Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Сюй Си

徐熙. Годы жизни неизвестны. Один из крупнейших живописцев эпохи Пяти династий (У-дай 五代, 906-960) и основоположников жанра «цветы и птицы» - хуа-няо (хуа) 華鳥 (畫), «живопись/изображения цветов и птиц».
 
Сведения о жизни Сюй Си исчерпываются сообщениями, что он был уроженцем юго-восточного или южного (г. Чжунлин 鐘陵, совр. пров. Цзянси) Китая и подданным царства Южное Тан (Нань Тан 南唐, 937-975, на территории совр. пров. Цзянсу), где обитал в  уединении. По словам Го Жо-сюя 郭若虛 (XI в.), автора знаменитого трактата «Тухуа цзянь вэнь чжи» 圖畫見問志 («Записки о живописи: что видел и слышал»), «со стремлениями возвышенными и независимыми,… чаще всего писал то, что было по берегам рек и озер: дикий бамбук, водоплавающих птиц и рыб в глубинах вод» (пер. К. Ф. Самосюк). Отшельнический образ жизни Сюй Си не препятствовал ни его творческой активности, ни его известности: в трактате начала XII в. «Сюань-хэ хуапу» 宣和畫譜 («Каталог живописи [периода правления под девизом] Сюань-хэ») перечисляются 249 его работ, в дальнейшем утраченных.
 
В китайской традиционной эстетической мысли и в современном искусствоведении общепринята точка зрения, что Сюй Си является основоположником отдельного стилистического варианта хуа-няо, принципиально отличающегося от манеры другого зачинателя этого жанра - Хуан Цюаня. В противоположность «стилю Хуана», отмеченному тщательностью письма и декоративностью композиций и поэтому получившему прозвание фу-гуй  富貴, («[стиль] богатства и знатности»), живописи Сюй Си была присуща эскизность рисунка и приглушенная колористическая гамма. Известно, что он использовал светлые, прозрачные краски, дополняя ими тушевые контурные линии, либо вместо графического рисунка прибегал к выполняемым в способе «падающей туши» (ло-мо  落墨) размывкам, обозначая с их помощью форму изображений. Последний  способ, обходивший употребление контурных линий, означал введение в хуа-няо приемов т.наз. бескостного метода письма (мэйгу-хуа  沒骨畫). В трактате Го Жо-сюя подчеркивается особая элегантность живописи Сюй Си, в которой «перья и пух, форма и структура легки и изящны, а цвет неба сливается с цветом воды».
 
Названия картин, приписываемых Сюй Си в «Сюань-хэ хуапу», говорят о значительно большем тематическом разнообразии его творчества, чем это следует из характеристик, данных Го Жо-сюем. Выясняется, что любимыми сюжетами этого художника были лотосы, поднимающиеся из темной воды, опадающие в воду листья, пышные цветы магнолий, водяные птицы, цикады, бабочки. Важное место в живописи Сюй Си занимали композиции с изображением пионов (мудань 牡丹, 39 работ) и цветущих ветвей сливового дерева (мэйхуа  梅花, 4 работы), которые, возможно, способствовали формированию «живописи сливы» (мо-мэй  墨梅, «[цветущая] слива, [нарисованная] тушью») как отдельного тематического направления  внутри жанра «цветов и птиц».
 
Манера Сюй Си, образно названная впоследствии е–и  野逸, («устремления/помыслы [в] дикой пустоши»), далеко не сразу получила должное признание у художников и ценителей живописи по причине ее внешней простоты и безыскусности. Даже внук Сюй Сы - Сюй Чун-сы 徐崇嗣 (кон. X - нач. XII вв.), вошедший в круг признанных мастеров хуа-няо первой половины эпохи Северная Сун (Бэй Сун 北宋, 960-1127) и, видимо, весьма плодовитый художник, поскольку в «Сюань-хэ хуапу» перечисляются 142 его картины, отказался от творческих достижений деда, отдав предпочтение стилю Хуан Цюаня. По достоинству живопись Сюй Си смогли оценить только представители творческого объединения «художников-литераторов» (вэньжэнь хуа) – Су Ши  蘇軾 (Су Дун-по 蘇東坡, «Су с Восточной дамбы», 1036-1101) и Ми Фу, с восхищением отметивший в трактате «Хуа ши» 畫史 («История живописи»), что нарисованные Сюй Си цветы - словно живые и, кроме того, обладают столь уникальной внутренней энергией, что творения этого художника, в отличие от работ Хуан Цюаня, невозможно повторить.
 
В дальнейшем стилистические варианты хуа-няо, порожденные творчеством Хуан Цюаня и Сюй Си, составили две главные художественные линии этого жанра, совпадающие с генеральными для китайской живописи стилями письма - гун-би 工筆 («тщательная/прилежная/старательная кисть») и се-и 寫意 («писание идей/мыслей»). «Стиль Сюй Си», позволявший передать впечатление и настроение художника и допускавший самые смелые эксперименты в работе кистью, получил наибольшее распространение у самодеятельных живописцев, противопоставлявших себя мастерам академической школы. Его влияние очевидно в «чаньской живописи» (XII-XIII вв.), творчестве Сюй Вэя (1521-1593), Чжу Да (1625-1705), представителей плеяды «Восемь чудаков из Янчжоу» (Янчжоу ба гуай, XVIII в.), а также в «национальной живописи» (го хуа  國畫), которая, возникнув во второй половине XIX в., до сих пор играет значительную роль в китайском изобразительном искусстве.
 
Источники:
Го Жо-сюй. Записки о живописи: что видел и слышал/Пер. с кит. и коммент. К. Ф. Самосюк. М., 1978.
 
Литература:
Виноградова Н. А. Китайская пейзажная живопись. М., 1972; Кравцова М.Е. История искусства Китая. СПб, 2004; Чжунго и хай (Море китайского искусства). Шанхай, 1994; Чжунго мэйшу да цыдянь (Энциклопедический словарь искусства Китая)/Под ред. Шэнь Жоу-цзяня, Шао Ло-яна. Шанхай, 2002; Barnhart R. Peach Blossom Spring: Gardens and Flowers in Chinese Painting. N.Y.,1983; Bickford M. Ink Plum. The Making of a Chinese Scholar-Painting Genre. Cambridge, 1996; Gao Jiaping. The Expressive Act in Chinese Art: From Calligraphy to Painting. Stochholm, 1996; Laing E. J. The Development of Flower Depiction and the Origin of the Bird-and-Flower Genre in Chinese Art//Bulletin of the Museum of Far Eastern Antiquities. Stockholm. 64 (1992); Siren O. Chinese Painting. Leading Masters and Principles. Vol. 1-3. L., 1958.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

История основных историко-культурных зон Восточной Азии в Х–I тыс. до н.э. в первом томе «Истории Китая»: подходы и концепции
О статье Е.Ф. Баялиевой «Правовые аспекты обращения бумажных денег в юаньском Китае»
Частотный иероглифический словарь классических китайских текстов и его использование в тематическом и жанровом анализе
Дневники В.М. Алексеева в «Синологической картотеке» учёного
История перевода Нового Завета на китайский язык свт. Гурием Карповым


© Copyright 2009-2018. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.