Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Сань бао

三寶, санскр. триратна/трини ратнани, тибет. дкон мчхог гсум, яп. самбо/сампо — «три драгоценности/сокровища», «тройная драгоценность». Фундаментальное буддийское понятие, относящееся к разряду нумерологических триад (см. Сяншучжи-сюэ) , к-рый включает в себя такие важнейшие категории, как сань цзан (Трипитака, «Три сокровищницы/корзины»), сань шэн (трияна, «три колесницы»), сань цзе (трилока/трайлокья, «три мира»), сань шэнь (трикая, «три тела [будды]»), сань мин (тривидья, «три просветления»), сань ди (трисатья, «три истины»), сань хуй (триджняна, «три мудрости») и др. Ближайшая в этом ряду — категория сань цзан, поэтому синонимом сань бао как обозначения совокупности всех благ и добродетелей выступает термин сань бао цзан — «сокровищница трех драгоценностей».
 
В самом общем смысле сань бао — это триада высших ценностей буддизма: Будда (Фо) Шакьямуни (Шицзямоуни), его учение — Дхарма (фа [1]) и исповедующая таковое монашеская община — сангха (сэн [цзя]). Играющее роль символа веры, их признание в качестве гл. мировоззренческих и жизненных ориентиров является определяющим признаком принадлежности к буддизму и фиксируется формулой сань гуй (тришарана, «три прибежища/три возвращения/тройное возвращение/возвращение к трем») или ее паронимом сань гуй [и] («благоговейное почтение [новообращенного] к трем [драгоценностям]»). Расширительное, особенно в ваджраяне (цзиньган-шэн, см. Ми-цзун), понимание «трех драгоценностей» включает в первую из них всех будд и йидамов, во вторую — учения будд и высших существ, в третью — бодхисаттв (пуса), шраваков, даков, дакинь и дхармапал. В этом смысле сань бао — синоним «буддизма», о чем, в частности, свидетельствует назв. входящего в Трипитаку известного труда Фэй Чжан/Чан-фана (597) «Ли дай сань бао цзи» («Записки о трех драгоценностях в сменявшиеся эпохи»), или «Сань бао лу» («Записи о трех драгоценностях»), включавшего в себя исторический очерк буддизма с 687 до н.э. и каталог его текстов, авторов и переводчиков.
 
Сань бао присущи также два более узких, спец. значения. 1. Три центр. фигуры в гл. монастырских храмах, встречающиеся в двух вариантах: а) в центре Будда Шакьямуни, слева будда Бхайшаджья-гуру (Яо-ши(-фо), тиб. Манла — Учитель врачевания), справа будда Амитабха (Амито-фо); б) в центре Амитабха, слева бодхисаттва Авалокитешвара (Гуань-инь), справа бодхисаттва Махастхамапрапта (Да-ши-чжи) или бодхисаттва Манджушри (Вэньшушили).
 
2. Три компонента обряда посвящения, знаменующего вступление в тайные синкретические секты, сформировавшиеся в период конца Мин — Цин (XVI–XIX вв.) в результате простонародного слияния буддизма с даосизмом, гл. обр. в интерпретации школы цюаньчжэнь-цзяо (учение совершенной/полной истины), и закрепившегося прежде всего в сектах хуантянь-дао (Путь Желтого неба) и игуань-дао (Путь проницания единым/всепроницающего единого), ныне продолжающих действовать на Тайване. Он состоит, во-первых, из «указания таинственного прохода», или «открытия сокровенной заставы» (дянь сюань гуань), напоминающего практику ци гун по «открытию» у адепта свободной циркуляции пневмы ци [1] в организме и представляющего собой прикосновение перстом посвящающего к особой точке между бровями посвящаемого, именуемой «таинственным проходом» (сюань гуань) и выступающей в роли «третьего глаза», или «глаза мудрости». Активирующее воздействие на нее должно при жизни порождать способность воспринимать тайные знания, а после смерти способствовать душе через нее покинуть тело и попасть в райскую обитель на небе.
 
Вместе с тем в тантрических (ваджраяне) и даос. «внутриалхимических» (нэй дань) практиках, соединявших психофизиологические, йогически-медитативные, магико-сексуальные и медико-гимнастические приемы, указанная точка на лбу, называемая также «таинственным отверстием» (сюань цяо), через к-рое, соотносясь с небом, организм пропускает «тьму духов» (вань шэнь, см. шэнь [1]) и «истинную пневму» (чжэнь ци), представляет собой внеш. проекцию находящегося в мозгу среднего психоэнергетического резервуара — «киноварного поля» (дань тянь), содержащего высшие ментально-витальные силы и обозначаемого как буд. термином «нирвана» (нивань, см. Непань), так и даос. — «таинственная самка» (сюань пинь), восходящим к «Дао дэ цзину» («Канон Пути и благодати», чжан 6). В данной системе «таинственным проходом» называлось и среднее «киноварное поле», расположенное в области солнечного сплетения, и в особенности нижнее — расположенное под пупком и концентрирующее либидозную, духовно-семенную (цзин [3]), энергию «изначальной пневмы» (юань ци).
 
Во-вторых, обряд состоит из передачи посвящаемому «печати совпадающего единения» (хэ тун инь), т.е. обучения его во время молитвы в храме складывать мудру (инь [4]) — соединять пальцы и руки особым образом, напр., так, чтобы левая кисть обхватывала правую и оба больших пальца упирались в основание безымянного пальца правой руки. Такая телесная композиция напоминает иероглиф «хай», имеющий значение «ребенок», что призвано символизировать осознание себя в качестве чада высшего божества — У-шэн-лао-му (Нерожденная Праматерь). В буддизме существует и особая мудра трех драгоценностей: большой и средний палец кольцеобразно соединены, указательный и мизинец отставлены, а безымянный приближен к ладони.
 
В-третьих, он состоит из сообщения посвящаемому «устного секрета» (коу цзюэ), т.е. тайной вербальной формулы — мантры, дхарани (толони), заклинания (чжоу [4]), «истинного слова» (чжэнь янь), «чудесной гатхи» (мяо цзи), «неписаной истинной сутры» (у цзы чжэнь цзин), к-рую нельзя писать и разглашать даже ближайшим родственникам, а следует регулярно повторять про себя в сочетании со складыванием мудры. В секте игуань-дао, напр., применялись такие мантры: «У тай фо Милэ» («Бес[предельный] и велико[предельный] будда Майтрейя»), «У-лян-шоу-фо» («Неисчислимо долголетний будда/Амитаюс»), «Нань у Амитофо» («Южный беспредельный Амитабха»).
 
В яп. синто «три драгоценности» (самбо) в вариативном наименовании «осамбо» («почтенные три драгоценности») стали обозначать особую ритуальную утварь — кубообразную деревянную подставку с подносом для размещения жертвенных предметов в храме.
 
Источники:
Чжунхуа Да цзан цзин (Китайская Великая сокровищница канонов). Т. 1–106. Пекин, 1984–1996; Сутра о Бесчисленных Значениях. Сутра о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы. Сутра о Постижении Деяний и Дхармы Бодхисаттвы Всеобъемлющая Мудрость / Пер. с кит., коммент. и подготовка изд. А.Н. Игнатовича. М., 1998.
 
Литература:
Арутюнов С.А. Триратна в синто // Индийская культура и буддизм. М., 1972, с. 274–277; Иконография ваджраяны. Альбом / Автор-сост. Ц.-Б. Бадмажапов. М., 2003, с. 590; Стулова Э.С. Вероучение секты Желтое небо // Баоцзюань о Пу-мине. М., 1979, с. 114–117, указ.; Терентьев А. Определитель буддийских изображений. СПб., 2004, с. 33 (5.1), 58 (5.1); Тертицкий К.М. Китайские синкретические религии в ХХ веке. М., 2000, с. 182–186, 303, указ.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 557-558.

Автор:
 
© Copyright 2009-2019. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.