Синология.Ру

Тематический раздел


Сун Цы

Сун Хуй-фу. 1181/1186, уезд Цзяньян ( Цзяннин, совр. npoв. Фуцзянь), – 1249, Гуанчжоу/Кантон. Ученый, выдающийся специалист по судебной медицине и высокопоставленный чиновник. Родился в семье мелкого клерка, дослужившегося до должности судьи в префектуре Гуанчжоу. После окончания университета (тай сюэ) в Цзяньяне получил высшую ученую степень цзинь ши (см. Кэ цзюй). Начал служебную карьеру регистратором в Синьфэне (пров. Цзянси). После участия под началом сановника Чэнь Вэя (1179–1261) в подавлении волнений на северо-западе Фуцзяни назначен в этой провинции правителем уезда Чантин. В 1239 стал судебным интендантом пров. Гуандун, затем занял такой же пост в Цзянси и возглавил там округ Ганьчжоу. В 1241 сделался правителем округа Чанчжоу (пров. Цзянсу) и содействовал Ши Нэн-чжи в подготовке новой редакции местного краеведческого справочника, который увидел свет в 1268 под заглавием «Чун сю Пи-лин чжи» («Повторно исправленный трактат о Прихолмье»). Когда в 1247 Чэнь Вэй стал военным губернатором Хунани, Сун Цы возглавил судебную власть в провинции и получил богатый опыт в судебной медицине, посещая экспертизы следователей, ведших дела о скоропостижной или насильственной смерти, и исследуя трупы жертв, убитых разл. способами. В результате он написал в 1247 «Си юань цзи лу» («Собрание отчетов о снятии несправедливых обвинений», 5 цз.), или «Сун ти-син си юань цзи лу» («Собрание записей судьи Суна о реабилитации»), – первую в мире систематическую работу по судебной медицине, в особенности о вскрытии трупов и установлении 53 причин смерти, опередившую на 355 лет самую раннюю зап. публикацию на эту тему итальянца Гортунато Федели в 1602. В 1248/1249 Сун Цы получил пост военного губернатора Гуандуна и мэра Гуанчжоу, но вскоре скончался. Похоронен в своем родном городе, где еще в 1970-е сохранялась его могила.
 
В «Си юань цзи лу» Сун Цы, занимавший при написании должность в имп. библиотеке, опирался не только на собств. опыт, но и на труды предшественников, прежде всего выделив анонимное соч. X–XII вв. «Нэй шу лу» («Сочувствующие записи») как самое раннее по судебной медицине. Однако в приоритете с ним может конкурировать «И юй цзи» («Сб. невыясненных дел», 951 г.) Хэ Нина и его сына Хэ Мэна. «Си юань цзи лу» был опубл. по имп. декрету юридической палатой Хунани и стал практическим руководством для судебных чиновников последующих поколений вплоть до начала XX в. Трактат лег в основу многих работ по судебной медицине: «У юань лу» («Записи о судебной непогрешимости», 1308 г.) Ван Юя, «Си юань лу цзянь ши» («Коммент. и толкования к “Отчетам о снятии несправедливых обвинений”», сер. XVI в.) Ван Кэнь-тана, «Си юань хуй бянь» («Свод материалов о снятии несправедливых обвинений», сер. XVII в.) Цзэн Шэнь-чжая, «Си юань лу бу» («Дополненные “Отчеты о снятии несправедливых обвинений”», сер. XVII в.) главы департамента в ведомстве наказаний Ван Мин-дэ, «Си юань лу» («Отчеты о снятии несправедливых обвинений», 1694 г.) официального комитета законов (люй-ли-гуань), «Си юань лу цзи чжэн» («Подтверждения “Отчетов о снятии несправедливых обвинений”», 1796 г.) Ван Ю-хуя, «Си юань лу бянь чжэн» («Поправки к “Отчетам о снятии несправедливых обвинений”», 1827 г.) Цю Чжун-жуна и «Бу си юань лу» («Дополнения к “Руководству по судебной медицине”», нач. XX в.) Шэнь Цзя-бэня. Древнейшее издание кн. Сун Цы эпохи Юань хранится в библиотеке Пекинского университета. Она переведена на кор., яп. и англ. яз. (H.A. Giles, 1924).
 
Хотя переводчик Г. Джайлс в 1901 назвал ее «курьезной книгой по медицинской юриспруденции» с «обилием несуразиц» вроде того, что у человека 365 костей, как дней в году; зубов бывает 24, 28, 32 и 36; у мужчин 12 ребер в каждом боку (8 длинных и 4 коротких), а у женщин – 14 и т.п., в «Си юань цзи лу» отражено множество реалий судебно-медицинской практики. Выходя за неизбежные в подобных случаях традиционные каноны и мифологемы, материалы Сун Цы в значительной степени отвечают требованиям совр. судебной медицины не только тематикой, но и методикой. Он привел сведения о развитии и строении человеческого тела, подробно описал структуру скелета и функции его разл. чл. Отдельно рассматрел разные патологии, а также вопросы фармакологии, диагностики, терапии, хирургии, гинекологии, педиатрии и ортопедии. Сообщил юридические и гигиенические правила судебно-медицинского исслед. трупов, в частности, то, что перед экспертизой тело и раны должны быть вымыты, а чтобы предотвратить инфицирование и деформацию ран, их дезинфицируют отваром уксуса с добавлением незрелого чернильного орешка. Засвидетельствовал схожий с современной ультрафиолетовой экспертизой уникальный метод рассмотрения невидимых ран на костях, становящихся видимыми под желтым зонтиком.
 
Поскольку при судебно-медицинской экспертизе в то время к аутопсии прибегали редко, в кн. больше сообщается о внеш. признаках смерти. Подробно описаны признаки удушения, повешения, утопления, сожжения и различия убийства и самоубийства. Так, в одном случае Сун Цы заметил, что нож, к-рым некий крестьянин предположительно совершил самоубийство, находился свободно в его руке, а на теле была колотая рана, указывавшая, что при его извлечении применялось больше силы, чем при вонзании. Это наблюдение повлекло дополнительное расследование, в результате к-рого выяснилось, что крестьянина убил землевладелец, возжелавший его миловидную жену. Убийца вложил нож в руку жертвы и подкупил нескольких чиновников, чтобы те признали его самоубийцей. Признаки смерти авт. часто стремится объяснить на основе физиологии, в частности, утверждая, что трупные пятна на теле образуются за счет застоя крови, возникшего из-за внезапного прекращения кровообращения. Как и для совр. судебных врачей, для Сун Цы трупные пятна – один из индикаторов причины и обстоятельств смерти. Напр., при смерти из-за сыпного тифа на трупе появляются темно-красные пятна, а из-за столбняка – сокращение мышц во рту, глазах, руках и ногах. У утопленников наблюдается вздутие живота, пена у рта, окоченение конечностей и проч., что отличает их от трупов, брошенных в воду. Если при надавливании пальцем в обл. раны она кажется мягкой и меняет окраску после отнятия пальца, то рана была нанесена посмертно, в противном случае – при жизни жертвы. Если место перелома кости не окрашено кровью, то он был совершен посмертно.
 
Сун Цы много внимания уделил токсикологии, перечислив ядовитые вещества: ртуть, белый мышьяк (триоксид мышьяка), ядовитые грибы и проч. и рассмотрев признаки отравления и противоядия. Напр., привел тест отравления через рот. Надо взять серебряную шпильку, чисто вымыть в настойке рожкового дерева (гледичия сладкая) и поместить ее кон. в горло жертвы, закрыв ей рот бумагой. Если вынутая через нек-рое время шпилька становится темно-синего цвета и не отмывается, то яд был принят, а иначе – нет. Этот тест особенно эффективен при отравлениях сульфидами. Поскольку яд (ду [5]) гадюки или др. ядовитых змей за короткое время приводит к смерти при укусе, спасательные меры надо принимать быстро. Напр., можно вырезать острым ножом часть тела со следом укуса. Дан и др. способ. Для нач. следует перетянуть бечевкой или тряпкой укушенную часть тела, чтобы предотвратить проникновение яда. Затем спасатель, наполнив рот уксусом или вином, должен отсосать яд и выплюнуть слюну, повторяя до тех пор, пока в месте укуса не исчезнут признаки воспаления и опухоли. Против отравления белым мышьяком Сун Цы предлагал оперативный способ: пострадавшему дают съесть более дюжины сырых яиц, смешанных с тремя цянями [4] (в то время 1 цянь [4] = 3,73 г) квасцов. Со рвотой, вызываемой прежде всего квасцами, пострадавший исторгнет весь принятый мышьяк, но этот состав действует не только в качестве рвотного. Яичный белок способен химически соединяться с мышьяком, образуя твердый и нерастворимый в воде продукт. Так белый мышьяк нейтрализуется и м.б. безболезненно выведен из организма, в противном случае он вызвал бы быструю смерть, поскольку легко попадает в кровь через стенки желудка.
 
Сун Цы писал и о др. видах скорой помощи, напр., подобной совр. технике искусственной вентиляции легких повесившегося, или обработке свежих ран и фиксации переломов при помощи шин, давал много важных практических советов. 
 
Источники:
Сун Цы. Си юань цзи лу (Сб. отчетов о снятии несправедливых обвинений). Пекин, 1958; The Hsi Yüan Lu / Tr. by H.A. Giles. L., 1924; Giles H.A. A History of Chinese Literature. N.Y., L., 1924, p. 240–243.
 
Литература:
Cун Да-жэнь. Исюэ ши юй баоцзянь цзучжи (История медицины и организация здравоохранения). Пекин, 1957, с. 116–121; Ancient China’s Technology and Science: Compiled by the Institute of the History of Natural Science, Chinese Academy of Science. Beijing, 1983; Miyashita S. Sung Tz’u // Sung Biographies / Ed. by H. Franke. Bd 3. Wiesbaden, 1976, S. 390; Uematsu Tadashi. His-yüan chi-lu // A Sung Bibliography / Ed. By Y. Hervouet. Honkong, 1978, p. 186.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М. : Вост. лит., 2006–. Т. 5. Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2009. — 1055 с. С. 839-841.

Авторы: ,
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.