Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Сюань-нюй

(玄女, Xuan-nü, Hsüan-nü) – (Таинственно-)темная [как небо] дева, Изначальная дева (Юань-нюй), Госпожа (Таинственно-темная) дева девятого неба (Цзю тянь [Сюань-нюй] нян-нян) – не вполне определенный мифологический персонаж, одно из высших женских божеств, считавшаяся дочерью верховного бога – «небесного предка-владыки» (Тянь-ди), повелительницей «девятого неба/девяти небес», состоящей в свите верховной богини Си-ван-му (Матушки-царицы Запада), но иногда и отождествляемая с ней или с «небесной девой Ба (демоном засухи)» (тянь нюй ба 天女魃), описанной в «Шань хай цзине» («Канон гор и морей», цз. 17), а также тесно связанная с важнейшим культурным героем китайской мифологии и центральной фигурой даосского (см. Даосизм) пантеона Хуан-ди (Желтый император/предок-владыка), что семантически знаменует цветовая оппозиция «сюань – хуан», символизирующая пару «небо – земля» («Чжоу и» - «Чжоуские перемены», гексагр. № 2, коммент. «Вэнь янь» - «Знаки и слова»).
 
Исходно имела облик архаического тотема шан-иньцев (Ян Юн-го, 1957) - «таинственно-темной птицы» (сюань няо), традиционно («Шо вэнь цзе цзы» - «Изъяснение знаков и анализ иероглифов», ок. 100) идентифицируемой с ласточкой (янь [6]), а в новейшей реконструкции (Д.Е.Куликов, 2002) с совой. Согласно мифу, запечатленному в одноименном гимне «Сюань няо» из «Ши цзина» («Канон поэзии», IV, V, 3, 1) и развернуто изложенному через несколько столетий Сыма Цянем в «Ши цзи» («Исторические записки», цз. 3), «таинственно-темная птица» по велению Неба (тянь [1]) положила начало роду правителей эпохи Шан-Инь. Приведенная Сыма Цянем история о зачатии пращура Шан-Инь – Се от птичьего (сюань няо) яйца, проглоченного женщиной из рода Ю-сун, ранее была упомянута Цюй Юанем в поэме «Ли сао» («Элегия разлуки» / «Скорбь отрешенного»), где волшебная птица названа «фениксом» (фэн-хуан), и в главе о музыке «Люй-ши чунь цю» («Весны и осени господина Люя», VI, 3), где рассказано о ласточке (янь [6]), посланной предком-владыкой (ди [1]) двум девам из того же рода Ю-сун и оставившей им два яйца, что в итоге привело к появлению «северной музыки» (бэй инь). Во всех указанных сюжетных вариациях присутствуют очевидные эротические темы зачатия и рождения, активности женского начала и связанной с ним музыки, воплотившиеся затем в образе Сюань-нюй как одного из главных авторитетов эротологии, чьи «методы» (фа [1]) в этой области, согласно танскому Дун-сюаню («Дун-сюань-цзы»), «передаются из глубокой древности». В «Чжан хуа тай фу» 章华台赋 («Ода о Башне, украшенной цветами») Бянь Жана (ум. ок. 200), включенной в его жизнеописание в «Хоу Хань шу» («Книга [об эпохе] Поздней Хань», цз. 110, ч. 2), сексуальные действия описаны как «совершенствование в главном Пути-дао Хуан-ди», а в стандартном комментарии к этой династийной истории танского принца (тай-цзы) Чжан-хуая (Ли Сянь, 651 – 684) разъяснено, что Хуан-ди «воспринял от Таинственно-темной девы искусство внутренних покоев (фан чжун чжи шу), позволяющее продлевать жизнь, сдерживая [семяизвержение], втягивая [в себя женскую] пневму (ци [1]), возвращая вспять сперму/семенной дух (цзин [3]) и восполняя мозг».
 
Единство Таинственно-темной девы с таинственно-темной птицей, помимо общности у обоих терминов первого и определяющего иероглифа «сюань» («[первозданная, небесная] тьма, [мистическая] тайна, сокровенная глубина»), основана на том, что в древних источниках Сюань-нюй выступает как «женщина с головой человека и телом птицы» («Хуан-ди вэнь Сюань-нюй бин фа» - «Желтый император вопрошает Таинственно-темную деву о законах войны» // «Тай-пин юй лань» - «Августейшее обозрение [периода] Тай-пин», цз. 15). По мнению японского исследователя Митараи Масару, темно-таинственная птица (ласточка) не только почиталась племенем Шан-Инь в качестве своего первопредка (тотема), но и контаминировала с пернатым образом одного из полумифических основоположников китайской цивилизации – императора Шуня, который, согласно Сыма Цяню, как раз и пожаловал рожденному от яйца пращуру шан-иньцев Се владение Шан. И в «Ши цзине», и в «Люй-ши чунь цю», и в «Хуан-ди вэнь Сюань-нюй бин фа» рассказ о птице-посланнице небес содержит упоминание какого-то девятеричного явления: «девяти владений» (цзю ю), «девятиярусной башни» (цзю чэн чжи тай), «девяти битв и девяти поражений» (цзю чжань цзю бу шэн), что, вероятно, отражает мистическое свойство нумерологической полноты (см. Сяншучжи-сюэ), позднее закрепленное в прибавленном к имени Сюань-нюй эпитете «девятое небо/девять небес», который, кроме того, несет в себе идею полета, возвращая к исходному образу птицы.
 
В эротологической классике (см. Эротология китайская), включающей в себя озаглавленные с помощью имени Сюань-нюй трактаты «Сюань-нюй цзин» («Канон Таинственно-темной девы», рус. пер.: Б.Б.Виногродский, 1993), «Сюань-нюй фан чжун цзин» («Канон [искусства] внутренних покоев Таинственно-темной девы»), она, как и ее антонимично именуемая напарница Су-нюй (Чистая/Светлая/Белая/Простая дева, см. «Су-нюй цзин» - «Канон Чистой девы»; ср. парность эпитетов «сюань» и «су» в классическом определении неформальной власти из гл. 13 «Чжуан-цзы»: «сюань шэн су ван» - «таинственный/сокровенный святой/совершенномудрый, чистый/некоронованный царь», которое с первых вв. н.э. разделилось на два столь же параллельных титула Конфуция – «сюань шэн» и «су ван»), олицетворяет древнейшую веру в то, что сексуальность – это изначально женская стихия, подтверждаемую семантикой центральной общемировоззренческой категории «инь» (см. Инь–ян), соединяющей в себе и то и другое, и выступает в роли наставницы Хуан-ди. Именно в таком качестве «две девы» (эр нюй) Сюань и Су описаны уже Гэ Хуном в «Бао-пу-цзы» («[Трактат] Мудреца, Объемлющего Первозданную простоту», цз. 6, 13). Сюань-нюй обучала Хуан-ди не только искусству «внутренних (спальных) покоев» (фан чжун, фан нэй, фан ши) и Пути-дао  «пестования жизни» (ян шэн), т.е. «искусству Таинственно-темной и Чистой [дев]», но и «боевым (военным) приемам/методам/законам» (чжань фа, бин фа), о чем самим своим названием свидетельствует уже упомянутый трактат «Хуан-ди вэнь Сюань-нюй бин фа». Т.о., Сюань-нюй представлялась создательницей канона, и сугубо гражданского – эротологического, и теоретически связанного с ним в китайской традиции – военного, отраженного также в специальных трактатах «Сюань-нюй чжань цзин» («Ратный канон Таинственно-темной девы»), «Сюань-нюй цзин яо фа» («Главные законы Канона Таинственно-темной девы»). Данный аспект образа Сюань-нюй запечатлен и в художественной литературе, в частности, в центральной главе 41/42 знаменитого романа «Шуй ху чжуань» («Предание о речных заводях»), повествующей о встрече этой богини «девятого неба» в ее храме (мяо [3]) с главным героем эпопеи, вождем повстанцев Сун Цзяном, спасенным ею от погони и получившим от нее «небесную книгу в трех свитках» (сань цзюань тянь шу), которая напоминает «священное свидетельство/талисман военных знаний» (бин синь шэнь фу  兵信神符), переданное ею Хуан-ди в схожей боевой обстановке битвы с великаном Чи-ю, согласно ханьскому апокрифу «Лун юй хэ ту» («План [из Желтой] реки драконовой рыбы», см. Хэ ту, ло шу), цитируемому Чжан Шоу-цзе (VIII в.) в «Ши цзи чжэн и» («Правильный смысл “Исторических записок”», раздел «У ди бэнь цзи» - «Коренные записи о Пяти императорах/ предках-владыках»).
 
В даосском компендиуме «Дао цзана» («Сокровищница Пути-дао») – составленной Чжан Цзюнь-фаном антологии «Юнь цзи ци цянь» («Семь заглавий из облачного хранилища», 1016, цз. 114) имеется агиография «Предание о Таинственно-темной деве девятого неба» («Цзю тянь Сюань-нюй чжуань»). В даосской философии ее образ ассоциируется с «таинственно-темной самкой» (сюань пинь玄牝), «врата/лоно» (мэнь门), которой – «корень неба и земли» («Дао дэ цзин» - «Канон Пути и благодати», чжан 6). В даос. мифологии она выступает наставницей одного из 8 бессмертных (ба сянь) Чжан Го-лао («Ли-дай шэнь-сянь тун-цзянь» - «Всеобщее зерцало святых-бессмертных в последовательности эпох» Сюй Дао, XV – XVI вв.). Посвященные Сюань-нюй празднества проводились 6 января, 15 февраля или 9 сентября по традиционному (крестьянскому) календарю (инь-ян ли) и сопровождались посещением ранее весьма распространенных храмов этой богини – покровительницы женщин и детей. В Пекине (в районе Чаоян) сохранился некогда обширный и знаменитый храм Сюань-нюй – чадоподательницы, состоявший из 7 больших зданий и отличавшийся изрядным количеством ее скульптурных и живописных изображений.
 
Источники:
Цюань шан гу Сань дай Цинь Хань Сань го Лю чао вэнь (Полное [собрание] прозы высокой древности, Трех эпох, [периодов] Цинь, Хань, Троецарствия и Шести династий). Т. 1. Пекин, 1958, с. 114; Су-нюй цзин (бин Сюань-нюй цзин) («Канон Чистой девы» с «Каноном Таинственно-темной девы») // Сун Шу-гун. Чжунго гу-дай фан-ши ян-шэн цзи-яо (Собрание главных [материалов] по древнекитайскому [искусству] внутренних покоев и пестования жизни). Пекин, 1990, с. 151 – 183; Сюань-нюй цзин (Канон Таинственно-темной девы) // Фан чжун цзюань (Том [об искусстве] внутренних покоев) / Сост. Ли Лин // Сер. «Чжунго фан-шу гайгуань» («Обзор китайских магических искусств»). Пекин, 1993, с. 300 – 302; Ши Най-ань. Речные заводи / Пер. А.П.Рогачев. Т. 2. М., 1955, с. 139 – 152; «Канон Чистой девы» (с «Каноном Темной девы») / Пер. Б.Б.Виногродский // Китайский эрос / Сост. А.И.Кобзев. М., 1993, с. 142 – 164; то же. Антология даосской философии / Сост. В.В.Малявин, Б.Б.Виногродский. М., 1994, с. 225 – 251; Гэ Хун. Баопу-цзы / Пер. Е.А.Торчинова. СПб., 1999, с. 101, 203.
 
Литература:
Гулик Р. ван. Сексуальная жизнь в древнем Китае / Пер. А.М.Кабанова. СПб., 2000, с. 93, 137 – 138; Гулик Р. ван. Искусство секса в древнем Китае / Пер. Н.Г.Касьяновой. М., 2003; Кобзев А.И. Эрос за Китайской стеной. СПб.; М., 2002, с. 140, примеч. 3; Куликов Д.Е. Орнитологические мотивы в культуре Шан-Инь и их связь с древнекитайской мифологией // XXXII НК ОГК. М., 2002, с. 6 – 42; Рифтин Б.Л. От мифа к роману. М., 1979, с. 163; Юань Кэ. Мифы древнего Китая. М., 1987, с.99, 293, примеч. 99; Ян Юн-го. История древнекитайской идеологии. М., 1957, с. 22; Ли Су-пин. Нюй шэнь. Нюй дань. Нюй дао (Женщины-духи. Женщины в киноварном/алхимическом [учении]. Женщины в [учении о] Пути-дао). Пекин, 2004, с. 72 – 74; Ма Шу-тянь. Чжунго минь цзянь чжу шэнь (Духи в китайских народных [верованиях]). Пекин, 1997, с. 132 – 136; Юань Кэ. Чжунго шэньхуа чуаньшо цыдянь (Словарь китайских мифов и легенд). Шанхай, 1985, с. 137.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 586-588.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

История основных историко-культурных зон Восточной Азии в Х–I тыс. до н.э. в первом томе «Истории Китая»: подходы и концепции
О статье Е.Ф. Баялиевой «Правовые аспекты обращения бумажных денег в юаньском Китае»
Частотный иероглифический словарь классических китайских текстов и его использование в тематическом и жанровом анализе
Дневники В.М. Алексеева в «Синологической картотеке» учёного
История перевода Нового Завета на китайский язык свт. Гурием Карповым


© Copyright 2009-2018. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.
Пакеты с логотипом печать на пакетах.