Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Сяо шэн

小乘, санскр. хинаяна — «Малая колесница». Под этим названием последователи махаяны (да шэн) объединяли течения буддизма, оформившиеся на раннем этапе его становления. Сами приверженцы хинаяны этого названия не признают и считают его оскорбительным. Тем не менее термин «хинаяна» широко употребляется в буддологич. лит-ре, где негативный смысл в него не вкладывается. В Европ. лит-ре вместо термина «хинаяна» часто употребляется назв. одной из ранних школ — «тхеравада». В истории буддизма оно служило общим обозначением консервативного направления (тхеравада — букв. «учение старейшин»), сложившегося после первого раскола в буд. сангхе (сэн). В дальнейшем тхеравадой стала называться одна из школ этого направления, сохранившаяся до наст. времени в Юго-Восточной Азии.
 
Согласно древнеинд. религ. воззрениям, живое существо вечно вращается в «круге перерождений», к-рый очень широк — от обитателей ада, ввергнутых в непрерывные мучения, до божеств высших небес, освободившихся от материальных тел и пребывающих в состоянии блаженства. В хинаяне, в отличие от других инд. религ. учений, со страданием (санскр. духкха, кит. ку), т.е. с «недолжным» бытием, безоговорочно отождествляется любая форма существования человека (даже если субъективно он этого и не осознает). В качестве освобождения предлагается достижение состояния нирваны (букв. — затихание, угасание, успокоение; см. Непань), что трактуется как абс. смерть, полное небытие. Это принципиально важное догматич. положение хинаяны выражается в «четырех благородных истинах» (см. Сы ди) и обосновывается философски.
 
В системе хинаяны было создано учение о дхармах (фа [1]), неких неисчислимых трансцендентных сущностях, сочетание «волнений» к-рых конституирует восприятие живым существом самого себя и окружающего мира.
 
В филос. учениях школ хинаяны дхармы представлены в качестве первичных элементов бытия и психофизич. элементов жизнедеятельности человека. Дхарма — это некая единичная (и единственная) истинно реальная сущность, «не рождающаяся» и «не исчезающая». Число дхарм бесконечно велико, и каждая является носителем определенного качеств. признака. Все живущее в мире состоит из дхарм, находящихся в постоянном движении. Человеческое Я рассматривалось как совокупное функционирование определ. дхарм, а жизнь — как отражение их пульсации в сознании живых существ. Человек воспринимает мир как бы сквозь призму своих ощущений, но они не есть результат субъективных представлений индивида, а объективный факт, следствие волнения дхарм. Поэтому, согласно философии хинаяны, феноменальный мир есть иллюзия, к-рая существует объективно. В буд. мировосприятии различаются два уровня реальности: «чистая реальность» — поток дхарм и «феноменальная реальность» — то, что окружает человека в повседневной жизни. «Феноменальная реальность» состоит из объективированных образов, возникающих в сознании человека под воздействием «чистой реальности» на его органы чувств. Поэтому эта реальность — обусловленная, неподлинная и иллюзорная.
 
В вайбхашике (одной из осн. школ раннего буддизма) дхармы рассматривались как вечно существующие реальности, к-рые функционируют, действуют в моментах, при этом сами они как таковые в момент не входят (т.е. бытие «дхарм» не проявляется в моментах). Следовательно, сущность дхарм остается вне эмпирического, к-рое является как бы проекцией, эманацией истинно-сущего. Вайбхашики понимали истинно-сущее как множественность дхарм, неких вечно существующих реальностей (дхармы тождественны истинно-сущему).
 
Саутрантики в отличие от вайбхашиков считали, что сами дхармы как таковые входят в момент (бытие «дхарм» проявляется именно в моментах). В мгновенном элементе имеется сама абсолютная реальность, именно момент и есть реальность. Иными словами, оно утверждали бытие «дхарм» лишь в момент их проявления. Т.о., истинно-сущее представлялось как бы имманентным по отношению к эмпирическому.
 
Человеческая жизнь в системе хинаяны в целом предстает как поток, как временное сочетание безначальных и бесконечных составных частей. Каждая часть, каждый элемент этого потока, в свою очередь, рассматривается как «цепь моментов», как «цепь мгновенных действий». Поток человеческой жизни беспрестанно меняет свой состав то более, то менее существенно, но смена происходит так быстро, что сам процесс смены остается незаметным. Иными словами, эмпирич. бытие предстает как поток ежемгновенно сменяющихся мгновенных элементов. Поэтому человеческое существование не содержит в себе ничего постоянного.
 
В то же время преходящесть, изменчивость эмпирич. мира непосредственно связана с безначальным и вечным волнением дхарм. Подверженность человеческой жизни внеш. изменениям есть та данность, через к-рую прежде всего познается страдание. Именно поэтому страдание определяется не как оппозиция счастью, а как отсутствие постоянства и устойчивости.
 
Для объяснения причин «волнения» тех или иных дхарм и их сочетаний в хинаяне была разработана детальная теория «причинности» (причинно-зависимого возникновения, санскр. пратитья-самутпада).
 
В своем земном существовании каждый отд. индивид испытывает определенную долю страдания. Эта доля находится в зависимости от кармы (см. е [1]), т.е. содеянного в прошлом рождении: каждая данная единичная жизнь связана с предыдущей, в к-рой коренятся и причины того, что данный человек страдает именно так, а не иначе.
 
Происходит это вследствие того, что единичная жизнь представляет собой не что иное, как врéменное сочетание безначальных и бесконечных составных частей. Это как бы лента, сотканная на определ. отрезке времени из безначальных и бесконечных нитей. Жизнь тем самым — это некий узор, смерть же — распадение узора, распутывание нитей и соединение их в ленту с новым узором. В представлениях последователей хинаяны человеческая жизнь не есть нечто, завершающееся смертью, но лишь предпосылка новых рождений в мире, где господствует цепь причин и следствий.
 
Освобождением от страданий является прерывание процесса «переплетения нитей», или «успокоение» дхарм, к-рое постигается с помощью правильных с буд. т. зр. трех видов деяний (поступков, слов и мыслей). Царевич Сиддхартха (исторический Будда Шакьямуни) обрел «просветление» «механизма» бытия, метода «успокоения» дхарм, поведал о нем своим ученикам и первым из людей прервал «цепь перерождений» (круг сансары, кит. лунь хуй), показав т.н. благородный восьмеричный Путь», ведущий к освобождению.
 
По пути к освобождению живое существо должно следовать без чьей-либо помощи. При этом возможность выйти из круга перерождений признавалась только у монахов (бхикшу). Мирские последователи учения Будды должны были, «накопив» добродетели в нынешней и ближайших жизнях, гл. обр. благодаря поддержке монашеской общины, в последующих перерождениях стать бхикшу и уже в этом статусе стремиться к окончательному «успокоению дхарм». Именно такое понимание методов освобождения, спасения и дало основание позднейшим буддистам, придерживавшимся принципиально иной т. зр. на этот счет, назвать буд. учение этого типа «Малой колесницей».
 
Литература:
Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1987; он же. Список терминов и понятий // Сутра о бесчисленных значениях. Сутра о цветке лотоса чудесной дхармы. Сутра о постижении деяний и дхармы бодхисаттвы Всеобъемлющая Мудрость / Пер. с кит., коммент. и подгот. изд. А.Н. Игнатовича. М., 1998; Лысенко В.Г. Ранняя буддийская философия // Лысенко В.Г., Терентьев А.А., Шохин В.К. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма.М., 1994; Розенберг О.О. Труды по буддизму. М., 1991; Торчинов Е.А. Введение в буддологию. М., 2000; Буккё кайдан дзитэн (Словарь буддийских текстов). Токио, 1977; Ивамото Ю. Индо буккё то хоккэ кё (Индийский буддизм и Сутра о Цветке Дхармы). Токио, 1984; Фо-сюэ да цыдянь (Большой словарь по буддизму). Пекин, 1984; Хуа Чаньхуа. Фоц-зяо гэ цзун даи (Главные идеи каждой буддийской школы). Тайбэй, 1973; Introduction to the Buddhist Canon. 139 Buddhist Scriptures. Tokyo, 1984.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 597-598.
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Северная граница тангутского государства Си Ся по данным археологических и письменных источников
Император Китая в хакасской степи
К истории изучения чуских строф в советском китаеведении: 1950-1980-е годы
Тангутская империя на Шёлковом пути: из пучины забвения
Герои и сокровища нехоженых троп Восточного Туркестана


© Copyright 2009-2019. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.