали офиц. костюма аристократов и сановников (шелковые шнуры, обувь). В эпоху Мин (1368–1644) «красный» цвет был гос. символом: правящий дом, имея фамильный знак Чжу (Багряный), считал себя находящимся в магич. связи с Югом и под покровительством стихии огня.
 
Во-вторых, «красный» цвет олицетворяет радостные события (рудимент осмысления Юга как сакральной части света). Пример — его использование в разного рода обрядах, новогодних и др. праздниках.
 
В-третьих, он имеет прочные связи с культом плодородия, женственности и свадебной обрядностью: хун ши («красное событие») — «свадьба». В традиц. Китае одеяния жениха и невесты и все свадебные атрибуты были исключительно красного цвета. Хун лоу («красная башня») — женские покои, хун и («красное платье») — женское одеяние, хун нюй («красная женщина») — красавица. Аналогичную символику (ассоциации с солнцем, культом плодородия, женщиной и женской красотой) красный цвет имел у многих народов мира, в т.ч. у славян.
 
В натурфилос. символике «красный», напротив, является символом мужского начала ян (см. Инь - ян).
 
Особое место цвета чжу [7], чи [4] и цзян [2] занимают в религ.-мифологич. даос.-религ. образности, служа опознавательным знаком существ и предметов, принадлежащих к высшему (чудесному) миру: Чжу-янь («Багряная ласточка») — волшебная птица, бывшая, возможно, древним тотемом; чжу ци («багряный скакун») — конь, обладающий сверхъестеств. свойствами, Чишуй («Красная река») — одна из волшебных рек, текущих у подножия волшебных гор Куньлунь, цзян и («вишневые одеяния») — облачение духов. В даос.-религ. образности ведущее место принадлежит цвету дань [3], отождествляемому с киноварью (сульфид ртути), одним из важнейших химич. ингредиентов снадобий бессмертия. Через дань [3] определяются оба направления, составляющие даос. религ. традицию (см. Даосизм): вай дань («внешняя киноварь») — т.наз. внешняя алхимия, нэй дань («внутренняя киноварь») — внутренняя алхимия, а также даос. трактаты, например дань цзы («киноварные письмена»). В кит.-буд. традиции особое значение придавалось цвету цзы [4] как «пурпурному», в к-рый начиная с эпохи Тан (618–906) окрашивались одеяния высших церковных иерархов.
 
«Восточный» хроматич. ряд охватывает всю гамму зеленых и синих цветов, а также, частично, серый и черный цвета (в последнем случае с синим или зеленым отливом). Его опорными цветами являются: люй [3] («зеленый») применительно к растительности (листья, трава, иглы вечнозеленых деревьев), но использующийся и для обозначения черных волос. Сине-голубые цвета: ши цин («темно-синий», «кубовый»), лань [1] («индиго»), цан [4] и цан [3], передающие темно-голубой, синий, лазоревый и зелено-голубой цвета. Но первый (с графемой «вода») прилагается исключительно к воде, а др. — к растительности и к волосам или шерсти животных, передавая в этом случае сизый цвет. Цвета бирюзовой гаммы: би [4] — бирюзовый, изумрудный, передающий все цвета и оттенки, свойственные природной бирюзе; фэйцуй — особый цвет, передающий окраску оперенья зимородка. Цвета собственно зеленой гаммы, помимо ассоциаций с растительностью, олицетворяют стихию воды и женское космич. начало (инь) (см. Инь - ян). Любые их сочетания с красным цветом, напр. красные бутоны среди зеленой листвы, имеют эротическую символику. Цвета сине-голубой гаммы обычно передают небо (тянь [1]) и небесный простор.
 
Белый цвет, вследствие ассоциаций Запада со смертью и насилием (см. Представления о верховной власти и правителе), является траурным цветом. Исключение составляет даос. образность, в к-рой бай [3] передает идею пустотности как определяющего свойства дао и олицетворяет чистоту его постижения-наития и духовных исканий личности. В даос. религ. традиции он служит символом мужского начала (цвет спермы). Для бай [3] тоже существует достаточно пространный хроматич. ряд. Его важнейшие цвета — юэ бай («лунно-белый») — цвет ритуальных одеяний, использовавшихся при Цин во время жертвоприношений на Алтаре Земли, и цин бай («чистый белый») — символ внутр. совершенства и человека, и природных реалий.
 
Цвет хэй, вслед за символикой Севера, ассоциируется с ученостью и образованием, стал (хотя и в неск. вариантах — сине-черный, темно-коричневый) общепринятым цветом для костюмов ученого-книжника, наставника и учащихся. Гл. цветом «черного» хроматич. ряда является сюань — черный цвет с красноватым отливом, служащий знаком всех тех явлений и сущностей, к-рые определяются как сюань («таинственное», «сокровенное»; см. Дун-сюань, Сюань-нюй, Сюань-сюэ).
 
Литература:
Кравцова М.Е. История искусства Китая: Уч. пос. СПб., 2004, с. 365–368; Сычев Л.Д. Космологическая символика древних китайцев // Сычев Л.Д., Сычев В.Л. Китайский костюм: символика, история, трактовка в литературе и искусстве. М., 1975. Williams C. Encyclopedia of Chinese Symbolism and Art Motives. N.Y., 1960.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 627-629.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

История основных историко-культурных зон Восточной Азии в Х–I тыс. до н.э. в первом томе «Истории Китая»: подходы и концепции
О статье Е.Ф. Баялиевой «Правовые аспекты обращения бумажных денег в юаньском Китае»
Частотный иероглифический словарь классических китайских текстов и его использование в тематическом и жанровом анализе
Дневники В.М. Алексеева в «Синологической картотеке» учёного
История перевода Нового Завета на китайский язык свт. Гурием Карповым


© Copyright 2009-2018. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.