Синология.Ру

Тематический раздел


Сюань-у

玄武 Темная воинственность, Сюань-у чжэнь-ди, Сюань-у шэн-цзюнь, Чжэнь-у. В китайской мифологии повелитель Севера. В астрологии Сюань-у — созвездие из семи звезд в северной части неба. Первоначально, видимо, Сюань-у представляли в виде зооморфной эмблемы стороны света — черепаха, обвитая змеей (совокупляющаяся с ней). Предположительно, этот образ связан с древними натурфилософскими представлениями о брачном союзе Земли и Неба. В старинных комментариях поясняется, что понятие сюань-у сложилось в связи с представлением о цвете сюань (цвет неба — черный с красным оттенком) и о черепахе как существе с панцирем-броней (отсюда у [2] – «воинственность»).
 
Черепаха, перевитая змеей, изображалась на сев. стороне погребальных сооружений (эпоха Хань, 206 до н.э. — 220 н.э.), а в более ранние времена — на черном флаге, к-рый во время походов несли позади войска. По-видимому, постепенно произошла контаминация образа повелителя севера Хэй-ди (Черный государь) древнекитайской мифологии с Сюань-у (в средние века Сюань-у именовался Сюань-тянь шан-ди – Верховный государь темного неба). С кон. X в. Сюань-у стал именоваться также Чжэнь-у (Истинная воинственность), поскольку знак сюань был табуирован, т.к. входил в личное имя государя.
 
Поскольку Север в соответствии с учением о пяти стихиях связан с водой, то Сюань-у стал считаться одновременно божеством воды. По нек-рым источникам, Сюань-у — это воплощение духа Хэй-ди. Владыку Севера обычно считали также правителем воды. В средние века Сюань-у представляли таким, каким он будто бы явился сунскому императору Хуй-цзуну: с важным прекрасным лицом, с распущенными волосами, ниспадающими на плечи, в черном халате, с золотой кольчугой и поясом, украшенным нефритом, с мечом в руке, но босым. Над головой — нимб. Обычно позади него рисовали оруженосца, держащего черный стяг, сам он стоит на черепахе, обвитой змеей, которая плывет по воде. В нек-рых местностях Сюань-у почтительно называли Бэй-е (Дедушка Севера, Господин Севера), а змею и черепаху — гэ — «братишки». Грозный обликом Сюань-у считался в народной традиции также изгонителем злых духов.
 
Сюань-у был включен в даос. пантеон. Согласно одному из даос. преданий, Сюань-у родился у жены князя страны Цзинлэго («страна чистой радости», цзин-лэ — буддийское понятие «рай», перенесенное здесь на землю) после того, как она во сне проглотила солнечный луч. Через 14 месяцев она родила мальчика, к-рый не пожелал наследовать престол отца, а решил посвятить себя самосовершенствованию и служению Юй-ди, поклявшись искоренить на земле всю нечисть. После 42 лет отшельнической жизни на горе Уданшань (пров. Хубэй) он средь бела дня поднялся в небо. Юй-ди, прослышав о его воинственности и мужестве, поручил ему ведать Севером и искоренять всю нечисть в Поднебесной. Сюань-у спустился в мир людей и за семь дней уничтожил на земле всех оборотней и бесов.
 
Культ Сюань-у был весьма популярен у даосов, храмы, посвященные ему, существовали в Китае, Корее, Вьетнаме. Во многих храмах Сюань-у по обе стороны от его трона изображались восемь разбойников, бросивших свое ремесло и ставших учениками Сюань-у, и шесть царей-демонов, побежденных в битве с Сюань-у (по др. версии, четыре военных и два гражданских чиновника из свиты Сюань-у).
 
В китайской средневековой литературе образ Сюань-у нашел отражение в фантастической эпопее «Фэн шэнь янь-и» («Возвышение в ранг духов», XVI в.) Сюй Чжун-линя, романе «Бэй ю цзи» («Путешествие на север», XVI–XVII вв.) и нек-рых даос. сочинениях («Сань цзяо сoy шэнь цзи» — «Записки о поисках духов трех религий», XVI в., и др. произведениях).
 
Литература:
Сычев Л.П., Сычев В.Л. Китайский костюм. Символика. История. М., 1975, с. 27–28; ДуЭр-вэй. Фэн, линь, гуй, лун каоши (Разыскания о фениксе, единороге, черепахе и драконе), Тайбэй, 1971, с. 106–113; Чжунго гэ миньцзу цзунцзяо юй шэньхуа да цыдянь (Большой словарь религии и мифологии народов Китая). Пекин, 1993, с. 233; Liu Tsun-yan. Buddhist and Taoist Influences on Chinese Novel. Wiesbaden, 1962, p. 151–154; Maspero Н. Le Taoïsm et les religions chinoises. P., 1971, p. 176–177.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 588-589.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.