Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Сунь Бинь

孫臏 в поздней китайской народной мифологии бог — покровитель сапожников, чеботарей и шорников. В основе образа Сунь Биня реальное историч. лицо — стратег IV в. до н.э. Сунь Бинь, потомок основателя военной науки в Китае Сунь-цзы. Согласно преданию, Сунь Бинь, обучавшийся военному делу, был ложно обвинен в преступлении, за к-рое по закону ему отрубили ноги (ступни ног?), по др. версии у него отняли коленные чашечки и бросили в темницу. Сунь Бинь сумел дать о себе знать послу царя гос-ва Вэй, к-рый увез его к своему князю, и тот назначил Сунь Биня военным советником. Сунь Бинь сделал себе кожаные сапоги — своеобразные кожаные протезы, и следовал за войском в повозке. По др. версии, поскольку ему трудно было вскакивать на коня, он изобрел седло. На народных картинах (нянь хуа) его изображали опирающимся на костыли и в сапогах с высокими голенищами. В народной традиции он считается учеником философа — мага Гуй-гу-цзы.
 
Источники:
Сыма Цянь. Избранное. М., 1955, с. 71–73.
 
Литература:
Баранов И.Г. По китайским храмам Ашихэ. Харбин, 1926, с. 34–36; Ли Цзяо. Чжунго наъе шэнь (Китайские божества профессий). Тайбэй, 1996, с. 91–93; Werner E.Т.С. Dictionary of Chinese mythology, Shanghai, 1932, р. 468.
 
Автор: Рифтин Б.Л.


Биография Сунь Биня изложена Сыма Цянем в цз. 65 «Ши цзи» («Исторические записки»), посвященном жизнеописаниям великих военных стратегов древности Сунь-цзы (VI – V вв. до н.э.) и У-цзы (IV в. до н.э.), считающихся основоположниками школы военной философии (бин-цзя, там же «Сунь-цзы» и «У-цзы»). Сунь Бинь также был причислен к ее классикам, его имя, по свидетельству Сыма Цяня, «прославилось в Поднебесной, и из поколения в поколение стали передаваться его труды о военном искусстве». Но уже по прошествии двух сотен лет они исчезли.
 
Однако в 1972 в местечке Иньцюэшань 银雀山 окр. Линьи 临沂 пров. Шаньдун в ханьском захоронении был найден, составленный, по-видимому, учениками Сунь Биня, трактат «Сунь Бинь бин фа» («Военные законы Сунь Биня»), называемый также «Ци Сунь-цзы» («[Трактат] Учителя Суня из Ци»), пролежавший в земле более 2 тыс. лет и сохранившийся на 364 бамбуковых планках объемом более 11 тыс. иероглифов. В нем отражены важнейшие деяния и суждения Сунь Биня, и он состоит из 30 глав, разделенных исследователями на две части по 15 глав. Вторая часть, зачинами глав отличающаяся от первой, возможно, представляет собой другой аналогичный трактат того же или иного автора. «Сунь Бинь бин фа» был впервые опубликован в 1975, переведен на совр. кит. яз. в 1989 (Лю Синь-цзянь) и 1995 (Пу Ин-хуа, Чжэн Кань-тао), на англ. яз. в 1996 (Т.Клири) и на рус. яз. в 2002 (В.В.Малявин).
 
Теория Сунь Биня – это «знание Пути (дао)», к-рое предполагает «вверху знание пути неба (тянь [1]), внизу знание принципов (ли [1]) земли, внутри достижение сердец (синь [1]) народа, вовне знание свойств (цин [2], см. син [1]) врага, а в расположениях знание канона (цзин [1], см. цзин-вэй) восьми расположений (ба чэнь)» (гл. 7 «Ба чэнь» 八陈 – «Восемь расположений»). Изобретение этой формы (син [2]) «восьми расположений», или «восьми порядков» (ба чжэнь 八阵), согласно даосу Ли Цюаню (VIII в., «Тай-бо инь цзин» 太白阴经), принадлежало императору/первопредку Хуан-ди. В миф. традиции считалось, что этот метод (фа [1]), построенный по образцу системы цзин тянь («колодезные поля», т.е. квадрат, разделенный на 9 равных квадратиков парой параллельных линий, перпендикулярной другой паре, наподобие иероглифа цзин [6] – «колодец»), был применен Хуан-ди в борьбе с великаном Чи-ю и затем взят на вооружение величайшими полководцами и стратегами (Цзян-тай-гун, XII/XI в.; Сунь-цзы, Хань Синь 韩信, ум. 196 до н.э., Чжугэ Лян 诸葛, 181 – 234; Ли Цзин 李靖, 571 – 649, и др.). В одном из канонов военного «Семикнижия» («У цзин ци шу») – «Ли Вэй-гун вэнь дуй» («Диалоги Вэйского князя Ли», IX в.), являющемся записью бесед танского имп. Тай-цзуна (627 – 649) с его военачальником Ли Цзином, последний подробно описывает данный метод, издревле «хранившийся в тайне» (ми цзан 秘藏). Суть его составляет расположение войск по восьми клеткам девятиклеточного квадрата и полководца в центре. Вслед за Чжугэ Ляном клетки, соответствующие странам света, – «удивительные», или «открывающие врата» (ци мэнь, кай мэнь), названы символами квадрантов неба: левая/восточная – «дракон» (лун), правая/западная – «тигр» (ху [3], см. Бай-ху), верхняя/южная – «птица» (няо, см. Чжу-няо), нижняя/северная – «змея» (шэ [6], см. Сюань-у); клетки, соответствующие полустранам, – «прямые», или «закрывающие врата» (чжэн мэнь, хэ мэнь), названы «небом» (тянь [1]) и «землей» (ди [2]) (справа низ и верх), «ветром» (фэн [1]) и «облаком» (юнь) (слева верх и низ). Все клетки соотносятся с восьмью триграммами (ба гуа, см. гуа [2]) в квадратно-круговом расположении Вэнь-вана (см. «Чжоу и»), числами магического квадрата ло шу («письмена [из реки] Ло», см. Хэ ту, ло шу), пятью элементами (у син), циклическими знаками «небесных стволов/пней и земных ветвей» (тянь гань ди чжи, см. гань чжи) и прочими нумерологическими структурами (см. сяншучжи-сюэ).
 
Источники:
Синь Мянь-цзюнь. Сунь Бинь бин фа («Военные законы Сунь Биня»). Тайбэй, 1981; Цянь И-цин. Сунь Бинь бин фа («Военные законы Сунь Биня»). Тайбэй, 1981; Чжан Чжэнь-цзэ. Сунь Бинь бин фа цзяо ли (Выверенные и выправленные «Военные законы Сунь Биня»). Пекин, 1986; Лю Синь-цзянь. Сунь Бинь бин фа синь бянь чжу и («Военные законы Сунь Биня» в новой редакции с коммент. и пер.). Чжэнчжоу, 1989; Пу Ин-хуа, Чжэн Кань-тао. Байхуа Сунь Бинь бин фа («Военные законы Сунь Биня» на современном языке). Пекин, 1995; Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. VII / Пер. Р.В.Вяткина. М., 1996, с. 49 – 51; «Военные законы Сунь Биня» / Пер. В.В.Малявина // Китайская военная стратегия, сост. В.В.Малявина. М., 2002, с. 287 – 364; The Lost Art of War. Sun Tzu II / Tr. by T.Cleary. N.Y., 1996.
 
Литература:
Кит. философия. Энциклопедич. словарь. М., 1994, с. 284 – 285; У-цзин. Семь военных канонов Древнего Китая. СПб., 1998, указ.; Чуев Н.И. Военная мысль в древнем Китае. М., 1999, указ.; Чжао Го-хуа. Чжунго бинь-сюэ ши (История китайской военной науки). Фучжоу, 2004, с. 89 – 107.

Автор: Кобзев А.И.

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 576-577.

Авторы: ,
 

Новые публикации на Синологии.Ру

К истории изучения чуских строф в советском китаеведении: 1950-1980-е годы
Тангутская империя на Шёлковом пути: из пучины забвения
Герои и сокровища нехоженых троп Восточного Туркестана
Ли Сюэ-цинь
Транспортный комплекс КНР превратился в инструмент ускорения социально-экономического развития Китая


© Copyright 2009-2019. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.