Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Путидамо да-ши люэ-бянь да шэн жу-дао сы-син гуань

菩提逹摩大師略辨大乘入道四行觀 «Общие рассуждения Бодхидхармы о четырех действиях, ведущих на путь Большой колесницы». Трактат VI в., приписываемый легендарному первопатриарху чань-цзун, инд. проповеднику Бодхидхарме (кит. Путидамо; 440–528 или 536).
 
В трактате излагается целостная система обучения, направленная на внутр. проникновение в чань. Эта система условно может быть разделена на два осн. этапа («два проникновения», или «два вступления»): 1) сначала успокоение собственного сердца в медитации; 2) затем посвящение в истинное, глубинное знание. Каждому этапу соответствует отд. методика.
 
Теория «двух проникновений» предусматривает использование двух параллельных путей достижения «освобождения»: «проникновение через [духовный] принцип» (кит. жу ли) (через «созерцания духовного принципа») и «проникновение через дела», или «проникновение через практическую деятельность» (кит. жу ши). В части, специально посвященной учению о «двух проникновениях», говорится: «Существует множество способов проникновения в дао, но все они сводимы к двум: проникновение через принцип (жу ли) и проникновение через поступки (жу син)». Бином «принцип — практические деяния» по сути выражает внешнюю (деяния) и внутреннюю (принцип) стороны чаньской практики. Частично эта теория присутствовала и в инд. буддизме, в частности, концепцию отсутствия преград между деланием и духовным принципом развивала школа Аватасаки (хуаянь-цзун).
 
Первый путь — «вхождение в принцип» предполагает осознание того, что все живые существа обладают одной и той же изначально чистой природой, лишь поверхностно «омраченной» неведением. Отбросить все ложные взгляды и вернуться к истинной реальности (кит. чжэнь жу) можно посредством медитативной практики «созерцания стены» (кит. би гуань, букв. «взирание на стену/всматривание в стену»).
 
Второй путь — «проникновение через практические деяния» включает четыре момента: воздаяние за внеш. причины (т.е. принятие всех горестей и печалей); умение пребывать в соответствии с ситуацией (или с естественностью); отсутствий желаний; состояние полной гармонией с дао.
 
Литература:
Письмена на воде / Пер. с кит., исслед. и коммент. А.А. Маслова. М., 2000 (Первые наставники Чань в Китае).
 
Автор: Маслов А.А.
 
Источники:
Бодхидхарма. Трактат о созерцании ума. Учение дзен Хуэй Хая о мгновенном пробуждении. М., 1996.
 
Литература:
Дюмулен Г. История Дзэн-буддизма. Индия и Китай. СПб., 1994, с. 95 – 106 и далее; Судзуки Д.Т. Очерки о дзэн-буддизме. Ч. 1 – 3. СПб., 2002 – 2005, указ.
 
Сост. библ.: Кобзев А.И.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 552.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

История основных историко-культурных зон Восточной Азии в Х–I тыс. до н.э. в первом томе «Истории Китая»: подходы и концепции
О статье Е.Ф. Баялиевой «Правовые аспекты обращения бумажных денег в юаньском Китае»
Частотный иероглифический словарь классических китайских текстов и его использование в тематическом и жанровом анализе
Дневники В.М. Алексеева в «Синологической картотеке» учёного
История перевода Нового Завета на китайский язык свт. Гурием Карповым


© Copyright 2009-2018. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.