Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Социализм с китайской спецификой

: проблема демократизации (тезисы)
 
1. Политическую систему КНР, сложившуюся в конце 1940-х – начале 1950-х гг., характеризуют следующие особенности:
 
– закрепленная в Конституции руководящая роль Коммунистической партии Китая, олицетворяющей собой руководство рабочего класса «государством народной демократии» и представительство интересов всего народа и фактически составляющей ядро политической системы КНР;
 
– созданная в начале 1950-х гг. система собраний народных представителей (СНП), охватывающая всю вертикаль власти от уездного уровня до ВСНП, на которую возложены законодательные и контрольные функции;
 
– сложившаяся в ходе революции система многопартийного сотрудничества и политических консультаций, которая объединяет 9 политических партий, функционирующих в рамках возглавляемого КПК Единого фронта и поддерживающих курс на строительство социализма;
 
– сформировавшийся накануне победы революции 1949 г. Народный Политический Консультативный Совет Китая (НПКСК), выполняющий важные консультативные функции при комитетах КПК и народных правительствах различных уровней;
 
– система национальной автономии от уровня уезда до уровня автономного района, приравненного по статусу к провинции (но без признаков государственного суверенитета и тем более без права на самоопределение наций);
 
– низовая система самоуправления, включающая в себя комитеты городских жителей (повсеместно создавались после победы революции), собрания представителей рабочих и служащих (создавались с начала 1950-х годов на предприятиях общественной собственности), комитеты сельских жителей (так называемая сельская автономия, сформировалась уже в период проведения политики реформ и открытости в начале 1980-х гг.).
 
2. Впервые вопрос о реформировании политической системы был поставлен Дэн Сяопином 18 августа 1980 г. в речи на расширенном заседании политбюро ЦК КПК, где рассматривалась проблема забюрокраченности и неэффективности оставшегося со времён «культурной революции» государственного механизма. Ключевым моментом политической реформы на том этапе являлось разделение партийных и административных функций и совершенствование стиля работы партийного руководства. Основными методами проведения реформы должна была стать передача части полномочий от центральных органов управления на места, а оттуда – непосредственно на предприятия и в другие низовые структуры, укрепление руководящих звеньев на всех уровнях, прежде всего путем омоложения кадров, упрощение и сокращение аппарата управления и укрепление законности. При этом подчеркивалось, что Китай не может пойти по пути «либерализации» по западному образцу, так как предоставление свободы слова и права на свободные выборы с конкуренцией политических партий и принципом разделения властей, по мнению Дэн Сяопина, в условиях Китая могло привести только к хаосу.
 
3. Почти десятилетний период ускоренного экономического роста, сопровождавшегося подъемом благосостояния населения и стабилизацией политической ситуации в стране, позволил вынести на рассмотрение состоявшегося в 1987 г. XIII съезда КПК развернутого решения о реформировании политической системы, предусматривавшего разграничение функций партийных и государственных органов, продолжение процессов децентрализации управления, перестройки аппарата административного управления, кадровой системы, создание института общественных консультаций и диалога (с целью, в частности, учета мнений различных групп населения), совершенствование институтов социалистической демократии (прежде всего в плане определенной демократизации функционирующей с начала образования КНР системы собраний народных представителей) и «усиление строительства социалистического законопорядка». Однако последующее развитие событий, вызванное рядом ошибок в проведении экономической политики, спровоцировавших социальную напряженность в обществе, наряду с ростом коррупции – этого неизбежного спутника рыночных преобразований, привело к серьёзному политическому кризису 1989 г. с вооруженным подавлением студенческих выступлений в Пекине и затормозило процесс дальнейшей демократизации политической системы.
 
4. Во время кризиса Дэн Сяопин требовал решительных действий по поддержанию политической стабильности, от чего зависело не только продолжение политики модернизации и реформ, но и сохранение уже достигнутых результатов, а по большому счёту – самой существующей власти. После того, как общая обстановка в стране постепенно стабилизировалась, он в начале 1992 г. призвал к дальнейшему углублению экономических реформ, закрепленному в решениях состоявшегося в том же году XIV съезда КПК. В выступлении Цзян Цзэминя на съезде подчеркивалось, что решение этой «ключевой» задачи путем внедрения рыночных институтов неизбежно требует «сравнительно большого развития социалистической демократии и законности», что обусловливает необходимость «активного проведения реформы политической системы», включая систему административного управления. Демократия и законность провозглашались главными опорами общественно-политической стабильности и гарантии нормального осуществления экономического строительства, политики реформ и открытости. Однако развитие системы собраний народных представителей и многопартийного сотрудничества в рамках НПКСК под руководством КПК увязывалось с сохранением «основного института» (чжиду) государственного строительства КНР – «принципа демократического централизма», т. е. сохранения за КПК права на принятие важнейших политических решений и контроль за их претворением в жизнь.
 
5. В 1990-х гг., по мере развития процессов внедрения в экономику рыночных отношений и эволюции социальной структуры китайского общества, нарастала необходимость адекватного отражения этих процессов в действующем законодательстве и в целом усиления правового регулирования социально-экономической жизни. В рамках продолжения реформы политической системы были поставлены задачи формирования до 2010 г. «социалистической правовой системы с китайской спецификой», а также «углубления реформы административной системы», направленной на создание, на соответствующей нормативной базе, эффективной административно – управленческой системы. Предусматривалось совершенствование системы «демократического контроля», включающей партийный, правовой контроль и контроль со стороны «масс». Внедрялся в жизнь принцип «управления государством на основе закона» (и фа чжи го), которому обязалась следовать и правящая Коммунистическая партия Китая, призванный постепенно заменить господствовавшую до этого традицию управления на основе «порядка, устанавливаемого людьми» (жэнь чжи). Была усилена законотворческая работа по совершенствованию существующей и созданию отвечающей задачам современного этапа социально-экономического развития новой законодательной базы на центральном и на местном уровнях. Повышалась роль СНП всех уровней. Расширялась «низовая демократия» на предприятиях и в учреждениях. Оптимизировалась структура и происходило сокращение функций государственного аппарата. Был введён запрет на коммерческую деятельность в армии, полиции и во всех государственных учреждениях. Партийная политика постепенно переводилась в плоскость государственной политики через законотворческую и иную деятельность в рамках системы СНП. Усиливался контроль ВСНП над работой правительства. Происходила определенная демократизация законодательства (в частности, была введена открытая состязательность в судах и т.д.). Ужесточался контроль над руководителями всех рангов и совершенствовалась кадровая политика (прежде всего по линии формирования нормативно – правовой базы государственной службы, четкой регламентации подбора и назначения кадров). Расширилось представительство демократических партий, беспартийных и представителей национальных меньшинств в СНП и НПКСК на всех уровнях. Руководством страны были приняты серьёзные меры по борьбе с коррупцией, разъедающей партийно-государственный аппарат.
 
Произошла существенная демократизация низовой системы самоуправления в деревне: была введена система выборов населением деревенских старост из нескольких кандидатур. Стала внедряться гласность в управлении деревней и демократизация системы управления и контроля. Вместе с тем первый опыт внедрения элементов «низовой демократии» выявил и целый ряд проблем, таких как воздействие зажиточной верхушки деревни на исход голосования, влияние клановых традиций на формирование местных органов власти, проявление противоречий между деревенскими и уездными руководителями, выборным самоуправлением в деревне и деревенскими партийными ячейками и т.д.
 
В 2004 г. впервые в Конституцию КНР были включены положения о защите прав человека и о защите частной собственности, полученной законным путем, что вызвало широкий положительный резонанс в Китае и за рубежом.
 
6. На состоявшемся в 2002 г. XVI съезде КПК впервые удалось без политических потрясений (хотя и в обстановке острой внутрипартийной борьбы) передать власть так называемому четвертому поколению руководителей во главе с Ху Цзиньтао (избранному генеральным секретарем ЦК КПК, с последующим предоставлением ему в 2003 и 2004 гг. постов председателя КНР и председателя Военного совета ЦК КПК). Созданный тем самым прецедент является принципиально важным для всего последующего хода политической эволюции КНР, так как впервые со времени образования КНР передача власти не была непосредственно порождена кризисной ситуацией (как то имело место при приходе к власти Дэн Сяопина, при назначении на высшие посты в партии и государстве всех предшественников Ху Цзиньтао – Ху Яобана, Чжао Цзыяна и Цзян Цзэминя) и прошла при соблюдении установленных Уставом КПК и Конституцией КНР процессуальных норм.
 
7. В 2005 г. Государственный совет КНР опубликовал Белую книгу «Строительство демократии в Китае», в которой подчёркивается, что основополагающий принцип проведения постепенной демократизации политической системы заключается в том, что демократия в любой стране «формируется внутри, а не навязывается извне». В подготовленном Академией общественных наук КНР в начале 2000-х гг. под руководством её бывшего президента Ли Теина фундаментальном исследовании «О демократии» подчеркивается длительность процесса демократизации, проходившего в западных обществах на протяжении сотен лет, в то время как социализм имеет лишь 70-80-летнюю историю. При этом отмечается и проблема оторванности от действительности некоторых прошлых представлений о социализме, победу которого многие отождествляли как с немедленным быстрым ростом производительных сил, так и с появлением «совершенной формы демократии». Длительность выполнения задачи демократизации китайского общества, по мнению автора исследования, предопределяется сложностью процесса регулирования политических отношений и отношений интересов между разными социальными группами, классами и слоями общества. Эта сложность «умножается с увеличением территории, населения и числа национальностей», а Китай обладает обширной территорией и огромным многонациональным населением. К этому добавляется неравномерность социально-экономического и культурного развития между регионами, а также глобализация, требующая интенсивного участия в международной экономической конкуренции, взаимном инвестировании при необходимости отстаивания собственного экономического и политического суверенитета, особенно в условиях усиливающихся попыток развитых стран Запада навязывать всему миру свою политическую модель и идеологию. Так что совершенствование политической системы социализма до уровня, в наибольшей мере обеспечивающего права народа как полноправного хозяина страны, является «долгосрочной исторической задачей» на протяжении жизни десятка, а то и нескольких десятков поколений.
 
8. В принятом на 6-м пленуме ЦК КПК 16-го созыва (2006) решении по строительству социалистического гармоничного общества поставлены задачи по совершенствованию механизма управления обществом и обеспечению социальной стабильности, включающие в себя трансформирование функций правительств всех уровней в сторону создания «правительства обслуживающего типа», способного разрешать проблемы и противоречия социально-экономического развития и осуществлять функции по обеспечению разнообразных интересов граждан. Предусматривается дальнейшее развитие системы местного самоуправления и всей системы самоорганизации населения, включая стимулирование развития системы всевозможных гражданских организаций и общественных объединений. Особое внимание уделено налаживанию системы «единой координации взаимосвязи интересов всех сторон» и совершенствованию механизмов урегулирования общественных противоречий, в том числе механизмов реагирования на разного рода чрезвычайные ситуации и риски, системы обеспечения общественной безопасности, укрепления безопасности и обороноспособности государства. Обращается внимание на усиление институционального строительства, нацеленного на совершенствование работы существующих политических механизмов, таких как собрания народных представителей, НПКСК, институт многопартийного сотрудничества и политических консультаций, система районной национальной автономии, система низового демократического самоуправления. При этом подчеркивается задача «укрепления партийного руководства строительством социалистического гармоничного общества», поскольку именно партия является «ключевым звеном» процесса этого строительства и именно она призвана «обеспечить действенные политические гарантии» для построения гармоничного общества. Особое внимание при этом уделяется борьбе за чистоту партийных рядов и искоренению коррупции.
 
9. Перечисленные задачи были закреплены и конкретизированы в решениях состоявшегося в октябре 2007 г. XVII съезда КПК, на котором была озвучена установка на «расширение социалистической демократии», обеспечение «прав народа и общественной справедливости», на расширение политического участия граждан, углубление курса по осуществлению «правления на основе закона», укрепление единого фронта, ускорение реформирования системы административного управления, повышение контроля над властью чиновников. Большим шагом вперёд к достижению социальной справедливости стали принятые съездом рекомендации по уравниванию квот на выдвижение кандидатов в депутаты собраний народных представителей всех уровней от городского и сельского населения.
 
В содержание понятия «политическая система» КНР съезд впервые включил положение об «институте низового самоуправления масс» (цзицэн цюньчжун цзычжи чжиду) в дополнение к другим основным институтам, таким как система собраний народных представителей, многопартийного сотрудничества и др.
 
На съезде по-прежнему подчёркивалась незыблемость руководящего положения КПК в китайском обществе как гаранта продолжения строительства социализма с китайской спецификой. Особое значение придается задачам повышения управленческого потенциала партии (политического, идеологического и организационного) через развитие внутрипартийной демократии, дальнейшее реформирование кадровой системы, проведение воспитательной работы, борьбе с коррупцией и за совершенствование стиля партийной работы.
 
10. Несмотря на широкое обсуждение в научных и общественных кругах проблем демократии, чему объективно способствуют как нарастающая социальная дифференциация, быстрое возрастание доли интеллигенции и вообще образованной части населения в китайском обществе, так и продолжающаяся уже три десятилетия политика открытых дверей, наличие примера демократизации прежнего авторитарного режима на Тайване, равно как и постоянное давление со стороны Запада в вопросах демократии и прав человека, КПК не идет на принятие предлагаемого различными оппозиционными силами принципа «конституционного правления», так как его последовательное проведение в жизнь при определенных условиях может поставить под вопрос легитимность руководящей роли КПК и создать угрозу повторения ею судьбы КПСС.
 
Вместе с тем обращает на себя внимание проявившийся в последние годы взаимный интерес правящих в Китае и России партий (проведение совместных научно-практических конференций КПК и «Единой России») к опыту правления друг друга. КПК имеет опыт обеспечения долговременного монопольного руководства страной в условиях проведения многолетних рыночных реформ в экономике при сохранении формального института многопартийности, действующего в Китае в составе Единого фронта во главе с КПК и призванного представлять интересы различных социальных слоев. «Единая Россия» обладает опытом формирования такой модели правления, которая внешне не отличается от принятой на Западе системы политической конкуренции и разделения трёх властей, но при этом не допускает появления внесистемной оппозиции, обеспечивая тем самым долговременную политическую стабильность на основе фактической несменяемости власти (во всяком случае на протяжении последнего десятилетия) в условиях проведения радикальных рыночных преобразований в весьма сложной социально-политической обстановке в стране. Данный опыт может представлять интерес для КПК под углом зрения возможной перспективы более глубокой перестройки политической системы под давлением внутри и вне страны.
 
11. Существующая в Китае система однопартийного по существу правления имеет свои преимущества: относительную политическую стабильность, отсюда – возможность длительного стратегического планирования, затруднённого в обстановке регулярных выборных кампаний; механизм политического контроля на всех уровнях управления сверху донизу, прямой и косвенный, отсюда – отсутствие политических и организационных препятствий для выполнения принятых стратегических решений. Вместе с тем отсутствие политической конкуренции объективно не способствует решению задач борьбы с коррупцией и повышению общей эффективности работы государственного аппарата. Чрезвычайно высока роль субъективного фактора в принятии и выполнении решений и, соответственно, цена возможных ошибок высшего руководства, слабо ограниченного системой внешних противовесов. Наглядный тому пример в Китае - политика «позднего Мао», хотя нужно отметить, что за годы реформ в КПК создана и постоянно укрепляется система внутренних институциональных барьеров против рецидивов культа личности и субъективистского произвола на всех уровнях. При проведении рыночных реформ существует потенциальная угроза реализации интересов бюрократии по приватизации государственного имущества по тому же российскому сценарию. В условиях же однопартийного правления и отсутствия политической конкуренции основным ограничителем здесь является лишь политическая воля высшего партийного руководства.
 
12. Говоря в целом об эволюции политической системы КНР, следует подчеркнуть, что последовательный курс на внедрение рыночных отношений в экономику не сопровождался радикальными преобразованиями в политической системе. По существу их содержание сводилось к совершенствованию исторически сложившегося в КНР государственно-политического механизма. Ставилась и ставится непростая задача проводить эти преобразования таким образом, чтобы их темпы отвечали потребностям реформирования экономики, не отставая от решения возникающих в связи с этим проблем, но и не «забегая вперед», постепенно и поэтапно, с учетом объективных условий. Именно в попытке совместить радикальные экономические реформы с авторитарной по сути политической властью и заключается специфика китайского пути социалистической модернизации, проложенного Дэн Сяопином. Реформа политической системы в КНР не ведёт к ослаблению прямого и косвенного руководства (через систему парткомов и контроль за кадровой политикой) со стороны КПК государственно-политическим механизмом КНР. В то же время в КНР происходит процесс постепенной демократизации, ограниченный на сегодня рамками низовых административно-территориальных единиц, государственного аппарата, системы представительных органов власти и механизма многопартийного сотрудничества.
 
Цель проводимой в Китае реформы политической системы, в конечном счёте, состоит в достижении её соответствия существующей системе «социалистической рыночной экономики» и задачам её дальнейшего развития. В то же время, рыночная экономика представляет собой «вызов» политической системе социализма. Отсюда главная особенность реформы политической системы в КНР – сохранение незыблемого руководящего положения КПК, взявшей на себя роль механизма регулирования социальных отношений и разрешения возникающих противоречий в обществе, роль стабилизирующей силы, без которой страна обречена на развал. В ходе реформы руководство КПК стоит перед необходимостью решения двух сложнейших, трудноразрешимых проблем: регулирования интересов разных социальных слоев, не допуская их конфликта в условиях образовавшихся в период реформ огромных разрывов в их уровне жизни, и сочетания демократизации политической системы с сохранением руководящей роли КПК.
 
Ст. опубл.: Общество и государство в Китае: XLI научная конференция / Ин-т востоковедения РАН. - М.: Вост. лит., 2011. – 440 с. – (Ученые записки Отдела Китая ИВ РАН. Вып. 3 / редкол. А.А. Бокщанин (пред.) и др.). – ISBN 978-5-02-036461-5 (в обл.). С. 222-228.
 

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

28 июля 2020 года ушел из жизни патриарх российского и польского китаеведения Станислав Роберт Кучера
Причины неудачной политики Цинской империи в Синьцзяне 1884 – 1912 гг.
Интернет-канал по истории Китая С.В. Дмитриева
Интервью с А.М. Карапетьянцем, ч.1
Интернет-литература в Китае как воплощение кибер-эпохи


© Copyright 2009-2020. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.