Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Сюй Фу-гуань

徐復觀, 1903, Сишуй пров. Хубэй, — 1982, Сянган. Историк кит. филос. и общественно-политич. мысли, представитель нового конфуцианства. В 1920 поступил в педагогич. ин-т в Учане. В 1926 присоединился к 7-й Народно-революц. армии, участвовавшей в Сев. походе. В 1928–1931 жил в Японии, изучал экономику, затем прошел курс военного училища. Вернувшись на родину в 1931, служил в гоминьдановских войсках, был командиром полка, командовал округом. После ухода в 1947 в отставку возглавил в Нанкине ежемесячник «Сюэ юань» («Истоки учения»). После отъезда из Китая в мае 1949 создал в Сянгане (Гонконге) журн. «Миньчжу пинлунь» («Демократическое обозрение»), выходивший до авг. 1966. В журн., пропагандировавшем возрождение кит. культуры и «нац. самоидентичности», печатались многие представители нового конфуцианства. В 50-х гг. преподавал в Сельскохозяйств. академии в Тайчжуне (Тайвань), был проф. и деканом ф-та кит. яз. Ун-та Дунхай. После выхода на пенсию в 1969 преподавал в Кит. ун-те и Ин-те Новой Азии (Сянган).
 
Сюй Фу-гуань не пытался построить собств. культурно-филос. систему, поставив своей целью совр. прочтение кит. традиц. культуры. Значительное внимание Сюй Фу-гуаня к критич. осмыслению традиции авторитарной политич. власти императора дает основания охарактеризовать его как представителя либерального крыла в новом конфуцианстве. Сам Сюй Фу-гуань определял свою позицию как «гуманитарный либерализм» (жэньвэньчжуи ды цзыючжи). Он полемизировал с Цянь My, представлявшим традиц. имперскую систему как своего рода просвещенный абсолютизм, неотъемлемый от историч. достижений Китая в сфере культуры. Вместе с тем Сюй Фу-гуань подчеркнуто отмежевывался от либерального «движения за новую культуру», распространявшего критику монархии на конф. традицию в целом.
 
Особый интерес Сюй Фу-гуань проявлял к исследованию кит. мысли доциньского периода (до 221 до н.э.) и эпохи Хань (III в. до н.э. — III в. н.э.). Как и др. новые конфуцианцы, усматривал выражение конф. «протодемократич.» идеалов в доциньских и неоконф. учениях о природе человека (см. Син [1]). Считал, что идущая от Мэн-цзы (IV–III вв. до н.э.) демократич. ориентация конф. мысли была извращена давлением политич. власти, призывал к восстановлению «изнач. демократич. духа» кит. культуры. Подобно Тан Цзюнь-и, Сюй Фу-гуань усматривал возможность идеальной мировоззренч. опоры в «горестно-страдающем сознании», понимаемом как специфич. особенность традиц. кит. менталитета, коренящаяся в чувстве ответственности и корреспондирующая с психологич. состоянием «преодоления трудностей». В 1958 совместно с Тан Цзюнь-и, Моу Цзун-санем и Чжан Цзюнь-маем опубликовал «Манифест китайской культуры людям мира», выражающий позицию нового конфуцианства относительно взаимодействия кит. и мировой культур.
 
Осн. соч. Сюй Фу-гуаня — «Лян Хань сысян ши» («История мысли эпохи двух Хань»), дополнения к нему — «Чжунго цзин сюэ ши ды цзичу» («Основы истории изучения канонов в Китае»), «Чжунго сысян ши луньцзи» («Сборник статей по истории китайской мысли»).
 
Источники:
Сюй Фу-гуань. Сян-шань сюэхэн (Ученость [Лу] Сян-шаня). Сянган, 1955; он же. Сюэшу юй чжэнчжи чжи цзянь (Между ученостью и политикой). Тайчжун, 1957; он же. Чжунго сысян ши луньцзи (Сборник статей по истории китайской мысли). Тайчжун, 1959; он же. Чжунго ишу цзиншэнь (Дух китайского искусства). Тайчжун, 1966; Сюй Фу-гуань луньвэнь лу (Сборник статей Сюй Фу-гуаня). Т. 1–4. Тайбэй, 1971; он же. Чжоу Цинь Хань чжэнчжи шэхуэй цзегоу чжи яньцзю (Исследование политических и социальных структур династий Чжоу, Цинь и Хань). Сянган, 1972; он же. Лян Хань сысян ши (История мысли эпохи двух Хань). Сянган, 1975; он же. Сянь Цинь пянь (Доциньский период) // Чжунго жэньсин лунь ши (История китайских учений о природе человека). Тайбэй, 1987.
 
Литература:
Вэй Чжэн-тун. И чуаньтунчжуи вэй дао, и цзыючжуи лунь чжэн (С позиции традиции защищая учение, с позиции либерализма рассуждая о политике) // Чжунго луньтан. Тайбэй, 10.10.1986; Чжэн Цзя-дун. Сяньдай синь жу-сюэ гайлунь (Очерк современного конфуцианства). Наньнин, 1990.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 409-410.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

К истории изучения чуских строф в советском китаеведении: 1950-1980-е годы
Тангутская империя на Шёлковом пути: из пучины забвения
Герои и сокровища нехоженых троп Восточного Туркестана
Ли Сюэ-цинь
Транспортный комплекс КНР превратился в инструмент ускорения социально-экономического развития Китая


© Copyright 2009-2019. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.