Синология.Ру

Тематический раздел


Пэнлай

蓬莱, Пэнлайдао («остров Пэнлай»). В китайской даосской мифологии один из островов бессмертных (сянь [1]; см. также Сянь-сюэ), вариант даосского рая. Всего, по даосским верованиям, насчитывается 36 небесных пещер и 72 счастливые страны, к-рые рассматриваются как райская обитель. Среди них Пэнлай является самым знаменитым местом обитания бессмертных. Пэнлай именуется также Пэнлайшань (шань — «гора»), гора-остров, плавающая в Восточном море или заливе Бохай. Название «Пэнлай» представляет собой, по-видимому, т.н. скользящий топоним, т.к. Пэнлай — название местности на полуострове Шаньдун (пэн значит густая трава артемизия, а лай — древний этноним, название племени, известного по надписям на гадальных костях, т.е. примерно с XIV в. до н.э.). Наиболее подробное описание Пэнлая содержится в трактате «Ле-цзы», где рассказывается, что в бездне Гуйсюй некогда плавали пять гор: Дайсюй, Юаньцзяо, Фанчжан, Инчжоу и Пэнлай. Окружность каждой из них — 30 тысяч ли (ли — ок. 0,5 км), плато на вершине — 9 тысяч ли, горы отстоят друг от друга на 70 тысяч ли. Все строения там из золота и нефрита, все звери и птицы белого (т.е. священного) цвета, деревья, на к-рых зреют жемчуг и белые драгоценные камни, растут кущами, плоды имеют удивительный аромат. Тот, кому довелось их отведать, не старел и не умирал. На островах жили бессмертные (сянь). Однако острова носило по волнам, и это причиняло бессмертным беспокойство. Тогда бессмертные обратились с жалобой к Шан-ди. Тот послал в море гигантских черепах (ао), чтобы они держали горы на головах. Великан Лун-бо поймал на крючок шесть черепах, две горы — Юаньцзяо и Дайсюй унесло в северный океан, остались Пэнлай, Фанчжан и Инчжоу. В Древнем Китае некоторые императоры снаряжали специальные экспедиции на поиски Пэнлая. Существовало представление о том, что Пэнлай и две др. горы издали напоминают тучи, когда люди приближаются к ним, горы-острова уходят под воду.
 
Литература:
Позднеева Л.Д. Атеисты, материалисты, диалектики древнего Китая, М., 1967, с. 85; Юань Кэ. Мифы древнего Китая, М., 1987, с. 53–54.
 
Автор: Рифтин Б.Л.

 
В общемировоззренческой системе коррелятивного мышления местонахождение китайского Олимпа, мировой горы, земного рая и обители бессмертия посредством глобальных оппозиций «горы - воды» (шань - шуй), «запад - восток» (си - дун) трансформировалась в альтернативу Куньлунь - Пэнлай (в пер. Л.Д.Позднеевой Приют Презревших Благо). Согласно мифу, отраженному в «Хуйанань-цзы» (цз. 6) и «Ле-цзы» (гл. 5), Пэнлай – гора-остров не на крайнем западе среди горных массивов, а на крайнем востоке среди принимающей все мировые воды бездонной великой пучины Гуйсюй. Ее поддерживают мироустроительные «исполинские черепахи» (цзюй ао; см. Ао), также символически представляющие воду. Тут с противоположным пространственно-символическим образом связана и иная концепция бессмертия как «обмана природы» (дао цзи 盗机), т.е. противоестественного движения во времени не к старости и смерти, а к молодости и бессмертию, в пространстве не к западу (закату и увяданию), а к востоку (восходу и расцвету). По описанию Сыма Цяня в цз. 28 «Фэн шань шу» («Трактат о жертвоприношениях Небу и Земле») из «Ши цзи» («Исторические записки»), увлекшиеся этими даосскими идеями при посредничестве магов и шаманов из приморских царств Ци и Янь их правители циские Вэй-ван (378 - 343), Сюань-ван (342 - 324) и яньский Чжао-ван (311 - 279) начали «посылать людей в море на приски Пэнлая, Фанчжана и Инчжоу», но «когда посланные подходили к ним ближе, на них тут же обрушивалась беда, суда подхватывались ветром и отгонялись». Все правители желали до них добраться, тем более самообожествлявшиеся и жаждавшие эликсира бессмертия основатель китайской империи Цинь Ши-хуан-ди (221 -210) и выдающийся ханьский император Хань У-ди (141 – 87) продолжили снаряжать подобные экспедиции. Первый, сам опасаясь вступать на палубу, приказал отправить в путешествие специально отобранных мальчиков и девочек, очищенных постом, а второй, лично занимавшийся алхимической трансмутацией киновари (дань [3]). послал магов за обитателем Пэнлая Ань Ци-шэном. Вместе Куньлунь и «горы-остова бессмертных (сянь шань), уплывшие в море на спинах исполинских черепах», а также инспирированные даоскими магами (дао ши, фан ши) попытки китайских императоров добраться до них были сатирически описаны Лу Синем в «старой легенде в новой редакции» (гуши синь бянь 故事新编) «Бу тянь» 补天 («Починка небосклона», 1922, рус. пер.: В.С.Колоколов, 1955). Ныне топоним Пэнлай присутствует на карте приморской пров. Шаньдун и о-ва Хайнань.
 
Источники:
Лу Синь. Собр. соч. в 4-х тт. М., 1955. Т. 3, с. 180 – 191; Позднеева Л.Д. Атеисты, материалисты, диалектики древнего Китая. М., 1967, указ.; Каталог гор и морей (Шань хай цзин)/Пер. Э.М.Яншиной. М., 1977, с. 108, 197; Гань Бао. Записки о поисках духов (Соу шэнь цзи) / Пер. Л.Н.Меньшикова. СПб., 1994, с. 350, 454; Чжуан-цзы. Ле-цзы / Пер. В.В.Малявина. М., 1995, указ.; Хуань Куань. Спор о соли и железе (Янь те лунь) / Пер. Ю.Л.Кроля. Т. II. М., 2001, с. 96, 395; Китайская народная картина няньхуа из собрания Гос. Эрмитажа. СПб., 2003, с. 128; Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. IV / Пер. Р.В.Вяткина. М., 1986, указ.; Философы из Хуайнани (Хуайнаньцзы) / Пер. Л.Е.Померанцевой. М., 2004, указ.
 
Автор: Кобзев А.И.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 553-554.

Авторы: ,
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.