Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


У Цзун-юань

武宗元, У Цзун-дао 武宗道, У Цзун-чжи 武總之. Год рождения неизвестен, г. Байбо 白波 (совр. г. Мэнцзинь 孟津, пров. Хэнань), - 1050. Один из крупнейших мастеров живописи на религиозные темы эпохи Северная Сун (Бэй Сун, 960-1127).
 
О жизни У Цзун-юаня известно лишь, что он служил секретарем в Приказе по заведованию охотничьими угодьями и заповедниками (Юй-цао 虞曹). Бывший, видимо, самодеятельными художником, он работал как в станковой, так и в монументальной живописи, создавая произведения на буддийские, даосские темы и в жанре гуй-шэнь 鬼神. Согласно письменным источникам, еще 17-летним юношей У Цзун-юань расписал кумирню легендарного основоположника даосизмаЛао-цзы 老子, воздвигнутую в горах Бэйманьшан 北邙山 (вблизи совр. г. Лоян, пров. Хэнань), чем привлек к себе внимание ценителей живописи. В знаменитом трактате по истории живописи «Тухуа цзянь вэнь чжи» 圖畫見問志 («Записки о живописи: что видел и слышал») Го Жо-сюя 郭若虛 (XI в.) упоминается еще одна его храмовая стенопись - «Тридцать шесть владык Неба», вызвавшая восхищение самого императора Чжэнь-цзуна 真宗 (998-1022). Материальным свидетельством творческой манеры У Цзун-юаня и особенностей гуй-шэнь в его исполнении выступает свиток «Чао юань сянь чжан ту» 朝元仙仗圖 («Свита прародителя династии, [состоящая из] бессмертных», 57,8х789,5 см, шелк, тушь. Музей Гугун, г. Пекин), скопированный со стенописной картины из Зала Трех Наичистейших (Саньцин-дянь 三清殿) даосского храма Юнлэ-гун 永樂宮. На свитке показан Нефритовый император (Юй-хуан шан-ди 玉皇上帝, см. Юй-ди) - исходно персонаж даосского пантеона, провозглашенный при Чжэнь-цзуне божественным предком августейшей фамилии (дома Чжао ). Нефритового императора сопровождает 87 божеств - облаченные в пышных одеяния, стилизующие парадно-ритуальный костюм монарха и сановников, они образуют торжественно-великолепную процессию.
 
В современном искусствоведении У Цзун-юань признан выдающимся мастером гуй-шэнь, продолжившим стилистическую традицию жэнь-у, заданную творчеством знаменитого художника эпохи Тан (816-906) – У Дао-цзы.
 
Источники:
Го Жо-сюй. Записки о живописи: что видел и слышал / Пер. с кит. и коммент. К. Ф. Самосюк. М., 1978; Lachman Ch. (tr.) Evaluations of Sung Dynasty Painters of Renown: Liu Tao-ch’un’s Sung-ch’ao ming-hua p’ing Translated with an Introduction by Charles Lachman. Leiden-N.Y., 1989.
 
Литература:
Чжунго и хай (Море китайского искусства). Шанхай, 1994; Чжунго мэйшу да цыдянь (Энциклопедический словарь искусства Китая) / Под ред. Шэнь Жоу-цзяня, Шао Ло-яна. Шанхай, 2002; У Цзун-юань ба ши ци шэнь сянь цзюань (Свиток У Цзун-юаня [с изображениями] 87 божеств и бессмертных). Пекин, 1939. Lancman E. Chinese Portraiture. Tokyo. 1966. С. 92-93; Siren O. Chinese Painting. Leading Masters and Principles. Vol. 1. L., 1958.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с. С. 735.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Россия и Китай: XI международная конференция в Казани
Ян Цзиннянь и современный перевод «Богатства народов» на китайский язык
О первом томе 10-томной «Истории Китая»
История основных историко-культурных зон Восточной Азии в Х–I тыс. до н.э. в первом томе «Истории Китая»: подходы и концепции
О статье Е.Ф. Баялиевой «Правовые аспекты обращения бумажных денег в юаньском Китае»


© Copyright 2009-2018. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.