Синология.Ру

Тематический раздел


Си-ван-му

西王母, Си-ван-муСи-ван-муВладычица Запада, Бабка Запада, Хозяйка Запада. В древнекитайской мифологии женское божество,  обладательница снадобья бессмертия. В архаических мифах Си-ван-му была, по-видимому, богиней страны мертвых, которая располагалась на Западе. Согласно наиболее древнему описанию («Шань хай цзин» — «Канон гор и морей», кон. III — нач. II вв. до н.э.), Си-ван-му похожа на человека, но имеет хвост барса и клыки тигра; она любит свистеть, в ее растрепанных волосах торчит заколка-шэн; она ведает небесными карами и пятью наказаниями. Си-ван-му живет в пещере, пищу ей приносят три синие птицы (см. Ван-му шичжэ). Согласно комментариям Го Пу (III–IV вв.) к «Шань хай цзину», Си-ван-му считалась также божеством, насылавшим эпидемии, болезни и стихийные бедствия. По «Бо у чжи» («Описание всех вещей», III в.), Си-ван-му подвластна жизнь всех людей, кроме мудрецов, святых и даосов (слова, приписываемые Лао-цзы). Согласно древнейшим представлениям о Си-ван-му, она, видимо, была божеством смерти и болезней. По другим мифам, Си-ван-му живет на горе Куньлунь, где стоит ее дворец и имеются висячие сады (сюань-пу), по другим — на горе Байюйшань; на пути к ее жилищу — река Жошуй.
 
Си-ван-муСи-ван-муВероятно, образ Си-ван-му претерпел существенную трансформацию. В нек-рых текстах рубежа н.э. ее уже изображают красавицей, царицей западной страны (в «Му-тянь-цзы чжуань»  – «Жизнеописание сына неба My», датировка спорна: IV в. до н.э. — IV в. н.э.), к-рой чжоуский царь Му-ван преподносит шелка, пьет с ней вино на берегу Яшмового пруда (Яочи), слушает ее песни. На каменных плитах входа в Инаньскую гробницу (пров. Шаньдун, не позднее 193 н.э.) Си-ван-му имеет вполне антропоморфный вид; в волосах у нее большая заколка. Она сидит на центральном пике горы. Ниже шагает тигр Бай-ху — дух Запада, к-рый как бы представляет зооморфизм Си-ван-му (ср. черты тигра в облике Си-ван-му в архаических описаниях), рядом с Си-ван-му зайцы, толкущие в ступах снадобье бессмертия. Добывание его у Си-ван-му составило один из сюжетов цикла о стрелке И. Однако из официальных исторических сочинений («Хань шу», «История династии Хань» Бань Гу, I в. н.э.) видно, что на рубеже н.э. Си-ван-му продолжали почитать как богиню, ведающую небесными карами. В год страшной засухи в Китае (III в. до н.э.) в честь Си-ван-му повсюду совершались жертвоприношения, сопровождавшиеся молениями о помощи бедствующим. С превращением примерно на рубеже н.э. даосизма  из филос. системы в религ. учение Си-ван-му становится родившимся из эфира — ци [1]  воплощением женского начала — инь (см. Инь–ян), у нее появляется супруг — повелитель востока Дун-ван-гун. Согласно одному преданию, Си-ван-му встречается с ним один раз в году на крыле гигантской птицы. Т.к. в соответствии с системой чередования пяти первоэлементов (у син) западу соответствует элемент «металл» (цзинь [2] – также «золото»), Си-ван-му получает второе имя Цзинь-му (Матушка металла или Золотая матушка). В даос. традиции ее называют еще Гоу Вань-лин или Ян Хуй. В псевдоисторич. повестях Бань Гу (?) «Хань У гу ши» («Старинные истории о Ханьском У-ди»), «Хань У нэй чжуань» («Частное/Неофициальное жизнеописание Ханьского У-ди») описывается приезд Си-ван-му в гости к императору У-ди (правил в 141–87 до н.э.) в пурпурной колеснице, к-рой правили небесные феи. Ей прислуживали две синие птицы (прекрасные девы в синих одеждах — в «Частном жизнеописании»). Си-ван-му подносит У-ди персики бессмертия — пань-тао (замена снадобья бессмертия древних мифов). (Возможно, сюжет этот навеян не дошедшими до нас преданиями о приезде Си-ван-му в гости к мифическому государю Шуню, глухое упоминание о к-ром сохранилось в древних «Чжушу цзинянь» – «Бамбуковых анналах».) В средневековом даосизме и фольклоре Си-ван-му — хозяйка своеобразного рая бессмертных (см. Сянь [1]) на горе Куньлунь, где растут персики бессмертия. Бессмертные регулярно съезжаются к ней на торжества. Считалось, что она и ее муж хранят списки бессмертных, повелевают ими, награждают или наказывают их за проступки. На средневековых картинах Си-ван-му обычно изображали красивой молодой женщиной в придворном костюме, с заколкой на голове, часто в сопровождении павлина, иногда даже сидящей на павлине; на лубочных иконах чжи ма (предназначались для сжигания, чтобы помочь умершим в загробном мире) — рядом с ее супругом. Ее изображения полагалось дарить женщинам к 50-летию. В нек-рых областях Китая, напр. в окрестностях Пекина, крестьяне, гадая о погоде, обычно обращались с просьбой о предсказаниях к Си-ван-му, называя ее Ван-му нян-нян (Владычица-матушка; см. Нян-нян). Согласно преданию, у Си-ван-му было 9 сыновей и 24 дочери. Образ Си-ван-му вошел в средневековые книжные эпопеи и романы более позднего времени («Си ю цзи» — «Путешествие на Запад» У Чэн-эня, XVI в.; «Цзинь хуа юань» — «Цветы в зеркале» Ли Жу-чжэня, XIX в.).
 
Литература:
Юань Кэ. Мифы древнего Китая. М., 1987, указ.
 
Автор: Рифтин Б.Л.
 
Источники:
У Чэн-энь. Путешествие на Запад/Пер.  А.Рогачева. Т. 1 - 4. М., 1959; то же. Рига, 1994;  Ли Жу-чжэнь. Цветы в зеркале / Изд. подготовили В.А.Вельгус, Г.О.Монзлер, О.Л.Фишман и Э.Циперович. М., Л., 1959; Каталог гор и морей (Шань хай цзин) / Пер. Э.М.Яншиной. М., 2004, указ.; Псевдо-Бань Гу. Старинные истории о ханьском У-ди, государя Воинственного; Неофициальное жизнеописание ханьского У-ди, государя Воинственного / Пер. К.И.Голыгиной // Бамбуковые страницы. Антология древнекит. литературы / Сост. Л.С.Лисевича. М., 1994, с. 307 – 347, 406 – 407; Древнекитайская философия.  Эпоха Хань. М., 1990, с. 331.
 
Литература:
Яншина Э.М. Формирование и развитие древнекитайской мифологии. М., 1984, указ.; Юань Кэ. Чжунго шэньхуа чуаньшо цыдянь (Словарь китайских мифов и преданий). Шанхай, 1985, с. 154 - 155; Цзэн Чжао-юй, Цзян Бао-гэн, Ли Чжун-и. Инань гу хуасянши му фацзюэ баогао (Отчет о раскопках могилы с древними рельефами в Инани). Шанхай, 1956; Chavannes Ed. La sculpture sur pierre en China au temps des deux dynasties Han. P., 1893; Fairbank W. Adventures in Retrieval. Han Murals and Shang Bronze Molds. Cambridge (Mass.), 1972; Finsterbusch K. Verzeichnis und Motivindex der Han-Darstellungen. B. 2. Wiesbaden, 1971.
 
Сост. библ.: Кобзев А.И.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 568-570.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.